Меню сайта

Краснодар: Третий ИТ-Рим или фабрика плоти для столичных фриланс-рынков?

Краснодар: Третий ИТ-Рим или фабрика плоти для столичных фриланс-рынков?



Вот уже полтора месяца, как наш краснодарский рынок ИТ-труда находится - нет, не в стагнации, не в лихорадке. Правильнее было бы сказать - в легком недоумении. Сколько же надо платить этим самым суперпрограммистам, чтобы привлечь их в штат, не слишком ли завышены их зарплатные ожидания и прочие требования? - спрашивают работодатели.

Когда же краснодарские работодатели поймут, что пора платить достойно? - вздыхают профессионалы.

Мы решили более пристально посмотреть на этот сегмент рынка труда. Тем паче, что в последние годы именно отрасль ИТ/телеком задает тон и стандарты, ломая стереотипы и установки консервативных трудовых отношенй. Итак, давайте посмотрим на участников этого  самого рынка.

Кого мы видим со стороны работодателя?

Головные офисы и филиалы крупных федеральных компаний, представительства транснациональных корпораций и просто достойных зарубежных и российских компаний — тут вам на Кубани и добыча, и финансовый сектор, и связь с ИТ/телекомом, и ритейл, и много различных отраслей. Назовем их киты. Киты традиционно задают тон и планки — амбициозные задачи, крупные автоматизации, нестандартные решения, большие проектные команды, крупные бюджеты на разработку. Масса всяческих корпоративных плюшек  и - да — хорошие стабильные зарплаты и бонусы по средней - верхней планке рынка. А то и выше рынка. Эти снимают 10% сливок (или стружки) с рынка соискателей — не всегда самых лучших. Чаще - самых подходящих. Гибких, способных эффективно и быстро ассимилироваться в корпоративную среду. Это очень важный момент.

Вторая большая группа работодателей — крепкие середнячки. Частный бизнес либо скромные представительства и филиалы небольших межрегиональных компаний, средние производства. Самых разных отраслей. Те, у кого нет инвесторов и акционеров. Те, кто вечно борется за рынок и заказы, чтобы прокормить себя и свой бизнес. Это акулы. С различными задачами. Кому самописную программку поддерживать. Кому CRMку написать, чтобы как MSDimension, но легче и дешевле. Кому сайтики разрабатывать-развивать-поддерживать. Зарплаты и мотивационные плюшки такие же разные, как сами компании. Кто-то весь белый, с премиями и мобильной связью, а у кого-то рабочий день с 8 до 8 и вообще радуйтесь, что зарплату получили в этом месяце. Здесь трудятся 60% рынка соискателей. Кто с узкой специализацией, а кто и швец, и жнец.

Третья группа -  небольшие местные ИТ- и около ИТ-компании – системные интеграторы, геймеры, геолокаторы, разработчики сайтов, продавцы и творцы сетевой рекламы, разработчики мобильных приложений, сетевые ресурсы, стартаперы и т. д.  Назовем их бойцовские рыбки. Они хоть зачастую и маленькие, но жутко боевые и красивые. Задачи их напрямую связаны со спецификой бизнеса. С мотивацией все так, как и у акул, только с атмосферой в коллективах, как правило, получше. Накладывает свой отпечаток узость отрасли – все всех знают. Здесь мы тоже увидим порядка 10% местных ИТ-специалистов. И еще это та самая группа, где чаще, чем у остальных, рождаются звезды – яркие, профессиональные, трудолюбивые, но, увы, иногда чрезмерно амбициозные и неуживчивые для корпоративной гребенки.  

И, наконец, пираньи - залетные столичные (и не только) агентства. У них только одна задача – сделать много, быстро, качественно и не за столичные деньги. Иногда эти деньги становятся хоть еще и не столичными, но уже и далеко не региональными.

Как все происходило в благословенные докризисные времена?

Неоперившиеся (или еще не очешуевшиеся) мальки с дипломами разных цветов и не всегда профильных факультетов, а то и вообще без оных сначала проходили испытание огнем у бойцовских рыбок, потом - водой у акул. Самых планктонозависимых киты заманивали в свои медные трубы. Некоторые особо живучие и амбициозные мальки на какой-то стадии собирали свои собственные стайки бойцовских рыбок.

И все были счастливы. Экосистема работала стабильно, пока на маленький уютный краснодарский рынок года, так, с 2008-го не начали потихоньку набегать пираньи. Пираньи не только отъели часть трудовых ресурсов. Они научили их свободному графику работы, отсутствию корпоративных условностей, возможностям быстрого и серьезного заработка. И как только когорта краснодарских фрилансеров от ИТ более-менее сформировалась – где-то в середине 2009 года до Краснодара докатился мировой финансовый кризис.

