Меню сайта

Дважды платные дороги

Дважды платные дороги



Дорожной отрасли грозят серьезные перемены: федеральные трассы перейдут в доверительное управление новой государственной компании Российские автомобильные дороги. Мы попытались разобраться, как это отразится на самой важной для нашего региона автомагистрали М-4 Дон.

Благое намерение

В июле 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал закон о государственной компании Российские автомобильные дороги. Цель ее создания внушает надежду. Компания создана для того, чтобы содержать и развивать автомагистрали, проектировать новые дороги и ремонтировать действующие. То есть призвана сделать то, чего до нее никто не смог сделать: избавить автотрассы от пробок и колдобин и сделать проезд по ним комфортным и безопасным.

Более того, федеральные дороги планируется сделать инвестиционно привлекательными, поэтому они передаются в доверительное управление новой госкомпании для дальнейшего привлечения внебюджетных средств, то есть инвесторов. А это значит, что ряд федеральных трасс будет переведен в платный режим. По имеющейся информации, в управление Автодору будет передано около 18 тыс. километров российских дорог вместе с придорожной полосой. Конечно, не все эти километры станут платными, но об этом ниже.

Несмотря на грандиозные планы и полугодичный срок с момента принятия закона, о работе новой госкомпании не особенно слышно. Однако, по заверениям Минтранса, в полную силу компания развернется позже, сейчас пока идет организационный период.

Каким боком к Кубани?


Буквально в канун Нового года, 30 декабря, Правительство России своим распоряжением  № 2133-р утвердило перечень автомобильных дорог, находящихся в федеральной собственности и подлежащих первоначальной передаче в доверительное управление государственной компании Российские автомобильные дороги, а также сроки такой передачи. Среди прочих в перечне значится федеральная трасса М-4 Дон от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, которая должна быть передана в доверительное управление Автодору уже к 1 мая нынешнего года.

- Эта трасса - экспериментальный участок, - комментирует КИ решение правительства председатель комитета Госдумы по  транспорту, член наблюдательного совета госкомпании Российские автомобильные дороги Сергей Шишкарев. - И связано это в первую очередь с предстоящей Олимпиадой в Сочи.

- Процесс передачи в управление Автодору федеральной трассы М-4 Дон непростой,  надо собрать немало документов, - говорит заместитель начальника ФГУ Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Юрий Косинцев. - Пока мы утрясаем рабочие моменты. Повлияет ли это на сроки ремонтных работ? Нет. Принцип передачи Дона в доверительное управление госкомпании таков: те объекты, которые уже находятся в работе, будут завершены нашим управлением и переданы Автодору в полной готовности. Это транспортная развязка на Ростовском шоссе при подъезде к Краснодару, объекты в районе Горячего Ключа и Кущевском районе, Адыгее. Новые объекты, которые мы планировали реконструировать, не начинаем, реализацию этих проектов будет вести уже госкомпания.

С нынешним положением дел более-менее ясно, чего не скажешь о ближайшем будущем нашей родной трассы: станет ли она платной, и на каких участках?

По мнению Сергея Шишкарева, наш край как нельзя лучше приспособлен для этого. Во-первых, сеть кубанских дорог более развита по сравнению с другими территориями России. В то же время дороги курортного региона, коим мы являемся, серьезно перегружены, особенно в летний период. Следовательно, большой спрос на платную автодорогу может быть со стороны приезжающих в край отдыхающих, и уж тем более в рамках зимней Олимпиады.  

- По решению, согласованному с Минтрансом, на трассе М-4 уже строятся новые участки по 30, 40, 100 километров в обход городов, того же Воронежа, и они  будут эксплуатироваться на платной основе, - продолжает  член наблюдательного совета Автодора. - Почему бы не применить этот опыт и на Кубани? Тем более что  параллельно останется бесплатной прежняя дорога. Цена вопроса? В среднем рубль за километр, хотя в Европе - доллар за 10 километров.

Действительно, по нормам действующего законодательства, платная дорога должна обязательно иметь бесплатного дублера. Но если найдутся желающие платить деньги, чтобы быстрее и комфортнее доехать, например, от Краснодара до побережья, минуя пробки, почему бы им не предоставить такую возможность? Подчеркиваем: при наличии дублера!

По словам источника КИ, пожелавшего остаться неизвестным, в настоящее время в Автодоре прорабатывается проект создания платного участка донской трассы через  Кущевский район, причем без обхода: едешь по Дону-4, попадаешь на 100-километровый платный участок, после которого опять продолжаешь бесплатное движение. Где дублер? И рядом не стоит, точнее не строится.

Вопрос принципа

Если в производственных планах новой госкомпании есть некая ясность, то в отношении  финансов таковой нет. Официальные данные о них крайне скудны, возможно, опять-таки по причине становления молодой компании.

Так из каких же источников будет складываться та самая финансовая мощь новой госкомпании, которая намерена решить дорожные проблемы страны?

Как уже было сказано, помимо бюджетных денег на строительство автодорог средства будут привлекаться и со стороны. Механизмы такого привлечения могут быть разные: размещение облигаций под госгарантию с длительным сроком погашения, льготные кредиты, средства заинтересованных инвесторов.

Но придет ли крупный бизнес, изрядно потрепанный экономическим кризисом, в столь затратные проекты, как строительство платных дорог? Даже если и найдутся такие, сомнительно, что можно будет построить на подъездах к горному побережью  альтернативные скоростные трассы с затратами, аналогичными равнинной Воронежской области. А это значит, что сумма слагаемых государство плюс бизнес вряд ли будет равна рублю за километр.  

Возникает и другой вопрос - вопрос принципа. Автодор собирается строить платные дороги главным образом на бюджетные средства. Так почему налогоплательщики, отдавая государству налоги на строительство и ремонт инфраструктуры, должны еще раз платить за проезд по новой трассе, даже если она более комфортна?

Безусловно, при создании Российских автомобильных дорог прослеживаются благие намерения государства. Время, может, и бережет деньги, но в данном случае явно не обозначает ясность планов. Возможно, в мае мы узнаем, что ждет всеми излюбленную трассу М-4, соответственно и автомобилистов, в ближайшие годы. Ведь в пробках по дороге на море и обратно стоят не только гости из других регионов, но и мы, жители южного рая.  


Сергей ИЛЬИН, газета http://ki-gazeta.ru/rating/24869.html>Краснодарские известия








Яндекс.Метрика