Меню сайта

Кофе по-тимашевски, или Урок экономии от Nestle

Жители Тимашевска  гадают на гуще: придется ли им снова  просыпаться от сильного запаха кофе, отнюдь не сваренного в турке? Компания Нестле-Кубань объявила о начале общественных обсуждений в форме опроса: хотят ли тимашевцы заиметь у себя под боком еще одну фабрику по производству растворимого кофе.  Впрочем, вопрос, похоже, растворился»  -  как всегда, решили без местных жителей.

Что-что, а аппетит россияне не умерят никогда. На дворе кризис, градус экономического спада растет, встали стройки, банки сидят без денег, курорты в разгар лета полупустые, а пищевики только и успевают подсчитывать прибыли: наш человек лучше останется без штанов и отдыха, чем пересмотрит привычный рацион. Вот и компания Нестле-Кубань, дочка транснационального гиганта Nestle, недавно заявила о том, что спрос на растворимый кофе в России растет невиданными темпами, и пора уже строить в Тимашевске вторую очередь кофейного завода.

Взять бы и порадоваться за нашего кубанского стратегического инвестора, тем более, что назло кризису он посулил вложить в проект 240 миллионов швейцарских франков (где-то 7 миллиардов рублей), но скандальный душок, источаемый действующим заводом, навевает совсем другие мысли и воспоминания.

А ведь и правда, как все хорошо начиналось в далеком 2004 году!  Сам губернатор Ткачев вместе с гендиректором группы компаний Nestle в России Хансом Гюльденбергом закладывал первый камень в основание будущей фабрики. Да и саму фабрику Нестле-Кубань  решила строить с нуля и сразу с прицелом на полный производственный цикл - и это впервые за предыдущее десятилетие работы в Восточной Европе.

Как водится в нашей стране, под нужный проект подбили и нормативную базу: аккурат к завершению строительства федеральная межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике пересмотрела  таможенные пошлины на ввозимые в страну зеленые зерна кофе и снизила их с 5 процентов до нуля.

В общем, к моменту пуска производства Nestle получило 10-процентную разницу в таможенном тарифе между готовой продукцией и зеленым кофе. А если еще учесть крайне дешевую рабочую силу и тот факт, что кофейных дел мастера стали завозить сырье через порт Новороссийска, благодаря чему свели к минимуму расходы  на автомобильные перевозки, - то без ложной скромности можно сказать: столь высокой рентабельности производства Nestle не отыскало бы ни в одной цивилизованной стране.

Впрочем, бизнес есть бизнес - даже такой беспрецедентной экономии показалось мало.  Когда в декабре 2005 года фабрику спешно запустили,- то ли по разгильдяйству, то ли совершенно сознательно  - проигнорировали то обстоятельство, что станция очистки сточных вод была весьма далека от сдачи в эксплуатацию (попросту не достроена, как позже выяснил Ростехнадзор), из-за чего недоочищенные воды потоком стекали в реку Кирпили. Это, однако, были еще цветочки. Ягодки появились позже, когда из трубы завода по ночам стала  появляться коричневая пылевая субстанция.

Пылевые атаки сопровождались необычайной вонью, постепенно овладевшей всей округой - аромат напоминал смесь жженого кофе и чего-то едко-химического. И когда появились первые жертвы в виде солдат военной части № 14012, неоднократно  терявших сознание в ночных караулах,  по Тимашевску поползли зловещие слухи: будто бы  кофейный завод раньше работал в глухой индийской провинции и там в радиусе 40 километров погибла вся растительность и исчезли животные.

Поднялся невероятный скандал, местные депутаты забросали различные инстанции запросами и заявлениями. В цехах Нестле-Кубань начались проверки, и, надо сказать, не безрезультатные. Тот же Ростехнадзор помимо недостроенной станции очистки сточных вод,  обнаружил  превышение норм выброса оксида азота и пыли пищевой продукции и официально подтвердил, что в районе предприятия и жилой зоне Тимашевска ощущается запах кофе».

Стал ясен и источник запаха - им были безобидные на вид печи, где сжигался кофейный жмых. Сжигался, опять же, из экономии: таким образом достигалось меньшее потребление природного газа.

