Меню сайта

Как деньги уходят в трубу

Как деньги уходят в трубу



Сотовый телефон стал неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня он есть практически у каждого краснодарца. Что и говорить, мобильный - вещь удобная и нужная. Но вместе с тем все чаще телефон становится причиной неприятностей.

Не зная цену, не жми ввод

Чаще всего к операторам сотовой связи люди приходят с претензиями типа: у меня списали со счета столько-то рублей. Нередко подобные объяснения сопровождаются обвинениями в мошенничестве. В общем, ситуация не из позитивных. Когда начинается разбирательство, то выясняется… Впрочем, приведем конкретный пример.

В редакцию пришла пенсионерка Лидия Ивановна (имя по просьбе женщины изменено). Суть ее жалобы в следующем: она является абонентом одного из операторов большой тройки (МТС, Мегафон и Вымпелком). В середине января она положила на свой абонентский счет деньги и проверила баланс, который составил 150 рублей. Три дня она по телефону не разговаривала. Но в это время на ее номер стали приходить СМС-сообщения. Причем в совершенно диких количествах - по 30 штук за день (согласно распечатке, которую Лидия Ивановна взяла для проверки своих звонков, всего около сотни).

Надо сказать, что телефон у Лидии Ивановны довольно старой модели, а потому сообщения никакого текста не содержали - вернее, вместо букв на экране высвечивались какие-то квадратики и другие неудобоваримые символы.

Как любой нормальный человек, пенсионерка нечитаемые сообщения игнорировала. Однако в распечатке было четко показано, что все же на четыре SMS Лидия Ивановна ответила. Пенсионерка не помнила, чтобы нажимала клавишу ввод, но не отрицала, что вероятность такая есть - зрение у женщины не орлиное, да и пальцы уже не такие гибкие, как в юности.

Результат отправки этих неидентифицированных СМС шокировал Лидию Ивановну. Когда спустя три дня она проверила свой баланс, то оказалось, что она лишилась ста двадцати шести рублей (по 32 руб. за СМС).

Женщина обратилась в милицию, прокуратуру и к сотовому оператору. Последний уверил, что деньги списаны со счета совершенно законно, так как факт отправки ответных сообщений с номера абонента зафиксировала неподкупная техника. Правоохранительные органы сейчас разбираются в этом деле, изучая, есть ли в действиях смс-спамера признаки мошенничества. Однако практика показывает, что перспективы вернуть деньги у пенсионерки весьма призрачны.

Что это было? Все просто. Лидии Ивановне приходили сообщения с предложениями приобрести новые рингтоны (мелодии звонка) для телефона. Никого не интересовало, что телефон пенсионерки технически не способен воспроизводить мелодии, предложенные к покупке контент-провайдером. Но здесь нет состава преступления, потому как нет законодательной нормы, предусматривающей данный случай. Получилось, что человек поневоле заплатил за то, что ему абсолютно не нужно, случайно ответив на полученные сообщения.

В причинах можно разбираться: непросвещенность абонента, слабое зрение или ошибочное нажатие не на ту клавишу, но ситуация, прямо скажем, некрасивая. Впрочем, как и нередкая.

Можно ли подстраховаться от подобных неприятностей? Да - очень легко. Если телефон нужен только для разговоров (а таких абонентов большинство), нужно прийти с паспортом в офис сотового оператора и попросить об отключении сервиса СМС-сообщений. О своих престарелых родителях стоило бы позаботиться детям, которые чаще всего и дарят своим близким мобильные телефоны. Причина в том, что заблокировать СМС-сервис может только тот человек, на которого оформлен абонентский номер. А нет доступа к телефону посредством эсэмэсок - значит, нет спама, предложений поучаствовать в конкурсе и выиграть иномарку, получить бесплатный бонус и прочих заманчивых, но очень дорогих предложений.

Кстати, у некоторых сотовых операторов уже появились тарифные планы, в которые включена блокировка СМС. В первую очередь такие планы предлагаются родителям, покупающим телефоны своим несовершеннолетним детям.

