Меню сайта

«БАМ»-2, или Не любые дороги дороги

В том, что на минувшей неделе  в олимпийском Сочи состоялся Международный  транспортный форум,  нет ничего из  ряда вон выходящего.  Подумаешь, собрались железнодорожники из стран СНГ обсудить дела свои кризисные и скорбные.  Даже не удивляет, что принимающая страна, где, как известно, экономического кризиса нет и не было, сыпала очередными мегапроектами, как из рога изобилия.  И даже устроила соседям своеобразный мастер-класс: аккурат под форум  - с оркестром, водкой, песнями-плясками подгадали запуск строительства так называемой совмещенной дороги из Адлера в Красную Поляну, которую журналисты уже окрестили вторым БАМом - из-за беспрецедентной авантюрности и дороговизны.

Урок  для зарубежных транспортников, надо сказать, вышел весьма полезный: они узнали, как без экологической экспертизы и вообще без какой-либо экспертизы, в условиях отсутствия утвержденной проектной документации, начать освоение 266 миллиардов рублей.  Именно во столько Министерство регионального развития РФ оценило совмещенную олимпийскую дорогу, которая должна на левом берегу реки Мзымты совместить железнодорожную ветку и автомобильную трассу.

Не стоит задаваться вопросом, для чего вообще понадобилась дорога-дублер на Красную Поляну, когда уже имеется одна, притом недавно реконструированная. Ибо здесь мы имеем дело не со здравой, а с массово-спортивной логикой: по стандартам МОК, к любому олимпийскому объекту, не говоря уже о самом месте проведении состязаний, должно быть проложено как минимум две трассы. На всякий пожарный случай.

Такой случай наступил в начале прошлого года, когда оргкомитет Сочи-2014 сообщил, что у проекта нашелся инвестор, и не какой-нибудь, а в лице ОАО Российские железные дороги. Для чего железнодорожному монополисту, (финансовое состояние которого характеризуют оглашенные самой же компанией данные о том, что парк локомотивов и вагонов изношен на 80 процентов), понадобилось ввязываться в дорогостоящую затею, доподлинно не известно.  Зато  не секрет, что в стремлении выслужиться перед руководством страны в деле подготовки к Олимпиаде-2014, президент РЖД Владимир Якунин переплюнул даже  Олега Дерипаску.

Шутка ли: как прикинули проектировщики, одних тоннелей по пути из Адлера в Красную Поляну придется пробить не менее 16 километров. Плюс 35 километров мостов и эстакад.  Рельеф левого берега реки Мзымты таков, что нет ни одного километра ровного и пологого участка - так что озвученная выше весьма неслабая  стоимость стройки появилась не на ровном месте. Примечательно, что на возведение всех спортивных объектов и сооружений денег потребуется даже меньше  - всего 206 миллиардов.  Выполнение стандартного  технического требования МОК грозило обойтись дороже, чем вся Олимпиада вместе взятая, но похоже, что двух Владимиров - Якунина и Путина, на тот момент еще действующего президента, это обстоятельство нисколько не смутило.

Смущало другое:  большая часть левобережья Мзымты, вплоть до границы с Абхазией, входит в Сочинский национальный парк, притом в его заповедную и особо охраняемую зоны, что, по идее, должно было бы исключить любые поползновения на эти участки.  Но удивительное дело: когда предполагаемый транспортный коридор был нанесен на карту, выяснилось, что почти 12  километров его попадают именно на упомянутые территории.  В этот поистине разрушительный километраж попали карстовые массивы Ахштырский, Дзыхринский и Ахцу - колыбель чистейшей пресной воды и зону ценнейших девственных горных лесов. Грандиозного международного скандала, казалось, не миновать.  Но отчечественные олимпийцы не растерялись: втихую, чтобы никто не узнал и не поднял шум, они начали процесс изменения зонирования нацпарка, чтобы вывести нужные  для строительства дороги лесные кварталы из заповедной и особо охраняемой зоны. И вывели.

Но все же проекту РЖД светил еще длительный и сложный процесс государственной экологической экспертизы со всеми сопутствующими процедурами в виде оценки воздействия на окружающую среду, расчета ущерба и компенсации, общественных слушаний и т.д.  Но железнодорожники, воодушевленные решением важных государственных задач, ждать не стали.  Уже в конце прошлого года из Сочи донеслись слухи, что трассу вовсю строят.