Компания Нестле-Кубань отбивалась от нападок, как могла. Устраивала пресс-туры и брифинги для журналистов с обязательным вручением конфет, мороженого и, конечно, растворимого кофе, спонсировала фестивали СМИ. Ссылалась на опыт таких же заводов в Швейцарии и Испании. Сыпала суммами со многими нулями, вложенными в природоохранные мероприятия. Устраивала пикеты профсоюзной организации, протестующей против запланированной кампании со стороны группы местных депутатов.  

Но окончательно скандал удалось замять  только к концу 2007 года, когда управляющий компанией Кристоф Айер объявил об установке на фабрике специализированного оборудования, позволившего более чем на 90 % уменьшить кофейный запах и сократить выбросы веществ в атмосферу. К тому времени на заводе также нарастили трубу - для увеличения радиуса рассеивания выбросов.

Производственно-кофейный аромат, хоть и стал заметно меньше беспокоить жителей,  полностью не улетучился . И вот не прошло двух лет, как кофейная эпопея снова замаячила на тимашевском горизонте. Нестле-Кубань  стала претворять в жизнь планы по удвоению производства.

Вторую очередь завода запланировали возвести на улице Полевой, и для выяснения на сей счет мнения населения, организовали общественные обсуждения в форме опроса. По домам, впрочем, никто ходить не стал  - опрос вот уже месяц проходит в местном кинотеатре Заря, и за все это время Нестле-Кубань удалось выяснить официальное мнение лишь около десятка (!) горожан.  Ни о каком общественном обсуждении в городе попросту не знают (хотя закон о местном самоуправлении довольно четко прописывает критерии и  порядок подобных опросов).

Весьма своеобразная методика и статистика обсуждения стала достоянием общественности благодаря координатору Экологической Вахты по Северному Кавказу Андрею Рудомахе. Он  посетил  кинотеатр Заря и заглянул в материалы оценки воздействия на окружающую среду и проектные документы.  Кроме описания печально известной тимашевцам установки по сжиганию кофейного жмыха, известный эколог-общественник обнаружил, что вторая очередь завода никак не вписывается в санитарные нормы: ее умудрились прилепить прямо к жилым домам, хотя вокруг производства должна, по идее, быть санитарно-защитная зона радиусом не менее 100 метров.

Предай все эти любопытнейшие подробности широкой огласке  - и в исходе общественных обсуждений можно не сомневаться. Тимашевцы камня на камне не оставили бы от проекта. А так, спрятавшись в прохладной тиши старого кинотеатра, забыв про соответствующие объявления и указатели,  можно даже немного поиграть в демократию, высокие стандарты бизнеса и  уважение к правам граждан. Только вот граждане нынче пошли шибко наученные горьким опытом, и ни в каких обсуждениях, даже если узнают о них окольными путями, не участвуют. Просто потому что прекрасно знают, чем это в итоге все закончится и не желают играть роль статистов.

Кто в 2004 году сильно прислушивался ко мнению местного населения (которое, кстати, интересовалось, почему кофейный завод потребовалось строить в самом городе, а не за его пределами)? Кто информировал о технологических особенностях будущего производства  и их последствиях для окружающей среды? Официальные СМИ взахлеб тогда пиарили проект Nestle, а заодно и краевое начальство, радеющее за инвестиционную привлекательность Кубани.  

Никто не показал и не написал, например, о том, что даже в благополучной Европе транснациональную компанию преследуют постоянные скандалы на почве экономомании.   Так, в 2005 году в Италии полиция конфисковала более 2 млн. литров заменителей грудного молока компании Nestlе, в которых было обнаружено опаснейшее химическое вещество ITX - компонента дешевой типографской краски, нанесенной на упаковку.

А в странах третьего мира творятся и вовсе жуткие вещи. В 2001 году  канадское отделение организации Save the Children уличило компанию Nestle в закупках дешевых какао-бобов с плантаций Республики Кот-д-Ивуар (Берега Слоновой Кости), где пользовались услугами детей-рабов. Международный фонд прав трудящихся подал иск против Nestе и нескольких ее поставщиков...

Кубань уже почти ничем не отличается от далеких берегов,  в особенности своим населением  - пассивным в большинстве своем, разуверившимся в возможности отстаивать свои права, со своим извечно уныло безнадежным  - Путь делают, что хотят, все бесполезно....

Между тем, представители Nestle уже заявили, что при полной загрузке фабрики в Тимашевске, она будет производить 99% кофе под брендом NESCAFE, реализуемого на российском рынке. Там, глядишь, и Европу поить начнем. Там ведь кризис...

Дмитрий Шевченко








Яндекс.Метрика