Меню сайта

Фотобум по-краснодарски: смотреть и видеть

Фотобум по-краснодарски: смотреть и видеть



В Краснодаре фотобум. Фотокамеру берет в руки каждый первый. Поиграв с мыльницами, многие хотят научиться снимать, как профи. Спрос на курсы для фотографов (так их называют на форумах) рождает предложения от краснодарских мастеров.

Первые фотокурсы в Краснодаре открыл я, и это было в 2007 году, - говорит Эльдар Ганеев, руководитель Краснодарской школы фотографов, член союза фотохудожников РФ. – За эти годы я отучил более 300 человек. Сейчас мне известно еще пять различных курсов помимо моих. Все они длятся в среднем два-три месяца и проводятся два раза в неделю.

Разброс цен на фотокурсы в Краснодаре впечатляет: минимальная планка для подростковой аудитории составляет 1200 рублей в месяц, а максимальная для взрослых – 10 000 рублей в месяц. Но вообще в среднем начинающие заплатят по четыре-пять тыс. рублей в месяц. Для сравнения: в Москве стоимость таких же курсов начинается от 24 тыс. рублей в месяц.

Я  ввел три уровня подготовки: для  начинающих, средний и для продвинутых, - говорит Эльдар Ганеев. - Сейчас на моих курсах единовременно обучается 60 человек. В этом году приток желающих просто огромный. Очередь уже из 80 человек, и она постоянно увеличивается. Причина тут простая: все – и дети, и взрослые стали покупать зеркальные фотоаппараты. Раньше на курсы приходили, в основном, те, кто хотел из любителя стать фотографом, а сейчас больше половины – народ, который просто осваивает фотоаппарат. То есть человек вложил в устройство 30 тысяч рублей и хочет понять, куда надо нажимать, чтобы получить результат. Конечно, по-прежнему много тех, кто ищет творчества, хочет стать художником. Поэтому я сейчас думаю, как разделить эти два потока.

Такое разделение уже сделали авторы курсов с говорящим названием Фотокурсы  Елены Суховеевой и Виктора Хмеля. Раньше мы тоже работали с людьми, которые приобрели фотоаппарат, но не могут разобраться с инструкцией. Но сейчас набираем студентов, которые хотят либо стать художниками и выставляться, либо стать профессионалами и зарабатывать, - говорит Елена Суховеева (их тандем с Виктором - многократный участник Московского фотобиеннале, российских и зарубежных вернисажей). – Мы сами много снимаем, участвуем в выставках и не ставим цель только заработать деньги, нам интересно помогать своим ученикам развиваться. Я создала обучающую систему в три этапа по три месяца каждый. Но провожу весь курс в лучшем случае два раза в год.

Когда выбираешь школу, надо смотреть на работы педагога. Это кажется очевидным. Но выбор происходит не на уровне оценки технического мастерства преподавателя (которое новичок, собственно, и не сможет определить). Педагог будет учить не столько снимать, как он, сколько видеть, как он. Поэтому выбор происходит в плане общего подхода к фотографии. Если фотограф снимает гламур, он этой фотографии и учит.

Я даю знания, которые связаны с мышлением, преподаю различные стили в фотографии, вырабатываю авторский почерк, - говорит Елена Суховеева.

Я  преподаю начальный уровень, - говорит  Татьяна Зубкова, фотокорреспондент ИА «Живая Кубань и ведущий одних из курсов в Краснодаре. - С одной стороны, начальные знания может дать любой более или менее мастеровитый человек. Гарантировать, что научу круто фотографировать, я не могу. Но я пытаюсь дать своим ученикам понимание того фото, которое сама считаю хорошим».

Интересно, что сами учителя – хоть и мастера, но очень часто самоучки.

В советское время учили только на ательешных фотографов-бытовиков, - рассказывает историю вопроса Татьяна Зубкова. - И только при ВГИКЕ была специальность Техника и искусство фотографии. Как таковой у нас в стране и не было фото-школы никогда. По сути, большинство нынешних профессиональных фотографов – самоучки.

Насколько реально после фото-курсов начать зарабатывать? В прессу, тем более в глянец в связи с тем, что сейчас кризис и многие СМИ закрылись, приходить фотографом сложно. Реальнее начать зарабатывать на свадьбах. Но тут тоже и без того конкурентную среду уплотнили те профессионалы, которые остались без работы в прессе.

Именно  поэтому те, кто готов побороться за место под солнцем у ЗАГСа, вкладывают в саморазвитие и отправляются уже не на курсы, а на мастер-классы, которые проводят фотографы-звезды.

Звезды приезжают из Москвы на два-три дня и проводят обучающие программы, состоящие из большого числа пунктов. Краснодарские специалисты сомневаются, реально ли за два дня пройти тот объем, который декларируют мэтры, но мастер-классы востребованы. В основном они касаются свадебной фотографии.

Люди  платят за такие мастер-классы гораздо больше, чем за двухмесячные курсы, потому что надеются повысить свой уровень именно для заработка, то есть инвестируют в себя. На мастер-класс, например, Дмитрия Сахарова, который занимается съемкой рекламного натюрморта, кто угодно не пойдет. Но если вам надо научиться снимать помидоры во льду, вы заплатите и 20 тысяч за такую школу, - говорит Эльдар Ганеев.

Стоимость мастер-классов зависит от высоты авторитета приглашенного специалиста. На кубанских фото-форумах, через которые ведется набор и на курсы, и на мастер-классы, можно найти предложения на зиму-весну 2010 года от 7500 рублей до 17 000 рублей. Но это не предел, признают краснодарские фотографы.

У  мастер-классов есть сезонная закономерность: они почти всегда проходят весной, в период поста, когда свадеб везде гораздо меньше. И московские свадебные фотографы в это окно едут в регионы зарабатывать преподаванием, - считает Татьяна Зубкова.

Знатоки все-таки советуют ехать на обучение к тем же мастерам прямо в Москву, так как цены на гастрольный мастер-класс выше московских  в 1,5 – 2 раза: они включают не только расходы на перелет и проживание, но и упущенную выгоду приглашенного мэтра за потраченные на поездку дни.

По  окончании курсов или мастер-классов, выпускникам, как правило, выдается некий документ или просто красивый диплом. Я выдаю свидетельство установленного образца, такое же, как на бухгалтерских курсах или на курсах по 1С, - говорит Эльдар Ганеев. Но главное все-таки не корочка, а первый опыт. Невозможно учиться фотографии только слушая и просматривая. Надо практиковать. Важно много снимать, хотя бы на период курсов. Трое из моих выпускников хотят учиться дальше и планируют пойти на композицию у других учителей, которые дают этот материал на следующем уровне, - говорит Татьяна Зубкова.

От  чего зависит результат курсов? На самом деле педагог не играет главнейшей роли. В первую очередь результат зависит от таланта ученика и от его увлеченности, от готовности много работать.

В  прошлом году мой ученик Сергей Луценко  выставлялся на Московской Фотобиеннале. В этом году там же выставляется Рита Овчаренко, которая начинала у  нас, а затем поступила учиться  дальше в Московский дом фотографии в школу Родченко, - рассказывает Елена Суховеева.

Я где-то читала выражение известного фотографа: период ученичества в фотографии – четыре года. Имеется в виду, что ты снимаешь не от случая к случаю, а регулярно, - делится Татьяна Зубкова. - Я не знаю, почему он определил так. Но сужу по себе, и думаю, что все верно.  

Алиса КИНГСЛИ








Яндекс.Метрика