Меню сайта

Неделя дизайна: Что такое роскошь в современном мире

Неделя дизайна: Что такое роскошь в современном мире



На несколько дней столица Кубани стала частью большой жизни мирового дизайна и местом концентрации профессионалов. Гуру мира пластических преобразований, приехавшие на краснодарскую Неделю дизайна, провели лекции о своем творчестве, поделились опытом и попытались объяснить, какие новые виды роскоши есть в современном мире.

Краснодар 31 мая - 2 июня 2012 года получил свою первую Неделю дизайна, заняв место в календаре международных Design Weeks, которые проходят в Москве, Париже, Милане, Токио, Лондоне и других крупных городах мира. Смысл таких форумов - развивать в своем регионе дизайн, причем в самом широком смысле этого понятия: от графического до архитектурного, создавая для этого культурную и экономическую почву. Цель краснодарского форума можно сформулировать и так: чтобы мы перестали быть провинциальными.

Организатором Krasnodar Design Week - 2012 выступила ивент-компания LA, основанная краснодарцами Николаем Андреевым и Евгением Литвиновым. Неделя - это, скорее, определение жанра мероприятия, на самом деле краснодарский форум длился три дня. Но за эти три дня на нем выступили Карим Рашид (Нью-Йорк), Фабио Новембре (Милан), Матали Крассе (Париж), Хосе Асебильо (Барселона), Андрей Чернихов (Москва), Левон Айрапетов (Москва).

Краснодару нужен глоток свежего воздуха, - сказал на открытии главный архитектор края Юрий Рысин. При этом он не стал скрывать: - Нам (администрации края. - А. Ч.) особенно приятно, что не пришлось прилагать к организации этого форума никаких особых усилий. Мы только поддержали.

Этот форум - единение неравнодушных горожан и неравнодушной власти, - подчеркнул местную коммуникационную задачу события один из учредителей компании LA Николай Андреев. - Мы хотим, чтобы Неделя дизайна увеличила количество заинтересованных в развитии городской среды людей - чтобы эта среда начала меняться.

В первый день работы форума перед студентами, архитекторами и дизайнерами выступили губернатор Кубани Александр Ткачев, мэр Краснодара Владимир Евланов, главный архитектор края Юрий Рысин и главный архитектор Краснодара Сергей Кузнецов. Встреча прошла в формате открытой дискуссии и, несмотря на свою остроту, вызвала у представителей власти готовность продолжать общение. Есть желание проводить такие встречи чаще, - сказал Юрий Рысин.

Организаторы, в свою очередь, пообещали сделать Неделю дизайна ежегодной. (На вопрос о прибыли, впрочем, они отвечали: Мы просто рады, что никому ничего не остались должны. Что, конечно, говорит о серьезной трудоемкости задачи делать такие события каждое лето).

2012-06-05_205815.jpg

Как же все это выглядело? Третий павильон Экспоцентра разделили на лекционную и прогулочно-выставочную части. В огромном лекционном партере было подготовлено около тысячи красных с золотом стульев для зрителей, сцена и три больших экрана. В проходе был установлен десятиметровый макет реконструкции центра города Краснодара - его предоставил краевой департамент архитектуры и градостроительства. Этот макет создавался три года назад к форуму в Сочи. Оказалось, что его обновляют, и можно было найти на нем последние изменения и свежие градостроительные намерения администрации.

В прогулочной части к осмотру предлагалось пять тематических выставок (по определению организаторов - локаций): арт-объекты художников, стенды компаний из интерьерной сферы, творческие инсталляции дизайнеров и архитекторов Краснодара, 20 архитектурных проектов от студентов старших курсов КубГУ и ростовского ЮФУ, щиты с планами развития Краснодара.

2012-06-05_205542.jpg

Пространство форума получилось разнообразным и уютным, хотя отделять локации друг от друга мало кому удавалось. Публика угощалась напитками и проверяла на удобство всевозможную выставленную мебель, например, светящиеся белые диваны или кресла-маски от Фабио Новембре.

2012-06-05_205921.jpg

Первичность неторговых, просветительских смыслов Недели дизайна подчеркивало наличие творческих работ художников, скульпторов и дизайнеров.

