Меню сайта

Морские ворота в Европу и Азию

Морские ворота в Европу и Азию



Весть о строительстве порта Тамань вызывает по сей день вопросы, прежде всего, у самих таманцев. Одни опасаются того, что этот крупный объект ударит по экологии, другие - что из живого памятника истории множества времен и народов Тамань станет обычной промышленной зоной.


Вам известно, что кондуктор может не только продавать билеты в транспорте, но и фиксировать бетонные сваи? А самоподъемная платформа? на которой в открытое море доставляют металлические конструкции, поджимает лапы, как утка? Во время командировки в Темрюкский район мне удалось узнать не только об этом. Главной целью путешествия была задача выяснить, как, на какие средства и самое главное - для чего здесь строится новый морской порт Тамань.

Утка с лапами в 32 метра

Строительство новых причалов – зрелище фантастическое. На бетонной площадке у самого берега ждут своего часа металлические конструкции, которые вот-вот превратятся в очередной участок эстакады. Их устанавливают на бетонную сваю, которую фиксирует металлический конус - кондуктор. В открытое море свая доставляется на плавкране. Здесь ее ждет самоподъемная платформа. Это квадратная площадка на так называемых лапах - металлических конструкциях длиной в 32 метра, которые входят в грунт, фиксируя ее. После того как работа по сооружению очередного участка причала заканчивается, лапы самоподъемной площадки поднимаются, позволяя ей плыть в нужном направлении.

Сегодня в порту действует два причала. ООО Пищевые ингредиенты, выступающее одним из инвесторов строительства порта, закончило их строительство в конце 2008 года. К ним пристают суда с пищевыми маслами и стеарином из стран Юго-Восточной Азии.

Первый расположен на глубине пять с половиной метров. Он принимает корабли, способные перевезти до 7 тысяч тонн груза. Второй находится на глубине десять с половиной метров. К нему причаливают суда с грузом до 20 тысяч тонн. С каждым годом грузооборот здесь увеличивается более, чем в два раза.

Заходя в порт, судно разворачивается носом на выход, заранее готовясь к отплытию. Затем начинается проверка соответствия груза заявленным документам. Если все в порядке, груз выкачивают из судна специальным насосом. После этого он проходит по трубам в специально установленные баки. Из судовых танков масла поступают прямо на производственную площадку, построенную здесь же, в порту. Остальной груз транспортируется железнодорожным и автотранспортом получателям.

- Это судно пришло из Индонезии, - показывает капитан порта Тамань Михаил Мигда на огромный корабль с надписью CAMHO EMERALD. - Задержалось на десять дней перед Суэцким каналом из-за событий в Египте. Сейчас выгрузка уже закончена, танкер готовится к обратному пути.

Девушки, внимание!

В порту работает более двух тысяч человек и из Тамани, и из близлежащих поселков. Кто-то ездит сюда на вахтовом автобусе за 60 километров ежедневно, кому-то удалось найти работу поближе к дому.

К примеру, Сергей Ищенко 20 лет отслужил старшим механиком на заграничных судах. Ближе к пятидесяти годам захотелось оседлой жизни. Строительство порта оказалось как нельзя кстати. Работая здесь главным механиком вспомогательного производства, он может исполнить давнюю мечту - видеть семью каждый день при такой же высокой зарплате, как и в загранплавании.

24-летний Алексей Башли променял работу в администрации Западного округа Краснодара на должность специалиста причала два года назад. За это время дорос до менеджера проекта с зарплатой, превышающей краснодарскую в пять раз. Сейчас готов осесть в Тамани и создать семью. Невесту (девушки, внимание!) пока ищет.

Вложения инвесторов окупились за 10 месяцев


Порт Тамань, который несколько лет назад возник между мысами Железный Рог и Панагия, является частью федеральной целевой программы Модернизация транспортной системы России. То есть строить его планировали на бюджетные средства.

Между тем на полуострове работает несколько предприятий, связанных с поставками различных видов грузов. Подсчитав, сколько можно сэкономить, ускорив строительство порта, они приняли решение выступить инвесторами.

Морской терминал является объектом федерального значения, и когда закончится его строительство, инвесторы передадут построенные за их счет объекты средств навигационного обеспечения и пункт пропуска в федеральную собственность. Но для них главное другое.