Почти 2 года киты стояли на месте, практически не открывая новых позиций и не повышая заработных плат; некоторые акулы пошли даже на сокращение выплат и перевод их в серый формат, бойцовские рыбки максимально оптимизировались, уплотнили функционал и потащили вперед только жизнеспособные виды услуг.

Привыкшие к небольшому, но стабильному росту соискатели, затянули пояса. Те, кто привык всегда хотеть большего, оптимизировались самостоятельно – кто-то ушел в плотный фриланс, ведя по 3-4 проекта параллельно, кто-то освоил смежные направления, некоторые начали свой маленький, но гордый стартап…

И снова крутой разворот – киты громогласно подтвердили завершение семи тощих лет солидным пересмотром заработных плат, акулы вслед за ними тоже начали немного повышать и думать о компенсации страховок, ну или мобильной связи, столичные пираньи – туда же.

Правда, несмотря на рост количества интересных фриланс-вакансий, резко сократилось их качество. Похоже, что столицы начали приравнивать фриланс к аутсорсу и принялись отдавать на удаленку не столько то, что нужно быстро и круто, сколько то, что самим лень и уже не нтересно.

В итоге - что мы имеем?

Приличную группу активных профессионалов, которые уже переросли корпоративный формат, но еще не доросли до своего бизнеса, кому интересны крупные и амбициозные задачи и уже не устраивает уровень отдаваемого на фриланс.

Традиционно скачущие раз в год из компании в компанию качественные рыбки среднего уровня, которые всегда будут идти на бОльшую зарплату, на более вкусные условия соцпакетов.

В то же время потребности бизнеса никуда не деть - уже погрустневшие кадровицы посещают клубные встречи под названием Менеджер по работе в социальных сетях: где его найти и как замотивировать и ужасно радуются, когда им показывают такого специалиста живьем, а в курилке вполголоса обсуждают, что на самом деле можно взять девочку-студентку на 15 тысяч и пусть сама там чего-то изучает, главное, чтобы у девочки были аккаунты во всех соцсетях.

И что дальше?

Раз уж нынче модно делать прогнозы, попробуем попрогнозировать и мы.


  •     Прежде всего, не только киты, но и акулы, и даже самые яркие из бойцовских рыбок поднимут уровень заработных плат крепким середнячкам. Вилка вместо 25-35 т. р.  станет шире и выше – составит порядка 30-45 т. р. По ключевым уникальным спецам и руководителям проектов верхняя планка вполне себе будет достигать уровня 60-80 т. р.

  •     Средний и мелкий работодатель всерьез задумается о нефинансовых и нематериальных способах повышения лояльности и удовлетворенности сотрудников – станет больше компаний с чаем/кофе за счет работодателя, графиком работы, смещенным во времени или в совмещенном режиме – что-то в офисе, что-то дома, компенсацией мобильной связи и проезда, некоторые уже сейчас всерьез просчитывают варианты годового/полугодового премирования и даже введение добровольного медицинского страхования.

  •     Рынок фриланс-труда все больше начнет приобретать классические аутсорсинговые черты – уже до конца года наиболее амбициозные и опытные фрилансеры отработают основные модели агентской работы и явят миру пару-тройку аутсорсинговых агентств (агентских групп) со своим штатом разнокалиберных и разнопрофильных молодых и голодных фрилансеров, готовых оперативно и взаимозаменяемо выполнять типовые и рутинные операции не только для столичного, но и для местного рынка.



Рынок движется, а значит, снова есть куда расти, дамы и господа!

РЫБКА ФУГУ, специально для Colton.ru

----------------------------------------------
О проекте:
http://colton.ru/>
/

http://colton.ru/>Colton.ru – молодой и активно растущий проект в области Интернет-рекрутмента позволяет быстро и эф­фек­тив­но за­крывать вакансии компаний самых раз­лич­ных областей деятельности. Месячная аудитория сай­та со­став­ляет порядка 450 000 посетителей.

Объявления о вакансиях попадают в парт­нер­скую сеть Colton.ru, сум­мар­ная аудитория ко­торой превышает 20 000 посетителей еже­дневно. Это такие сайты для поиска работы, как Клерк.Ру, Сareerjet.ru, Ulovumov.ru, 023.ru, webkrasnodar.ru, kubmarket.ru, livekuban.ru и газеты «Сделка», «Работа плюс консультации», «Работа для Вас», «Работа и Учеба» и др.

База актуальных резюме кандидатов на­счи­ты­вает более 80 000 профессионалов.

Адрес сайта: http://colton.ru/
Страничка проекта в Facebook: http://www.facebook.com/colton.ru








Яндекс.Метрика