Меню сайта

Человек-гражданин как мерило искусства

Человек-гражданин как мерило искусства



У вас нет музея современного искусства? Вы что, аборигены, которые гордятся только своим фольклором? А ваш художественный музей - у вас блестящее собрание русского авангарда, которое нельзя показать, потому что для этого нет специальных условий? Как это возможно?

В Краснодаре 18-20  мая проходил форум  Современная культура и гражданская жизнь. Форум  был организован  Московской школой политических исследований (МШПИ) при содействии Кубанского  государственного  университета, художественного музея им. Ф. А. Коваленко и выпускников Школы -  Андрея Булдина (выпуск-2005) и Тимура Халилова (выпуск-2008).  

Форум стал  частью большого  проекта МШПИ Энциклопедия гражданской жизни, реализуемого в региональных столицах России. Краснодар, как  южная  столица, стал вторым  городом проекта, первый  форум прошел  в Перми.

Должно ли  общество быть гражданским?  Ответ  очевиден. А  что это такое –  гражданское общество?  И  что  такое культура?  От  частого  употребления  стерся смысл  слов.  Диалог, инициируемый Школой,  и призван  сформулировать  суть  затертых  слов. Проект масштабный,  задача его – возродить  в обществе непопулярные нынче ценности  человеческой личности – честь, достоинство, благородство…  Все встречи  форума  проходили   в форме  дискуссий, и все  были  интересны.  

Человек как мера вещей

Самым  ярким  и многолюдным  событием форума  стала    выставка  Мера вещей. Образ(ы) человека в современном искусстве Краснодара в художественном  музее им. Ф. А. Коваленко. В  названии выставки – известное   изречение Протагора человек есть мера всех вещей. Мерой Протагор называет критерий, а вещами — дела, отсюда: человек — мерило всех дел. Выставка небольшая (отобраны работы 15 художников и групп), но цельная и крепкая, как сжатый кулак, работы для нее отбирал известный искусствовед, историк и культуролог,  начальник отдела образовательных программ Музея современного искусства в Москве Евгений Барабанов.

Он с удивлением  отметил, что такого богатого созвездия  современных  художников не видел  давно. На выставку было  представлено  более  сотни работ – живопись, графика, инсталляции, фотография и не только.

Евгений Барабанов: Особенность  краснодарской  художественной среды в том,  что здесь художники занимаются творчеством, а  не производством товара, это   взрослое,  зрелое искусство. У вас есть своя школа, и у нее есть лицо.

Здание на Красной 15, где была открыта выставка -  мы  уже привыкли  к его многолетней реставрации, -  тоже потрясло куратора.

Выставка  открылась в чудовищно руинированном  здании! У  вас нет музея  современного искусства? Вы  что, аборигены, которые гордятся только своим фольклором? А ваш художественный  музей - у вас блестящее собрание  русского авангарда, которое нельзя  показать,  потому  что для этого нет   специальных  условий? Как  это возможно? - поразился Барабанов.

Музей современного искусства, считает Евгений Викторович, – это визитная карточка  региона. Почему? Тиражирование   традиционного  искусства – это важно, но это этнография. Это важно для туристического бизнеса. Между  вчера и завтра должна быть  связь - традиции надо развивать, и сделать это   может  только современное искусство.

Евгений Барабанов: Современное искусство – это  не вопрос  вкуса, это способ мыслить о современности! Художник – это  тот,  кто  опережает время,  сегодня говорит  о завтрашнем  дне. Не потому  что он  - оракул, это его природа. Художник интуитивно в своих работах   изображает  то,  что общество еще не  способно   артикулировать, образами провоцирует  задать  вопросы,  которые  только  формулируются в обществе. И у художника должна быть площадка для диалога  со зрителем – музей современного  искусства.

Круглый  стол Современное  искусство и гражданская  жизнь  обострил  видение проблемы.

Виктор  Хмель, фотограф:  Делать  здесь выставки бессмысленно –   давно нет  критики (не хулы или хвалы, а анализа),  публикаций   в прессе,  пограничные проекты  вообще   негде даже просто  показать. В регионе ощущается  упадок культурного уровня, и как результат -  с одной  стороны,  падает  интерес  общества  к искусству края,  с другой –  уровень  произведений искусства  становится все ниже.

Игорь  Михайленко, художник, директор  краевого  выставочного зала: Создается впечатление,  что  сегодня  социуму не нужно  искусство,  несмотря  на масштаб  города. Профессиональное  обсуждение произведений искусства не печатает ни  одно  СМИ. Современное искусство даже не модно (хотя  мода мало меняет ситуацию) и  создается здесь вопреки ситуации (и так обстоит дело не только  в живописи. – Прим. автора).  Молодые художники не хотят работать  в стол, как работают их старшие коллеги, и отток творческой интеллигенции из края  продолжается.  