Существуют и другие, менее радикальные, методы. Например, на днях МТС запустила комплексную программу по противодействию мошенникам. Во главу угла ставится повышение потребительской грамотности абонентов. Проще говоря, людям хотят объяснить, что, прежде чем приобрести рингтон, картинку или игру, стоит узнать о цене услуги. Сделать это просто. Нужно отправить на короткий номер, с которого пришло сообщение, СМС с единственным символом ?. Через несколько секунд придет ответное сообщение с полным перечнем цен на услуги. Я лично уже проверил - программа работает. Но все же, если вы не знаете, что вам предлагают, или даже хоть немного сомневаетесь, лучше проигнорировать сообщение - деньги целее будут.

Помоги другу

Однако не только посредством СМС вытягиваются средства из абонентов. Уже ставший хрестоматийным, но от этого не менее частый и эффективный способ разводки на деньги тому пример. Речь о звонках друзей.

Неделю назад знакомый вашего покорного слуги со смехом поведал, что ему позвонили с незнакомого телефона, представились друзьями сына и рассказали, что чадо стало виновником аварии. Чтобы замять дело, нужны деньги - две тысячи долларов. Приятель послал подальше мнимых друзей, потому как в этот момент отмечал в компании рождение дочери - первой и пока единственной. Приятеля эта история позабавила. Однако, как показывает практика, на такие разводки люди клюют очень часто. Когда отцу или матери взрослых детей сообщают подобную новость, не у всех хватает трезвомыслия позвонить своему ребенку. Если же и звонят, а абонент вне зоны доступа, то и вовсе готовы на все, чтобы помочь близкому. Этим мошенники и пользуются.

Однако разводка порой начинается гораздо раньше. Опять же с СМС. Человек получает сообщение примерно с таким текстом: Мам, кинь мне на этот номер 200 (500, 1000) рублей. Не звони. Потом все объясню. Некоторые предлагают переслать деньги по услуге, позволяющей пополнить счет другого абонента, иные предпочитают получать электронные платежи через терминалы. Но сути это не меняет. Если человек верит сообщению и кладет деньги на счет мошенников, вскоре может прозвучать звонок с сообщением о трагедии, приключившейся с родственником жертвы обмана.

Защититься техническими средствами от подобных звонков невозможно. Им можно противопоставить лишь собственную бдительность и осторожность.

Защита от своих

Ну а теперь пример из личного опыта. Несколько лет назад, проверяя баланс на телефоне, я обнаружил долг в две с половиной тысячи рублей. Разбор полетов ничего не дал - сын молчал как партизан и признаваться, куда делись деньги, отказывался. Архив СМС-сообщений тоже был пуст.

Обратился в офис сотового оператора. Выяснилось, что пока я ненадолго отлучился в другую комнату, мальчик отослал на какой-то платный номер двенадцать эсэмэсок. Когда стали разбираться, что же интересует семилетнего пацана, узнали, что сообщения отсылались на портал, где разыгрывалась иномарка. Ну как объяснить первокласснику про бесплатный сыр и мышеловку? Поступил проще: свой телефон теперь без присмотра не оставляю, а ему перекрыл доступ к СМС. Общаться стало проще. Но деньги заплатить пришлось все равно. Те, кто считает, что подобную проблему можно решить, выбросив СИМ-карту, ошибаются. Спустя срок в дверь того, на чье имя был зарегистрирован номер, обязательно постучится человек с повесткой в суд. Подобных прецедентов сотни.

Безусловно, мы рассмотрели далеко не все возможности потери денег посредством мобильного телефона - ведь если одних только чисто мошеннических вариаций более сотни. Да это и не было нашей целью. Мы хотели, чтобы наши читатели поняли - сотовый телефон не только средство связи, но и доход для нехороших людей, и сделали соответствующие выводы. Возможно, кого-то это убережет от неприятных сюрпризов.

Иван ПРЫТЫКА, газета http://ki-gazeta.ru/rubrics/law/25688.html>Краснодарские известия








Яндекс.Метрика