Меню сайта

Новороссийские народники - в списке Forbes

Новороссийские народники - в списке Forbes



Новороссийский народный драматический театр имени В. Амербекяна назван одним из лучших российских провинциальных театров. Такой вывод сделан обозревателями журнала Forbes, включившими наш театр в первую десятку своего рейтинга.

Помимо новороссийского театра, в список Forbes попали коллективы Саратова, Воронежа, Омска, Красноярска, Самары, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Магнитогорска и Перми.

Факт сенсационный! Во-первых, среди всех театров, попавших в первую десятку рейтинга Forbes, лишь новороссийский коллектив имеет статус любительского, остальные все – профессиональные. Во-вторых, лишь новороссийский театр по-настоящему провинциальный, остальные театры представляют областные центры, половина из которых – города-миллионники.

– Результаты рейтинга журнала Forbes стали для нас неожиданными, – говорит режиссер Новороссийского народного драматического театра им. В.Амербекяна Евгений Кушпель. – Хотя, если проследить все наши достижения, то можно сделать вывод, что все к тому и шло.

В Новороссийске всегда существовала какая-то особая театральная аура, заложенная еще в XIX веке вместе с возведением первого театра. Деревянное здание театра было сооружено накануне Первой мировой войны и сгорело в 1942 году, во время Второй мировой.

На его сцене выступали Леонид Собинов, Федор Шаляпин, труппа под руководством Всеволода Мейерхольда.

Уже на рубеже 60-70-х годов, оставаясь, по сути, любительским театром, новороссийский коллектив по уровню постановок мало чем отличался от уровня профессиональных театров страны.

Последнее десятилетие для «народников» было очень успешным с точки зрения участия в различных фестивалях и творческих конкурсах. Трижды – в 2002 году в Таганроге, в 2008 году в Новороссийске, в 2011 году в Анапе – народный театр становился победителем Всероссийского фестиваля любительских театров. В последнем фестивале из 86 коллективов-участников были отмечены всего три взрослых коллектива.

Среди них два новороссийских – народный драматический театр им. В. Амербекяна и театр-студия «Кукушкино гнездо».

Впрочем, как считают «народники», на выводы обозревателей Forbes наверняка оказали влияние совсем иные достижения труппы.

– Первым из них стал Международный фестиваль провинциальных театров «Комплимент-2009», который прошел сразу в двух городах – Ростове-на-Дону и Новочеркасске, – продолжает Евгений Кушпель. – Без ложной скромности могу сказать, что со своим спектаклем «Невеста из Имеретии» мы переиграли всех. Жюри фестиваля было в некотором шоке – они не ожидали такой профессиональной работы от любительского театра. Самое интересное, что мы на этом фестивале выступали вне конкурса. Жюри приняло соломоново решение: наградить лучших по номинациям. Не отметить наше выступление они просто не могли, а дать первое место нельзя было по положению фестиваля. После этого я часто вспоминаю слова профессора Михаила Нагли: «Названию «народный театр» я всегда предпочитаю название «любительский театр». Это объединение людей, которые любят театр».

Такого же успеха со спектаклем «Невеста из Имеретии» коллектив театра добился и на фестивале «Кубань театральная».

Этот спектакль имеет любопытную историю. Впервые на новороссийской сцене «Невесту из Имеретии» поставил режиссер Владимир Амербекян в первой половине 80-х годов. Однако вскоре началась перестройка с ее борьбой за трезвость. Протрезвевшие идеологические работники на местах стали искать, кто же им мешает вести пропаганду трезвого образа жизни. Крамолу обнаружили на сцене гортеатра. Постановка «Невеста из Имеретии» рассказывала о кавказской свадьбе. Ну а какая свадьба без вина! Да без такой «алкогольной пропаганды»: «Пьем с утра до темна, чтоб найти, где она!», «Вин грузинских больше «тыщи», как ты истину отыщешь?»

Резолюция горкома – запретить. Лишь спустя 20 лет спектакль был реанимирован и снова оказался в репертуаре народного театра.

Однако самая большая гордость коллектива – лауреатский диплом международного театрально-телевизионного фестиваля «Этот день Победы», который проходил в Москве в 2010 году.

Тогда, накануне 65-летия Победы, ситуация была более чем сложная. Приглашение на фестиваль было, а спектакля по теме – нет. Две недели ушло на репертуарный поиск и всего полтора месяца на подготовку.

– Я к своему стыду не знал, что у Григория Горина есть пьеса «Прощай, конферансье!», – признается Евгений Кушпель. – Это было стопроцентное попадание в тему – артист на войне. Работали на репетициях как проклятые, днем и ночью. За такой короткий срок раньше мы спектакль никогда не ставили. Но риск оправдался. После нашего выступления на сцене театра имени Маяковского творилось нечто невероятное. Сказать, что зрителям и жюри понравилось – этого мало. Мы вдруг всем стали интересны: известному театральному критику Шах-Азизовой, дочери Смоктуновского, генеральному директору культурно-развлекательных программ Центрального телевидения Каплану. А народная артистка Людмила Касаткина прямо сказала: «Хочу с вами сфотографироваться!» Из всех режиссеров на большую встречу в Центральный Дом актера пригласили только режиссеров из Новороссийска – меня и Сергея Блудова. Разговоры были только о Новороссийске. И это при всем том, что нашими конкурентами на фестивале стали несколько самых знаменитых театров страны, в том числе московские – театр на Малой Бронной, Театр Российской армии, «Содружество актеров Таганки» и ряд других. Когда мы увидели афиши, то кольнуло сразу во всех местах. Но оказалось, что все не так страшно.

В сентябре у новороссийского драматического театра им.В.Амербекяна начался 53-й сезон, в репертуаре на сегодняшний день – восемь спектаклей. В труппе театра – 51 актер. Идут репетиции новой постановки – спектакля «Странная миссис Сэвидж» по произведению Джона Патрика. Корреспонденту журнала Forbes в театральной кассе оставлен билет.


Евгений ЛАПИН, газета http://novorab.ru/ArticleSection/Details/4067>Новороссийский рабочий.








Яндекс.Метрика