Что же  делать?   Убеждать! -  считает Евгений Барабанов. Убеждать  всех -  власть, СМИ, спонсоров, общество, наконец.  Инициировать  интересные проекты,  провоцировать  критиков,  проводить биеннале  современного  искусства и образовывать зрителей. Не  уезжать в Москву - там   не легче. Создавать здесь галереи, музей, библиотеку современного искусства. Знать,  что происходит в мире, но не  копировать, а создавать  свое.  А иначе культура в регионе  будет  походить на  великолепную  работу Павла  Мартыненко Деревенский компьютер -  все есть, и экран, и клавиши, и мышка, но НЕ работает!

Михаил Савва, доктор политических наук, профессор кафедры связей с общественностью и  социальных коммуникаций, кафедры государственной службы и управления КубГУ: ЮГ России – традиционно  консервативный  регион, это  не  плохо и не  хорошо, это данность, и это надо учитывать. Но  там, где  суживается    поле, на котором  можно вещи называть  своими  именами, то, что нельзя  сказать  словами, можно выразить  через искусство. В этом   важнейшая роль  искусства  в формировании гражданского  общества.  

Воспитание гражданина и гражданское образование

В одном  из  интервью Елена Немировская,  основатель   Школы,  сказала  о том,  что  все усилия    Президента Дмитрия Медведева  модернизировать Россию могут быть  тщетны, до тех пор, пока не изменится сознание общества. А это процесс не быстрый. Именно  поэтому нынешний проект  школы адресован молодежи и тем,  кто ее воспитывает – преподавателям.

В рамках  форума  были  проведены семинары и круглые столы на факультетах журналистики,  архитектуры и дизайна, политологии КубГУ. И звучали на них  не некие официальные позиции, а частные оценки   квалифицированных экспертов, с которыми можно было  поспорить.

Бурными обсуждения не  получились,  а строгое Явка  обязательна в объявлении,  например,   на факультете журналистики, лишь подтверждает вывод: тема  СМИ и гражданское общество сегодня не  самая  волнующая для  будущих журналистов.

И  правда, зачем  нам, собственно, это гражданское  общество?

Юрий Сенокосов,  директор издательских программ  МШПИ:  Власть не  обязательно  свергать, как это почему-то  всегда случается в нашей истории, можно научиться власть  контролировать. Кем? Обществом  граждан своей страны.

Интересным   получился  круглый стол  на тему Гражданское  воспитание, который вел Александр Согомонов, академический директор  Центра  социологического и  политологического  образования РАН.  Возможно потому,  что в обсуждении темы принимали  участие не только студенты факультета политологии, но  и  преподаватели, в том  числе  школьные.

Вся русская  литература пронизана  духом патриотизма, в подтверждение этого можно привести тысячи  цитат  русских  классиков. Поэтом  можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.  Какие же качества нужно воспитать в человеке,  чтобы вырастить  гражданина? И должны ли  школа и  вуз  воспитывать или только обучать?

Забавно, но нынешнее изобретение  Министерства образования, предмет Россия в мире,  оказывается,  не первая попытка  власти  упростить   сложнейшую  задачу  воспитания гражданина. Александр  Согомонов поведал, что  еще   в 1919 году знаменитого  социолога и культуролога Питирима  Сорокина попросили придумать предмет,  который стал  бы  стержневым в новой советской школе. Питирим  Сорокин, выполняя поручение правительства, предложил к изучению  в школе предмет Родиноведение, поставив  во главу угла  - ведение, то  есть  знание своей Родины, ее истории, культуры, традиций. Нужны ли эти знания для воспитания гражданина? Должен ли это быть специальный предмет? И так ли уж бесполезны гуманитарные предметы, которые реформа образования  стремится  сократить  в школе?   И  что такое  патриотизм -  чувство или знание?  Нужно ли преподавать в школе правовую грамотность? Вопросов было  столько,  что не хватило времени все обсудить, и школьные  учителя еще долго продолжали  разговор  в коридорах  университета.

Форум  закончился. Вопросы остались.

Михаил Савва:  Такие семинары   запускают  процесс осмысления проблемы, это  самое главное, а   хорошие   эксперты, которые  сотрудничают  со  Школой,  обеспечивают  уровень толчка. Для тех, кому это интересно,  Школа - очень  важный инструмент.


P.S. Наполненные до отказа залы, неподдельный интерес средств массовой информации и  общественная дискуссия, которая сопровождала форум в течение  его проведения  - это цитата  из репортажа о семинарах  в... Перми. Наши  СМИ  не  баловали  форум  вниманием, что тоже является характеристикой...



Наталья БРАЖНИКОВА


Фоторепортаж  с круглых столов и выставки http://www.livekuban.ru/image/289953>смотрите здесь.








Яндекс.Метрика