Меню сайта

Что даст Сочи Олимпиада?

Заметно активизировавшееся в последнее время олимпийское строительство даже закоренелых скептиков заставляет по-новому оценить открывающиеся перспективы. Тем не менее вопрос о том, что приобрел и что, возможно, утратил Сочи после получения городом статуса столицы зимних Олимпийских игр 2014 года, споры о соблюдении баланса между развернувшимся строительством и интересами города-курорта по прежнему остаются в центре внимания общественности.

В предлагаемом вниманию развернутом комментарии свой взгляд на актуальную тему излагает заместитель главы администрации Краснодарского края Александр САУРИН:

Думаю, для трезвомыслящих людей совершенно очевидно, что предстоящие в 2014 году Олимпийские игры следует рассматривать как мощный катализатор социально-экономического развития города Сочи. Главное приобретение заключается в том, что подготовка к Олимпиаде дала не только надежду, но и реальный шанс, широкие возможности для формирования города как всесезонного курорта, соответствующего современным международным стандартам.

Сейчас ведутся активные шаги в этом направлении. Многое предстоит и уже делается в рамках краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развитие города Сочи как горноклиматического курорта». Этой программой предусмотрено формирование нового облика города в соответствии с его особым статусом столицы Олимпийских игр. В ее рамках будут осуществляться строительство, капитальный ремонт и реконструкция инженерных коммуникаций, очистных сооружений, глубоководных выпусков, объектов здравоохранения, образования, культуры, спорта. Внушительный объем мероприятий предусмотрен по реконструкции и капитальному ремонту улично-дорожной сети, строительству транспортных развязок, дорог? мостов, созданию особо охраняемой природной территории.

Вот лишь несколько примеров того, что конкретно получит город от воплощения олимпийской мечты. Не секрет, что одна из основных инфраструктурных проблем курорта в настоящее время – низкая транспортная доступность и пропускная способность, что препятствует реализации потенциала курорта. К Олимпиаде-2014 автодорожная инфраструктура Сочи должна быть и будет полностью модернизирована. Например, в Красной поляне будет построено 36 километров подъездных дорог к горнолыжным объектам. Для обеспечения современного подъезда к самой Красной Поляне будет построена и уже прокладывается совмещенная автомобильная и железная дорога протяженностью 46 километров. Это создаст задел для развития курорта на многие годы.



Преобразится и автодорожная инфраструктура прибрежных территорий. Для проезда транзитного транспорта, минуя зону плотной застройки курорта, строится дорога  в обход города протяженностью 18 километров и автодорога Адлер – Веселое по новому направлению и протяженностью 10 километров. Для разгрузки внутригородской улично-дорожной сети будет построен дублер Курортного проспекта протяженностью свыше 20 километров и с расчетной скоростью движения до 100 километров в час. Будет построено несколько крупных транспортных узлов и развязок на пересечении самых оживленных магистралей, строительство одного из них – «Адлерского кольца» - входит в активную фазу, начинаются работы и по возведению еще двух – на пересечении улиц Донская – Гагарина и в районе центрального стадиона.



Можно привести примеры и из области здравоохранения. В рамках реализации олимпийского проекта возводятся две больницы – в Красной Поляне и неподалеку от поселка Дагомыс, предусмотрен капитальный ремонт и реконструкция 13 муниципальных учреждений здравоохранения. Предусмотрено создание на базе городской больницы N 4 многопрофильного медицинского центра, в Адлере будет построена новая подстанция скорой медицинской помощи, там же предусмотрено строительство хирургического отделения местной больницы N 6. Этот перечень достаточно внушителен.

В ходе подготовки к Олимпиаде появятся обновленные учреждения культуры, новые стадионы и дворцы спорта. Что будет с ними после Олимпиады? Часть новых сооружений олимпийского парка Имеретинской низменности  планируется перепрофилировать в многофункциональные киноконцертные, выставочные и бизнес-комплексы, где будут созданы культурно-деловые центры. Горнолыжные комплексы станут тренировочными базами подготовки для российских и зарубежных спортсменов по зимним видам спорта. А перепрофилирование после Олимпиады строящегося временного грузового порта в Имеретинской низменности вкупе с реконструкцией сочинского морпорта будет способствовать масштабному развитию инфраструктуры яхтинга и морского международного туризма.