Мы пригласили к участию краснодарских авторов - Павла Мартыненко, Валерия Казаса, Михаила Смаглюка, Александра Черникова, Дениса Мурого, членов арт-группировок ЗИП и ROOF, - рассказал главный редактор журнала Hi Home и партнер компании LA Михаил Родионов.  

Эту некоммерческую часть выставки, как знак активности художественной среды города, оценил губернатор. Он даже сказал, что такая экспозиция нравится ему больше, чем привозные выставки современного искусства. Однако если объективно говорить о качестве этого вернисажа, надо констатировать его организационную слабость: не имея профессионального куратора-искусствоведа, выставка осталась без внятной концепции и грамотного экспонирования. Хотя потенциально именно эта часть программы может стать отдельным громким событием Недели дизайна.
Во многих городах мира формат Design Weeks подразумевает первичность выставок над лекциями. В Краснодаре слушать оказалось намного интереснее.

В то, что приедут иностранные знаменитости, до последнего момента верилось с трудом, однако, как сказала одна из гостей форума - управляющий партнер Международной академии архитектуры Инна Брикфорд: Вообще-то непонятно, если не приезжают. Общаться с миром - это абсолютно нормально для мыслящего архитектора и дизайнера. Ты черпаешь энергетику зала, энергетику страны, которая так отличается в Турции, на Кубе, в России. Потом используешь это знание, это ощущение современного человека для создания своих работ. И еще, каждому же нужно выплескивать свои знания, отдавать их молодежи.

Спикеры говорили о том, как будет развиваться материальная среда поколения next.

Человечество из всего, что оно производит, потребляет ровно 1%. Это фантастическая цифра, - говорит российский архитектор и вице-президент Международной академии архитектуры Андрей Чернихов. - 200 лет назад сапоги передавались от деда к внуку. Сегодня вещи перестали иметь серьезную ценность, их так много, что стало понятно: бесконечная гонка бессмысленна. Просторы магазинов с миллионами товаров, где ты пребываешь в космосе потребительского мира, на самом деле - это тупиковое развитие цивилизации. Сегодня важно беречь ресурсы, экономить и создавать в материальной культуре безотходный замкнутый цикл. Без победы над собой наша цивилизация не получит шанса на выживание. И в этом смысле красивое слово экология перестает уже быть просто словом.

Об обретении этих смыслов через упрощение дизайна говорила и одна из самых известных французских дизайнеров Матали Крассе.

2012-06-05_205411.jpg

На примере бытовых предметов, детской площадки, лесных домиков, небольших отелей она показала, как человек может вернуться к нашим основным потребностям, отказавшись от роскоши и даже от телевизора. В своих работах Матали утверждает гуманизм, великодушие, толерантность и экономичность. Важен другой взгляд на вещи, - говорит она, - чтобы привнести искусство в повседневную жизнь людей.

Привычное понимание роскоши в современном мире исключает и американец Карим Рашид, один из главных идеологов материальной культуры наступившего века и ключевая персона форума в Краснодаре.

Сейчас мы арендуем машину, квартиру, у нас может не быть ничего собственного. Настоящая роскошь - это когда не нужно ничего иметь, когда зарабатываешь тем, что нравится делать, роскошь - это свобода, - говорит он. - Зачем собирать богатства? Огромное количество вещей на протяжении тысячелетий было нужно нам, чтобы почувствовать себя бессмертными. Но теперь-то мы знаем, что смертны, что временны. Подумайте об этом.

2012-06-05_210206.jpg

Карим читал лекцию на фоне быстрого слайд-шоу из тысяч антропоморфных цветных объектов и интерьеров собственного авторства. (Примечательно, что в его мире осуществленного будущего совсем не было изображений людей. Вещи и пространства Карима Рашида, как и сам Карим Рашид, самодостаточны.)

В 1997 году я разработал дизайн стула, который постарался сделать максимально дешевым и удобным. Сегодня продано уже 6 млн таких стульев, - рассказывает Карим. Принцип этого стула действует во всем дизайне Рашида и опирается на три постулата: учет социального поведения человека, экономичные способы производства и демократичный дизайн. Лучшее, что вы можете сделать, - дает мэтр совет молодым, - это не обращать внимания на то, что делают другие дизайнеры. Потому что у вас может не остаться собственных оригинальных идей. Главное - концентрироваться на современных вопросах. Использование современных материалов и новейших технологий - это и есть дизайн. Художник - это тот, кто хочет сделать что-то новое. Один - на шесть миллиардов людей. Разве это не вдохновляет?

