Меню сайта

Молодежный театр. Энтузиазмом единым

Молодежный театр. Энтузиазмом единым




Вы еще не видели Чудиков в Молодежном? Посмотрите! И неважно, сколько вам лет - 20, 40 или 60. Билеты раскупают вмиг. По отзывам зрителей, молодежка - лучший театр в городе. И мне кажется, не в обиду другим театрам, что на сегодняшний день здесь действительно самая сильная труппа. И премьерный спектакль Чудики, которым театр открыл новый сезон, еще одно тому подтверждение. Великолепный актерский ансамбль, и что не роль - то удача. Но о спектакле позже.

Ровно год назад, в преддверии 20-го юбилейного сезона, артисты театра обратились буквально с криком о помощи во все возможные инстанции. За 20 лет все устарело - и техника, и здание... Нет денег на постановки, давно не растут зарплаты... Что изменилось в новом сезоне?

Слегка подремонтировали здание (а нужен капитальный ремонт!), выделили деньги на новые постановки, повысили  цены на билеты... Только на зарплате работников театра это никак не отразилось! Старая звуковая и световая техника  еще дышит только благодаря усилиям осветителей и звуковиков. И главного режиссера нет. Не потому что его в принципе найти невозможно - на предложенную зарплату никто пока не идет... То есть, как и прежде, работают все на энтузиазме.

Театр 5 сентября посетил мэр города Владимир Евланов, смотрел Чудиков. Был немало удивлен тому, какой профессиональный коллектив есть, оказывается, у него в хозяйстве. Сказал, подождите - поможем, создадим попечительский совет. Ну вот, наконец-то... Только, увы, энтузиазм иссяк, и ждать уже нет сил...

Когда его создадут, этот совет, и что он сможет сделать? Деньги на зарплату актерам муниципального театра выделит? А в городской бюджет заложить забыли? Вы сможете годами жить на зарплату в 9-12 тыс. рублей семьей с детьми? И работать с огоньком в глазах только из любви к родному театру и преданности своему зрителю? Вот-вот, и они уже не могут. Актерам по 30-35 лет. Они профессиональные, умные, самобытные, что ни актер - то личность. И, конечно, найдут себе работу с зарплатой не в пример тутошней. Увы, процесс пошел..., разъедутся, украсят чужие сцены...

_mg_3903_5154584224f.jpg

Обидно. И не надо говорить, что незаменимых людей нет - труппа создавалась кропотливо, годами, и каждый человек в ней особенный. Критики, в том числе столичные, отмечают необыкновенный актерский ансамбль - не всякий театр может этим похвастаться. Что же мы не храним то, что уже имеем?

Почему на КВН есть деньги, а на театр нет? Молодежный театр в воспитании молодого поколения, может, важнее даже спортплощадок - душу ведь воспитывает. И зрителям какая разница - муниципальный он или краевой? Молодежный театр у нас один. Если город не справляется с его финансированием, сделайте театр краевым. Нужен он зрителям, нужен! И помощь театру нужна не завтра, а сейчас, пока, в ожидании создания попечительского совета, труппа не начала разбегаться от безысходности.

Что же делать? Может, поставить в театре ящик для пожертвований, как в церкви, на аппаратуру, например? Или написать коллективное письмо от имени зрителей руководителям крупных компаний? Или обратиться в мэрию с просьбой отказаться, например, от салюта в день города - этих денег, возможно, хватит на покупку аппаратуры в театр? А почему нет? Разве жители города не поддержат такое предложение, у всех ведь есть дети... Словом, похоже, чтобы сохранить театр таким, какой он сегодня есть, делать надо что-то и нам, зрителям. И быстро. У вас есть предложения?

А ведь хотела написать про Чудиков... Спектакль отличается от того, что прежде делал театр, и стоит того, чтобы о нем поговорить особо.

img_0045.jpg

Шукшина не то что ставить, читать трудно, потому что он так правдиво и щемяще точно касается каких-то потаенных глубин русской души, что ей, душе, больно. И сыграть его героев, кажется, нельзя - можно только прожить, так же как он, искренне и истово...

Прожили! Полный зал долго хлопает стоя. Спасибо! - кричат из зала. Спасибо..., - шепчут, кланяясь, артисты. По всему видно, им дороги сыгранные персонажи. Зрители не спешат расходиться. Словно, как в детстве, в гостях у бабушки в деревне побывала, - говорит моя соседка и прячет слезы.

