Меню сайта

Дороги через кризис

Отсутствие инфраструктуры является одним из самых серьезных сдерживающих факторов развития экономики любого региона. Особенно транспортной инфраструктуры. Как и сто лет назад, дефицит хороших дорог является в России проблемой номер один. Краснодарский край не является исключением.

Мировой финансовый кризис еще больше усугубил ситуацию: целый ряд инфраструктурных проектов был заморожен или отложен на длительный срок. Однако даже в условиях кризиса без строительства новой инфраструктуры не обойтись: если не строить сегодня, то завтра сотни предприятий останутся без воды, газа и электроэнергии. О том, как создавать инфраструктуру, в том числе и транспортную, будут говорить и на нынешнем инвестиционном форуме «Сочи-2009».

Даже для относительно экономически благополучной Кубани вопрос создания новой инфраструктуры, в том числе и дорожной, довольно болезненный. Несмотря на то, что в Краснодаре состояние автотрасс заметно лучше, чем в соседних городах, до европейского уровня кубанской столице еще далеко. В целом для выведения всей системы автодорожного сообщения на более высокий качественный уровень Кубани необходимо от 400 до 500 млрд рублей, — а это практически пятилетний бюджет региона.

Конечно, самостоятельно с такой задачей краю не справиться. Основное финансирование автодорожного строительства осуществляется из федерального бюджета. Сейчас в регионе реализуются сразу несколько крупных федеральных программ: среди них реконструкция участка федеральной трассы «Дон», разработка проекта первой в регионе платной магистрали Краснодар—Абинск—Кабардинка, строительство новых дорог на черноморском побережье, а также программы по развитию дорожных сетей, мостов и развязок в олимпийском Сочи.

«Дон» расширят

Один из самых грандиозных по своему масштабу проектов — реконструкция автотрассы М4 «Дон». В рамках строительной программы предполагается отремонтировать и дополнительно проложить 622 км автомагистрали, чтобы привести трассу к параметрам первой категории на всем протяжении дороги. Основные строительные работы намечены на 2010–2013 годы. Для этого потребуется не менее 271,5 млрд рублей инвестиций. По данным Минтранса России, эти деньги будут выделяться из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы».

Сейчас автомобильная дорога «Дон» по своим параметрам не соответствует социально-экономическим потребностям страны и международной транспортной системы. В большей своей части трасса перегружена, особенно на участках с двумя полосами движения, где уровень загрузки превышает предельно допустимый в 2–4 раза. Из-за этого на дороге отмечается высокий уровень аварийности, отмечают в Минтрансе.

«Необходимость модернизации трассы резко возрастает в преддверии проведения зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году и развития города как горноклиматического курорта, а также модернизации Новороссийского морского порта, который каждый год увеличивает прием грузов с автомобильного транспорта», — заявили в департаменте по транспорту и связи Краснодарского края. Реконструкция пройдет и на территории Краснодарского края. По прогнозам министерства, развитие сети дорог в крае поможет существенно сократить время движения. Новые дороги не будут пересекаться в одном уровне с другими проходящими трассами, а будут проложены в обход гор либо в тоннелях, либо на эстакадах. Именно за счет этого специалисты рассчитывают сократить километраж и время движения.

Софинансировать проект собирается и краевая администрация: на краснодарский участок планируется выделить 12 млрд рублей. На этой трассе от въезда в регион со стороны Ростовской области до города Горячий Ключ планируется построить проезжую часть с четырехполосным движением. Предполагается, что данные работы завершатся уже к 2010 году, а к 2015 году должна быть реконструирована и оставшаяся часть трассы с созданием на всем ее протяжении трехполосного движения.

Хочешь ехать — плати

Однако если автотрасса «Дон» проходит в основном по равнинной территории, то значительная часть дорог на территории края проложена в горах, что затрудняет и реконструкцию, и новое строительство. «Как правило, подобные проекты становятся более затратными, а значит, нежизнеспособными, — считают в краевой администрации. — Чтобы окупить вложения, в крае решили построить первую платную автодорогу на участке от Краснодара до Кабардинки через Абинск. Для получения федерального софинансирования проект „Краснодар—Абинск—Кабардинка“ был выставлен на правительственный конкурс, и в ноябре 2006 года комиссия правительства одобрила выделение из инвестиционного фонда РФ средств на разработку проектно-сметной документации».

Общая стоимость строительства — 117,5 млрд рублей. В том числе на разработку проекта потребуется 1,158 млрд рублей. Предполагается, что доля инвестиционного фонда составит порядка 51%, Краснодарского края — 23%, внебюджетных источников — 26%. Проект планируется окупить за восемь лет при потоке движения более 60 тыс. автомобилей в сутки.

Стоимость проезда по новой автодороге на участке Абинск—Кабардинка может составить около 1 рубля за 1 км, на горных участках — около 3 рублей за 1 км для легковых автомобилей.