Урок творческого эгоцентризма и при этом любви ко всему человечеству преподал и страстный итальянец Фабио Новембре. Забывая делать паузы для переводчика, он выразительно кричал со сцены: Любовь открывает любые двери! И показывал на экране женщин, женщин, женщин, из чудесных, но таких функциональных форм которых рождаются его удобные яркие поэтичные объекты и интерьеры.

2012-06-05_205456.jpg

Фабио обращен к эмоциям своего зрителя. Его пластические решения погружают в среду бесконечной материализованной чувственности. Играя с китчем, он, тем не менее, остается на высоте истинного искусства. В финале лекции Фабио Новембре неожиданно показал портрет Анны Политковской и сообщил, что свое выступление посвящает ей. Его лекция закончилась овациями, как в опере, были слышны даже крики Браво!.

Московские архитекторы Левон Айрапетов и Валерия Преображенская решают совершенно другие, русские проблемы.

Сейчас художника называют не талантливым и гениальным, а успешным. То есть, если вы продаетесь, значит, вы хороший художник. Это сходство надо каким-то образом заканчивать, - размышляет Левон Айрапетов. - Мы, архитекторы, люди подневольные, слегка похожи на проституток: продаемся за деньги каким-то людям, которые слабо себе представляют, что такое любовь. С этим сходством тоже надо бороться.

Способ борьбы Левон предлагает достаточно циничный, хотя и озвучивает свое предложение с иронией: Наше главное искусство - правильно забрать деньги. Это 50% таланта архитектора. Вы должны так обмануть человека (реализовав то, что вам хочется. - А.Ч.), чтобы ему было весело и радостно.

Левон и Валерия предлагают творить архитектуру необычным способом - полагаясь на бессознательное. Рука с карандашом сама будет находить образы на бумаге, создавая карту будущего здания. Другой способ получения этих образов - извлекать их из готовых геометрических форм: Простые конусы, обрезанные простым прямоугольником, дают вам форму, которую вы никогда сами не нарисуете. Она получается сама собой. Это очень серьезная программа, когда вы ничего не придумываете, а следуете за процессом структурирования.

Современному человеку, по мнению московских архитекторов, нельзя давать расслабляться, окружающее его повседневное пространство должно будить: Человека надо дергать, потому что он засыпает от сладости жизни. В принципе ему не должно быть постоянно комфортно ни эстетически, ни физически.

Пожалуй, все приглашенные лекторы не остались равнодушны к Краснодару. Они оценили и теплый прием, и перспективы города. Матали Крассе успела ночью перед отъездом прогуляться по центру, для нее даже открыли двери Свято-Екатерининского собора на улице Мира. Она восхитилась сочетанием современности и старины на улицах Краснодара, найдя в этом большие возможности для его развития. Карим Рашид сказал, что ему было бы интересно придумать проект культурного центра для Краснодара. Фабио Новембре написал в Твиттере: Кроме шуток, спасибо вам всем, милый краснодарский народ, за теплый прием! Мне очень понравилось читать лекции перед такой толпой. С большой любовью! По просьбе Фабио, организаторы форума показали ему Черное море, и он выложил в Instagram свои фото под Новороссийском.

2012-06-05_205518.jpg

Испанский дизайнер Хосе Асебильо, известный во всем мире проведенной реорганизацией инфраструктуры Барселоны, побывал в Краснодаре не в первый раз. На своей лекции, посвященной градостроительству, он отозвался о потенциале столицы Кубани: Хочу вас заверить, что у вашего города и у Барселоны очень много общего, в частности, городская сеть, построенная в форме прямоугольника. Жителям Краснодара очень повезло, потому что при такой структуре можно говорить о большом будущем.

Жителям Краснодара определенно повезло: город стремится быть столичным, и эта инициатива идет от нового поколения. Окончательные итоги первого Международного архитектурно-дизайнерского форума Юга России подведем через год - на второй Неделе дизайна в Краснодаре.

Анна ЧЕРВЯКОВА, ИА Живая Кубань. Фото Михаила ЧЕКАЛОВА

Иллюстрации из презентации работ Фабио Новембре можно посмотреть http://www.livekuban.ru/node/474590>здесь.








Яндекс.Метрика