- С момента открытия пункта пропуска мы экономим по 25 долларов на каждой тонне груза, - рассказывает генеральный директор ООО Пищевые ингредиенты Сергей Панов. - Деньги, вложенные в его строительство, вернулись буквально за десять месяцев. Ведь теперь мы платим таможенные сборы только в России.

Предприятие, специализирующееся на изготовлении ингредиентов для кондитерской промышленности, раньше получало пальмовое и кокосовое масла из стран Юго-Восточной Азии в порту Одессы. Сейчас оно значительно экономит как на таможенных сборах, так и на транспортных расходах. Те же преимущества получит и другой инвестор - ЗАО Таманьнефтегаз, заканчивающее работу по строительству причалов для экспорта сжиженных углеводородных газов.

Сейчас завершается строительство причала, к которому будут подходить суда под погрузку бутана, пропана и нефти. По словам генерального директора Александра Меткина, пуско-наладочные работы начнутся здесь в июле. Если все пройдет удачно, то уже летом порт начнет работать не только на импорт, но и на экспорт.

Второй нефтяной терминал, на котором планируется вывозить мазут, дизтопливо и сырую нефть, планируется начать строить в сентябре.

Кроме того, ЗАО Таманьнефтегаз заканчивает строительство внутрипортовой части железной дороги, по которой полученные грузы будут доставляться от станции Вышестеблиевская до порта.

Новые причалы для экспорта строит также ООО Пищевые ингредиенты. Перевозить на них планируют пшеницу. По словам Сергея Панова, в урожайный год в России негде хранить почти половину собранного зерна. Поэтому часть пшеницы приходится вывозить.

На Черном море это делали через два порта – Новороссийский и Туапсинский. Но зерновой терминал последнего закрыли из-за несоответствия санитарным нормам. Увеличить количество грузов через Новороссийск невозможно - порт и без того перегружен. Поэтому принято решение экспортировать зерно через Тамань.

В ближайших планах инвесторов - строительство и сдача в эксплуатацию еще четырех причалов. Но эта цифра не окончательна.

- Сказать, сколько причалов будет здесь построено, мы не беремся, - говорит Сергей Панов. - Пока наша задача сразу после ввода в эксплуатацию одного приступать к строительству другого. Чем больше судов будут доставлять предприятию грузы, тем большее развитие оно получит.

Cтанет ли Тамань промзоной?

Весть о строительстве порта Тамань, как и все новые начинания, вызывала и вызывает по сей день вопросы, прежде всего у самих таманцев. Одни опасаются того, что этот крупный объект ударит по экологии, другие - что из живого памятника истории множества времен и народов Тамань станет обычной промышленной зоной.

- Все проекты порта прошли экологическую и государственную экспертизу, - уверяет Михаил Мигда. - Кроме того, в соответствии с экологическими нормами ученые Новороссийского морского биологического центра ежеквартально делают замеры проб водной акватории, грунтовых отложений и воздушной среды.

Но главное добро дают археологи. Перед тем как начались первые работы по строительству порта, здесь были произведены раскопки, после окончания которых выяснилось, что препятствий для начала работ нет.

Порт находится в десятке километров от станицы. Его руководство и инвесторы заверяют, что Тамань по-прежнему будет уголком, в котором хранится история. В планах по развитию терминала сама станица не значится. То есть ни музеям, ни историческим памятникам, ни этническому комплексу порт не помешает.

- В 2005 году, когда я возглавлял район в первый раз, - делится глава муниципального образования Иван Василевский, - строительство только начиналось. А во второй раз приступил к исполнению обязанностей главы при уже действующем терминале: два причала принимают суда, и еще два готовятся к сдаче в эксплуатацию.

- Район возлагает большие надежды на порт, - продолжает Иван Василевский. - Прежде всего, он даст много дополнительных рабочих мест для специалистов нефтегазовой, пищевой, транспортной отрасли. Дальнейшее развитие порта приведет к развитию транспортной инфраструктуры, включая морскую, автомобильную и железнодорожные составляющие. А в целом портовая деятельность принесет увеличение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, что неизменно скажется на повышении благосостояния жителей и района, и всей Кубани.


Екатерина НЕКРАСОВА, газета http://www.kubnews.ru/newspaper/2/1730/>Кубанские новости.








Яндекс.Метрика