Олимпийский проект, помимо сказанного, даст возможность и для инновационного рывка во многих сферах жизни. Коренной модернизации, с привлечением лучших технологических достижений, подвергнутся многие направления. Перед нами открылись перспективы внедрения новых, современных стандартов и нормативов  в таких сферах, как строительство, коммунальное хозяйство, транспорт, сфера обслуживания. Если сказать проще, мы сейчас с подачи Олимпиады, по сути, пересматриваем свой взгляд на то, как нужно жить, развиваться, строить…

Так что если и можно говорить о неких утратах, я бы сказал так: прославленный город-курорт лишился опасного покоя, обреченности на стагнацию, на превращение в провинциальную окраину в худшем смысле этого слова. С началом олимпийского строительства мы переворачиваем страницу и открываем новую главу в его истории. Развернувшееся беспрецедентное по масштабам строительство, понятное дело, сопряжено с неизбежными в таких случаях издержками. Никто не отрицает наличие проблем, их не может не быть в любом большом деле. Но мы следим за ситуацией и принимаем необходимые решения. Мы отдаем себе отчет в том, что вслед за решением одних будут появляться новые. Но мы открыты для обсуждения с населением любых проблем, и в  этом видим залог успешного продвижения к поставленным целям.

Полемизировать же по поводу, возможен ли баланс между строительством и интересами курорта и его жителей, и в чем этот баланс состоит, и просто, и сложно одновременно. Если мы говорим о зрелом, без предубеждений общественном сознании, направленном на позитивное мышление и развитие, все вроде бы просто. О каком дисбалансе и противоречиях может идти речь, когда генеральная задача и цель очевидны: создать обновленный, современный, привлекательный курортный город, которым можно было бы гордиться, и в который было бы не стыдно пригласить весь мир, в данном случае – Олимпийские игры провести, и не только. Проще говоря, станет ли, к примеру, нормальная семья отказываться от капитального ремонта устаревшего жилища, имея на то все возможности и условия?

По большому счету, речь идет о восприятии, совместимости общегосударственных задач с личными интересами. А о настроениях горожан, о том, что прежде всего волнует рядовых сочинцев, думаю, общеизвестно.
У нас устаревший, обветшавший жилищный комплекс? Около 600 домов будет капитально отремонтировано в ходе подготовки к Олимпиаде.
У нас дороги узкие и мучаемся в пробках? Будут построены и уже строятся десятки километров новых магистралей, автотранспортных развязок, направленных на достижение заявленной цели – ликвидацию к Олимпиаде и в дальнейшей перспективе автомобильных заторов.
У нас мало мощностей, низкое качество подачи электроэнергии, скачет напряжение в сети? Так по программе строительства олимпийских объектов будут построены новые электростанции в Туапсе, Кудепсте и в Адлере, а также 6 электроподстанций, исчезнут острые проблемы обеспечения электроэнергией микрорайонов и населенных пунктов.
У нас не всюду еще дошел природный газ? Дойдет, недавно «Газпром» приступил к прокладке подводной магистрали газопровода Джубга – Лазаревское – Сочи.
Перегружены и стали источником зловония и экологической опасности свалки ТБО? В рамках КЦП предусмотрено строительство 2 комплексов по сбору, вывозу и переработке ТБО в Хостинском и Лазаревском районах совокупной годовой мощностью 320 тысяч тонн отходов.

Этот перечень, в том числе и по канализованию, водоснабжению, благоустройству и многим другим сферам социально-коммунальной сферы, довольно внушителен. Что-то из этого уже спроектировано и начинается практическая работа, что-то еще предстоит доработать, а что-то уже сделано. Приведу лишь один пример: в конце прошлого года в самом центре Сочи запущена гипохлоридная установка на Навагинских очистных сооружениях. В результате вместо опасного для окружающей среды хлора используется гипохлорид натрия – абсолютно безопасный реагент.

