Меню сайта

Медвежий угол Алексея Попогребского

Медвежий угол Алексея Попогребского



Есть ощущение, что, посадив зернышко конфликта, режиссер умышленно растягивает время действия. Чуть ли не впускает в сюжет арктический холод, который заставляет зрителя нет-нет да поломать голову над действиями героев. Психологическое напряжение - пресловутый саспенс Попогребский растворяет в немыслимых чукотских пейзажах, долгих, по Тарковскому, планах.

Провести

                                                                                                   8. (что).
                                                 Пробыть, прожить какое-л. время где-л. или каким-л. образом.  
                                                                                              9. кого. Разг.
                                                                             Обмануть, перехитрить, одурачить
                                                                  

Большой толковый словарь русского языка



«Полярным триллером» фильм с нелепым, на первый взгляд, названием - «Как я провел этим летом» - окрестили немцы, устроители «Берлинале». Они же поспособствовали хорошему паблисити – не так часто наши приезжают из Германии в компании «серебряных медведей».

Григорий Добрыгин (знакомый уже по бекмамбетовской  “Черной молнии») играет стажера Пашу Данилова, который приехал провести летнюю практику на забытой всеми, кроме голосов из рации, метеостанции.
Чукотка, выдуманный остров Арчим, актер Пускепалис и дырка в потолке «курилки» - они-то и делают фильм. Двое на острове – один матерый метеоролог-Робинзон (Пускепалис), другой – явно городской юноша с серьгой в ухе, с плеером и игрой «Сталкер» на компьютере. Все ясно, конфликт неизбежен. Тут и с материка новости – у Гулыбина погибла семья. Радиограмму принимает стажер. Говорить старшему товарищу то ли боится, то ли не хочет тревожить – мол, вот «пароход» за нами придет, тогда и скажу. Хичкок облизнулся бы, потер руки. Кубрик вспомнил бы «Сияние» -и покатилось бы: Гулыбин сходит с ума, берется за ружье -  и нас ждет крепкий и понятный триллер, где один сильнее, другой изворотливее.  

Попогребскому важно оказалось другое. Есть ощущение, что, посадив зернышко конфликта, режиссер умышленно растягивает время действия. Чуть ли не впускает в сюжет арктический холод, который заставляет зрителя нет-нет да поломать голову над действиями героев. Психологическое напряжение - пресловутый саспенс Попогребский растворяет в немыслимых чукотских пейзажах, долгих, по Тарковскому, планах. Довольно часто можно наблюдать застывший кадр, из которого сначала выходит, к примеру, Пускепалис, потом – длительная пауза, и, наконец, вбегает Добрыгин. Волей-неволей понимаешь: так режиссер показывает нам стихию действия, намекает – она и есть главный протагонист.

Не будь всей этой чукотской герметичности, не напортачил бы молодой Данилов. А он – то данные неточные передаст (сфилонил), то замнет разговор с грозным Гулыбиным на тему гибели близких. Он пытается, в силу своего городского сознания, пустить все на самотек. Схитрить. А Гулыбин ему – на! оплеуху. Парень чуть ли не о правах человека вспоминает, а  Гулыбин в ответ – на, еще одну! Рассказывает историю – жили тут два товарища, один хитрил, в результате от него дырка в потолке курилки осталась. Данилов специально идет и смотрит на эту дырку. Она настоящая, оказывается, и все тут – на острове Арчим – тоже. И неизвестно, какого медведя больше надо бояться – белого или в черной шапочке, раздающего оплеухи…

В результате, все ружья, конечно стреляют. Детали Попогребский использует мастерски – даже компьютерный «Сталкер» вписывается в повествование вполне органично. То, как Данилов прячет фантики в дыру диванной обивки, как стирает носки в предбаннике, как замерзает под листом рубероида – все вызывает эмоции. Попогребский же даже на уровне съемок столкнул двух актеров – Добрыгин на тот момент был дебютантом, а Пускепалис уже многое доказал. Когда Гулыбин отчитывает стажера, зрителю становится не по себе. Когда Данилов виновато молчит, зритель понимающе вздыхает. Режиссер признался, что если непонятно, как персонажи ходят в туалет, то кино не живое (по-моему,  это был тонкий укол «Возвращению» Звягинцева). Тут с этим проблем нет – тут и мотивация ясна, и конфликт, и страх, и сопереживание…  Вот только драма распадается. Потому, наверное, что «полярный триллер», сыгранный в четыре руки, изначально все расставляет по местам:  здесь герои должны подраться, здесь на одного из них должен медведь напасть, здесь другой должен его спасти… Струны не рвутся от перенапряжения, а виснут, ослабнув. На такой гитаре не побренчишь.

Прелесть «Как я провел этим летом» в медитативном пофигизме. Ну да, два мужика. Настоящих, русских. Один в другого из двустволки может пальнуть. Второй, от безысходности, отравленную рыбу в вечернее меню засунуть. А третий, самый важный герой, будет молчать.

Оператор Павел Костомаров это понял. И - на ему!, вместо оплеухи, серебряного медведя.


Николай АНДРЕЕВ, Краснодар


Фоторепортаж Татьяны Зубковой со встречи авторов фильма с краснодарцами в киноплексе Семь звезд сети Монитор http://www.livekuban.ru/image/92947>здесь.








Яндекс.Метрика