В чем же феномен? Нет ни гламурных героев, ни пышных декораций, ни какого-то особого прочтения материала -  ничего того, что, как считается сегодня, только и привлекает зрителя. На сцене традиционный русский театр, и повествует он о жизни российской глубинки, а зрители, едва заслышав о новом спектакле (премьера состоялась в конце сезона) вмиг раскупили все билеты.

suhanov_1.jpgАктер Алексей Суханов: [quote]Отвечу иносказательно: есть такая реклама: Люди любят Доширак!. Это неправда, люди любят не фастфуд, а покушать в хорошем дорогом ресторане, только им этого не предлагают. У каждого из нас в душе есть такие глубинные темы, которые мы редко затрагиваем в каждодневной суете - несбывшиеся мечты, несостоявшаяся любовь, поиски смысла жизни, взаимоотношений с Богом... Василий Макарович (Шукшин) заставляет их звучать.[/quote]

Небольшой зал Молодежного театра позволяет видеть крупный план, актеры настолько органичны, что ты, как в хорошем кино, становишься частью этой деревенской жизни и даже не удивляешься, когда, например, в ответ на оскорбления деда Евстигнея (роль исполняет Дмитрий Морщаков), слышишь из зала в адрес обидчиц Вот сволочи!. Удалось! Удалось передать самое главное и самое трудное - особую неповторимую атмосферу прозы Шукшина. А дед такой родной, колоритный, смешной - живой, одним словом. Походка, пластика, говор, темперамент - мне кажется, это лучшая работа Дмитрия Морщакова.
  
Необыкновенно выразителен Алексей Суханов, немногословен, вроде, и прост, а ком в груди от наивной восторженности и скромной красоты его персонажа. Под стать ему и Светлана Кухарь. Где, в каких глубинах своей памяти, нашли молодые актеры эти образы уже ушедшей эпохи, уловили иной ритм жизни, иную пластику?

В этом, безусловно, заслуга режиссера-постановщика и автора инсценировки спектакля Ларисы Малеванной. Она каждый рассказ своей инсценировки подбирала для конкретного артиста нашего Молодежного театра, а это нынче невообразимая для актера роскошь. Потому, видно, каждый актер своего героя выносил и вылепил так точно и тонко. В спектакле занята почти вся труппа, но нет массовки, и каждый персонаж - это яркая работа. И такой актерский ансамбль, что трудно кого-то выделить. Чем же им, молодым людям совсем другого поколения, так близки герои подзабытой нынче шукшинской деревни?

kisilev.jpgАлександр Киселев для того, чтобы сыграть роль деревенского гармониста Николая, самостоятельно научился играть на гармошке.

[quote]Я купаюсь в этой роли, - говорит Киселев. - Мне режиссер сказал: освоишь гармонь - роль твоя. Желание сыграть эту роль было больше чем трудности. Мне кажется, все, о чем говорит Василий Макарович, есть в душе русского человека, во всяком случае, во мне отзывается что-то на уровне генетической памяти. Жизнь идет, вовлекая всех в одну колею. А я-то здесь причем? Кто я? Где моя жизнь? - говорит Николай, и я задаю себе такие же вопросы.[/quote]

morshchakov.jpgДмитрий Морщаков: [quote]Зачем в спектакле дед Евстигней, который приготовился помирать? Чтобы пожалели одинокую старость? Посмеялись над старомодными представлениями о жизни? Не это главное. Достоинство сохранить - вот что важно, жизнь принимать достойно, до последнего дня.[/quote]

denisova.jpgГероиня Елизавета Васильевна (ее играет Наталья Денисова) - перпендикуляр в спектакле, жесткая и прямолинейная.