Что во всем этом можно обнаружить такого, что бы вызывало противоречивые настроения? Ведь надо понять очевидную вещь: переустройство Сочи ведется в интересах города-курорта. А заключается этот высший интерес в том, чтобы создать подобающий 21-веку курорт, комфортный для проживания и приема гостей. В этом понимании и кроется баланс настроений и ожиданий между нынешним процессом, конечным результатом и интересами горожан. А то получается, что мы, суть курорт Сочи, хотим быть привлекательнее, лучше работать и  больше зарабатывать, но чтобы при этом без резких движений, чтобы ничто не мешало покою и как-то проходило умиротворенно, без пыли, без шуму… Но так не бывает! Кстати сказать, зловещие предсказания о том, что олимпийское строительство отпугнет отдыхающих, и мы станем свидетелями их резкого оттока, не сбылись. Как явствует из официальных данных, Сочи был и остается лидером по посещаемости среди российских курортов.

Повторюсь: мы, безусловно, прекрасно понимаем, что решение столь масштабной задачи не может обойтись и не обходится без проблем. Предвиденные и непредвиденные, большие и незначительные, субъективиого характера и объективного, - они были, есть и, очевидно, будут на всем протяжении олимпийского строительства. Не отрицая наличия трудностей и даже ошибок, хотелось бы, тем не менее, подчеркнуть, что они все-таки исправляются по ходу дела. Помните, сколько было треволнений по поводу возможного строительства грузового порта? Вопрос снят! А сколько было полемики по поводу строительства жилья для переселенцев и их судеб?! Сегодня же, согласитесь, совершенно иная ситуация! То же самое – по поводу экологического ущерба. Но ведь «РЖД» продемонстрировали уже, что и эти вопросы решаемы путем компенсационных мер.  

Я далек от того, чтобы утверждать об отсутствии некоего дискомфорта в связи с ведущимся строительством. Да, местами и шумно, и пыльно, и грязно, не везде еще успели принять меры по устранения или минимизации этих издержек. Мы все это знаем и видим. Наверное, можно по таким поводам укорять организаторов процесса в неповоротливости, в ошибочности определенных действий или бездействии… Но ведь не ошибается тот, кто ничего не делает! А тот, кто делает, ошибается, но исправляет их и все же идет вперед, к намеченной цели. А какова наша цель, мы об этом уже говорили.

Конечно, если говорить о соблюдении и балансе интересов и умонастроений, надо бы помнить, что дьявол, как говорится, кроется в деталях. В таких ситуациях всегда найдутся люди, готовые кричать на весь мир об ущемлении личных интересов, о невосполнимых потерях, о несправедливости и непримиримости позиции и так далее, часто даже по сомнительным к тому поводам. Об особенностях такой поведенческой модели можно долго рассуждать. Но, если говорить конкретно, по некоторым частным бизнесменам из курортно-гостиничной сферы в районе той же Имеретинской низменности, истинные мотивы этого «движения сопротивления» очевидны. С высоты новых задач и перспектив казавшаяся еще вчера фешенебельным отелем гостиница сегодня уже, не говоря о завтрашнем дне, представляется заурядной, пардон, ночлежкой. Гостиничный сегмент предстоит коренным образом модернизировать, в город, и в Адлерский район, в частности, придут новые туроператоры, которые будут работать по современным стандартам. Понятно, что в результате преобразований конкурентная среда изменится коренным образом. И это, кстати,  касается и других сфер: обшепита, транспорта, бытового обслуживания. Необратимость этих изменений  - вот что на самом деле пугает и тревожит некоторых наших бизнесменов, привыкших с места стричь купоны «малой кровью». Почти уверен, что и эти мои слова покажутся некоторым обидными и неправильными, но правда состоит в том, что сохранять статус-кво, когда здесь густо, а рядом пусто, когда здесь чисто, а за забором грязь и болото, дальше нельзя, это архаично, убыточно, вредно во всех отношениях. Но желающие развиваться в новых условиях и в соответствии с новыми требованиями, искать и находить новые возможности для корпоративного сосуществования, всегда могут рассчитывать на поддержку.

Материал предоставлен пресс-службой департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года








Яндекс.Метрика