Активисты Экологической Вахты по Северному Кавказу тогда выезжали на место и стали очевидцами расширения и улучшения существующей дороги между селами Верхне-Веселое и Ахштырь. В самом же селе Ахштырь, как выяснили зеленые, строится мощная бетонная дорога к порталу будущего тоннеля, а в особо охраняемой зоне Сочинского национального парка ведутся масштабные проектно-изыскательские работы с применением буровых установок.

Все это, конечно же, делал не железнодорожник Якунин, а   некая организация ЗАО ЮГСК. Во всяком случае, именно эта фирма фигурировала в ответе прокуратуры Краснодарского края, куда обратились экологи. Как следовало из этого документа, строительство данного олимпийского объекта (т.е. совмещенной дороги - прим. авт.)  в настоящее время еще не начато, за таковое общественники, по версии прокурорских работников, приняли невинный ремонт  муниципальной дороги, находящейся в аварийном состоянии.

Когда же через полгода масштабы работ в рамках явно затянувшегося ремонта увеличились раз в десять, и строителей стали замечать  там, где прежде никогда не было никаких муниципальных дорог, зато почему-то появилось несколько временных мостов через Мзымту, утаивать шило в мешке не смогли уже ни в прокуратуре, ни в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, откуда пришел ответ: Выявлено невыполнение требований законодательства об обязательном проведении государственной экологической экспертизы.  А кубанская прокуратура, словно устыдившись своего прежнего срама, тут же выявила целый сонм виновных во главе с генподрядчиком строительства ОАО УСК МОСТ, на коих было  заведено сразу 14 административных дел.

Пока прокуратура выносила фирме-генподрядчику представление о недопустимости нарушения законодательства (т.е. возобновления стройки), зеленые преподнесли очередную порцию скандальных подробностей. Так, они выяснили, что материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые  РЖД разместили в своей общественной приемной в Сочи, подготовлены для стадии обоснования инвестиций, а вовсе не для проекта строительства. К тому же в них упоминалось только о железной дороге, и ни слова не говорилось об автомобильной.

Дальше-больше.  В Экологическую Вахту окольным путем попало письмо, адресованное вице-губернатору Кубани Александру Иванову. В этом документе (№ 70-1078/09-06/04 от 10.04.2009 г.) под грифом ДСП, замруководителя краевого департамента ЖКХ Батищев ставит в известность высокое краевое начальство о том, что предложенный  ОАО РЖД вариант проекта участка трассы ПК68-ПК100 строительства совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер - горноклиматический курорт Альпика-Сервис абсолютно не может быть приемлемым ввиду нахождения в проектируемой полосе отвода части действующих, всех разведанных и утвержденных, а также неразведанных перспективных месторождений пресных вод на р. Мзымта.

Как говорится, приплыли... Мало того, что незаконная олимпийская стройка грозит стереть с лица земли чрезвычайно ценные с природоохранной точки зрения участки, так еще и лишить город Сочи запасов пресной воды. Здесь уже впору заводить не административные, а уголовные дела.

Но тут грянул Международный  транспортный форум, где сам бог велел развить показуху. А если еще учесть, что чуть раннее Сочи посетили инспекторы МОК, то что уж удивляться, что 27 мая на торжественное открытие стройки, закрытой по предписанию прокуратуры, приехал вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак в сопровождении губернатора Кубани Александра Ткачева и главы РЖД Владимира Якунина. Высокие гости  нажали на символическую пусковую кнопку тоннелепроходческого комплекса Ловат, а потом рассказывали  наперебой о том, что строительство дороги - это мощный импульс для всего сочинского региона, а также новое качество жизни для жителей и многочисленных гостей курорта.  А из уст губернатора Ткачева жители Сочи узнали, что такое цивилизация, дороги, энергетика, коммуникации, инженерия, все то, что необходимо для комфортной жизни. О том, что у комфортной жизни пока нет даже утвержденного проекта, глава региона скромно умолчал.

Впрочем, так ли важен проект  с какими-то там экспертизами, будь они неладны, когда уже есть утвержденный бюджет стройки и его нужно срочно осваивать? Как в свое время на БАМе. Ведь не ответил же тогда никто за пустую и даже вредную трату колоссального количества бюджетных денег. Похоже, что история повторяется. С той лишь, однако, разницей, что подмоченная репутация Олимпийским играм 2014 - а заодно и принимающей стороне  - практически гарантирована.   В условиях российского правового нигилизма и хронической импотенции правоохранительных органов, защитникам природы в очередной раз придется уповать на международные структуры.

Дмитрий Шевченко








Яндекс.Метрика