Наталья Денисова: [quote]Со временем меняются ценности, но не люди. Зависть, ревность, жестокость, добро, зло - все вечно и в человеке намешано. Здесь нет положительных или отрицательных героев, они - живые, такие, какими сделала их жизнь. [/quote]

Все, что не востребовано этой жизнью - и страсть, и тоска по любви, и нежность, рвутся из души в любимых песнях Шукшина, в частушках в исполнении Натальи Денисовой, Елены Дементьевой, Елены Есиповой, Юлии Макаровой, в истовых коленцах Алексея Алексеева, Станислава Слободянюка. И поют и танцуют замечательно, и это тот случай, когда из песни слов не выкинешь, как и песен из спектакля.

img_8740_3728333814f_0.jpg

Есть в спектакле объем, неодномерность, как в прозе Шукшина, где и слова-то не сегодняшние, емкие. Шалый - говорят о Спиридоне (Алексей Алексеев), говорят с  жалостью и скрытым восторгом, ученый - с уважением и чувством недостижимости, приезжий - настороженно и с потаенной завистью, счастье - что-то, за чем надо идти всю жизнь и может быть не дойдешь. Другое нынче время - определяющее его слово успех, что должно быть равнозначно счастью, и для достижения успеха зависть, жестокость, ложь - все хорошо, и безо всякой жалости.

malevannaya.jpgЛариса Малеванная: [quote]Сегодня модно быть антипатриотом. Я тоже в последнее время часто говорю, что Родина у нас не мать, а мачеха. Мы, дети этой страны, Родине-матери не нужны и спасаемся сами. Стыдно за Россию, и на то есть основания. Именно читая Шукшина, я подумала, до каких же пор мы будем стыдиться своей страны, до каких пор мы будем повторять, что мы - пьянь, что мы ленивые, жестокие, завистливые, злые? У Шукшина нет презрения к своим персонажам - и подсмеивается он над ними, и грустит, и сострадает, и негодует, но любит их безумно. Чтобы что-то изменить, надо любить, понять и принять. Я сама человек деревенский, правда я жила в Ростовской области, а не в Сибири, но я понимаю многое про эту жизнь - про нищету, жестокость, необразованность и про желание вырваться из колеи - это удается не всем. Человеку всегда удобнее жить в стаде, выбиваться из стада невыгодно - затопчут. Многие ропщут на жизнь, но продолжают бежать в общей колее. Удобно. Все герои нашего спектакля - чудики, в них живо желание вырваться из стада. У человека ведь главная задача - реализовать себя. И искать себя в себе надо непрерывно, как только остановишься на том, что с тобой сделало общество или на своих маленьких успехах - ты умер. До последнего дня работай, думай, развивай себя, расти свою душу. [/quote]

slobodyanyuk.jpgСтанислав Слободянюк: [quote]В чем  спектакль созвучен  времени?... Он просто нужен этому времени, в нем то, чего сейчас недостает - душа. Он чистый, бесхитростный, как горы, как небо - когда все вроде просто, а дух захватывает... Василий Макарович - сильная личность с ярко выраженным мужским началом, и все герои у него контрастны. В наше время стертых граней это особенно притягательно. Шукшин - это незнакомая для нас эстетика. Мне кажется, что мы все повзрослели на этом спектакле. У меня такое чувство, что все, что я делал до этого, было для того, чтобы сыграть этого священника...[/quote]

И я соглашусь. Это зрелая работа.

Критики, наверняка, найдут недочеты в спектакле (критиков очень хотелось бы послушать), но мне кажется, что Чудики - безусловная удача театра. Спасибо, Лариса Ивановна, за то, что вы любите актеров театра и даете им замечательную возможность раскрыться. За то, что отказываетесь от съемок и постановок ради Молодежного. Не знаю, понимают ли власти города, но если сегодня энтузиазм еще жив в театре, то во многом  благодаря взаимной любви Малеванной и труппы. Любящий и любимый режиссер, и перспектива - новая работа. К концу сезона Лариса Малеванная собирается поставить Король - Олень Гоцци, и ради этого отказалась от постановки своей инсценировки Шукшина в Балтийском Доме в Санкт-Петербурге. Пост главного режиссера ей предлагали - отказалась, считает, что в ее возрасте поздно начинать новое дело. Порекомендовала режиссера... Владимир Ветрогонов приедет в январе из Санкт-Петербурга, пока на постановку. Будет ставить Мещанин во дворянстве Мольера. Даст Бог, сложится...        

Наталья БРАЖНИКОВА, ИА Живая Кубань. Фото Татьяны ЗУБКОВОЙ и Михаила ЧЕКАЛОВА (второй снимок)

Фоторепортаж с премьеры спектакля Чудики в Краснодаре смотрите http://www.livekuban.ru/image/478314>здесь.








Яндекс.Метрика