Строительство четырехполосной автодороги должно быть завершено до 2013 года. Оно будет проходить в три этапа. Первый этап — прокладка участка Абинск—Кабардинка протяженностью 33 км, второй — строительство западного обхода Краснодара длиной 36 км, третий — участок Краснодар—Абинск (78 км).

По словам сотрудников краевого минтранса, проектом уже заинтересовались частные инвесторы, которые готовы выделить деньги на строительство. Однако из-за финансового кризиса объекту пока так и не дали хода: финансирование проектной части, которое должно было осуществляться за счет федерального бюджета, отложено на 2010 год. Хотя, как подчеркивают в краевой администрации, от проекта регион отказываться не собирается: в перспективе новая автодорога должна стать не просто современной скоростной магистралью, но и новым объектом, который будет приносить доход в краевую казну.

Сочи обрастет дорогами

Зато достаточно активно в крае идет другое строительство — вокруг Олимпийского Сочи. Здесь заложены сразу несколько новых автомагистралей. Наибольшую готовность имеет проект по созданию объездной трассы: завершить очередной этап строительства объездной автодороги в обход Сочи с выходом в Адлер дорожники планируют уже к концу этого года.

Во втором полугодии 2009 года предполагается приступить к следующему проекту — прокладке дороги-дублера Курортного проспекта в Сочи. В ходе ее строительства будет построено шесть тоннелей. После введения в действие в 2013 году дорога сможет полностью обеспечить проезд грузового и легкового автотранспорта по городу. Стоимость строительства первой очереди дороги-дублера, как ожидается, составит 27 млрд рублей.

Пожалуй, самый интересный проект в Сочи — это строительство совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер—Красная Поляна, стоимость которой оценивается в 242 млрд рублей. В рамках проекта планируется спроектировать и построить 48 км электрифицированной железной дороги с тремя новыми станциями и реконструкцией станций Сочи, Адлер, Веселое, а также более 50 км автодороги с соединительными дорогами между существующей и новой автомагистралями. Проект включает сооружение 26,5 км тоннелей, в том числе 10,3 км железнодорожных, 6,7 км — автомобильных, 9,5 км — штольни. Также предполагается строительство 35 км мостов и эстакад.

Кроме того, по условиям заданной пропускной способности — шесть пар поездов в час — необходимо построить второй главный путь от Сочи до станции Адлер. По предварительным расчетам, дополнительные затраты на строительство второго главного пути с учетом двух тоннелей составят порядка 10 млрд рублей.

Объект должен быть сдан не позднее третьего квартала 2013 года. Как сообщили в краевом минтрансе, в настоящее время ведутся проектно-изыскательские и подготовительные работы. Полностью выполнены геодезические, геофизические, экологические и историко-археологические изыскания, в основном закончены полевые изыскания. Документацию на стадии «Проект» планируется завершить и сдать в экспертизу до конца 2009 года.

Объехать Краснодар по периметру

Необходимость прокладывать объездные маршруты вокруг города назрела не только в Сочи. В столице края специалисты так же разработали проект объездного маршрута — «Южный скоростной периметр города Краснодара». Власти города собираются построить автомагистраль протяженностью 16,9 км, соединяющую юго-западную часть города с выходом на федеральную автодорогу Краснодар— Новороссийск и юго-восточную часть города в районе выхода на магистраль М4 «Дон» и автодорогу Темрюк—Краснодар—Кропоткин.

Новая скоростная магистраль должна не только сократить время проезда из центра в спальные районы Краснодара, но и разгрузить уже существующие дороги. Как сообщили в краевой администрации, сейчас назвать даже примерные сроки столь грандиозного строительства невозможно: пока в Краснодаре не представляют, где найти ?230 млн на новый проект. Однако это вовсе не означает, что в ближайшие годы в кубанской столице не появится новых дорог. Сейчас в городе в рамках краевой целевой программы «Краснодару — столичный облик» ведется реконструкция с расширением и обновлением полотна сразу на нескольких основных автомагистралях. Городские власти рассчитывают, что эти меры, а также попутное строительство многоярусных парковок помогут разгрузить местные дороги.

Об актуальности транспортного строительства будут говорить и на Международном экономическом форуме «Сочи-2009». Уже в первый день его работы состоится заседание круглого стола на тему «Инфраструктурные проекты в условиях кризиса: препятствия и возможности». Как сообщили в Торгово-промышленной палате Краснодарского края, его участники обсудят, как и на какие средства строить инфраструктуру в новых экономических условиях, определят приоритетность многих проектов, в том числе и по возведению кубанских дорог.

Яна Романова, http://www.kommersant.ru/>газета Коммерсант, Приложение(Ростов) № 170 (4225)








Яндекс.Метрика