Меню сайта

Океан Виктора Языкова

?Нынешним летом знаменитый мореход Виктор Языков за 24 дня в одиночку пересек на яхте Атлантический океан. До этого он дважды участвовал в кругосветной гонке, а сейчас готовится в третий раз по волнам обогнуть земной шар.

В поселке Лазаревский, где он родился и вырос, Виктор порой не появляется месяцами. Родные привыкли к подобным долгим отсутствиям, но знают: рано или поздно он непременно вернется. Ведь здесь родной дом, главная пристань, отсюда начинаются и заканчиваются все его океаны.

Морская закалка

Путешественник вырос в счастливой семье. Его родители любили друг друга, и детям было хорошо рядом с ними. Часто ходили вместе с отцом к морю, и Аркадий учил сыновей понимать язык стихии. Но рыбацкий хлеб горек: в 14 лет Виктор остался старшим мужчиной в семье. Пришлось перевестись в вечернюю школу и устроиться на судоверфь, где трудился отец.

Там впервые близко увидел красавицу-яхту и... влюбился с первого взгляда. Решил, что с братьями обязательно построит свою, и она будет не похожа ни на одну другую. Поэтому сначала сам поступил в мореходку, следом за ним пошли младшие братья - Анатолий и Вячеслав.

В армии выбрал воздушно-десантные войска. Когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, Языков оказался в первых рядах добровольцев, прибывших сюда для ликвидации ее последствий.

Но куда ни забрасывала его судьба, никогда не забывал о море.

От Лагуны до Дочери ветра

Первую яхту по собственному проекту под названием Лагуна Языковы начали мастерить почти четверть века назад. Каркас стоял в саду их лазаревского дома на улице Победы. Братья строили ее в основном из подручных средств, поэтому работа двигалась медленно. Потом появились единомышленники, вместе с которыми яхту наконец закончили и подали заявку на участие в международных океанских парусных гонках.

Почти год практически без связи с внешним миром преодолевали шторма морей и океанов, а когда под Рождество 1991 года зашли в один из зарубежных портов, узнали, что СССР больше нет. Владельцы престижных зарубежных яхт-клубов начали уговаривать удачливых и отважных русских сменить гражданство. Но Виктор в гонке одиночных яхт продолжал отстаивать честь своего Отечества. Он первым из российских яхтсменов принял участие в сложнейшей гонке через Атлантический океан.

Седьмого июня 1992 года из английского Плимута на старт трансатлантической гонки одиночных яхт вышло 75 лодок из 16 стран. До финиша в американском Ньюпорте дошли лишь 55 участников. Российская Лагуна пришла сюда через 27 дней после старта, заняв четвертое место в своем классе. Языкова встречали как героя - избрали почетным гражданином Ньюпорта, газеты писали о нем как о представителе великой морской державы, что особенно радовало Виктора. Уже тогда он задумал сконструировать более совершенное судно. С тех пор построил две лодки, предназначенные для одиночного плавания, - Ветер перемен и Дочь ветра. Работа над третьей яхтой под названием Город Сочи сейчас еще продолжается. Так же, как и творческие поиски Виктора Языкова по созданию идеальной лодки.

Испытание Атлантикой


С Ветром перемен связана отдельная история. Из-за опоздания на старт трансатлантической гонки в октябре 1998 года сочинец получил 271 час штрафного времени. Однако в океан вышел и даже стал нагонять соперников, но гандикап оказался уж очень большим. Очень расстроился, двое суток не мог ни есть, ни пить, ни работать, и только поговорив по телефону с женой Людмилой, которую считает своим добрым ангелом, сумел собраться с силами.

А злой рок продолжал преследовать его: спустя два месяца после начала гонки посередине Атлантики ссадина на правом локте превратилась в огромную опухоль. Рука посинела и перестала сгибаться. По электронной почте связался с гоночным комитетом, вскоре пришел врачебный диагноз: абсцесс, грозящий в любую минуту прорваться и превратиться в сепсис, что для яхтсмена звучало как приговор. И он решил самостоятельно оперировать локоть. Все делал по инструкции, но кровь не останавливалась больше часа, и Виктор потерял сознание.

Следующие 22 часа не поднимался на палубу, а яхта продолжала идти заданным курсом на автопилоте: за сутки прошла 239 миль - лучший результат во всем флоте гонки.

Пальцы правой руки только через два месяца стали работать нормально, но Языков научился управлять лодкой одной левой (даже узлы вязал). Когда прибыл в Кейптаун, его встречали сотни восторженных поклонников. Об отважном россиянине за короткое время в мировой прессе появилось свыше тысячи статей.

Философия победителя

Происшедшее с ним многие называют чудом. Сам Виктор считает, что сами собой чудеса никогда не происходят.

- Океан не обманешь, там все проходит проверку, - говорит он. - Когда понимаешь, что ты часть природы, исчезает страх и волны уже совсем не пугают. Но это долгий и трудный путь. Постоянно приходится преодолевать себя. Лет 30 ушло на подготовку к гонке. Прочитал все, что можно на русском и английском. 25 лет круглогодичного купания в море, рациональное питание - в общем, все, что помогает человеку достичь максимальной формы, воплотилось в той экстремальной гонке. Обычно, если что-то случается со здоровьем, участники сходят с дистанции, а тут вместе с яхтой мы все преодолели. Отношусь к ней как к живому существу: разговариваю, хвалю, прошу помочь. Кажется, лодка слышит меня.

Свою третью яхту Дочь ветра Языков строил шесть лет. Получилась умная лодка с минимальным количеством электроники: конструкция такова, что при закрепленном руле идет указанным курсом и держится к ветру под нужным углом.

- В 2009 году прошел на ней без двигателя и авторулевого за 24 дня из США в Англию, - рассказывает Виктор. - Яхта шла сама, просто я немножко регулировал положение румпеля. В мире до сих пор никому не удавалось создать лодку, чтобы двигалась без авторулевого. При строительстве применялся шпон каштана и углеволокно, которое используется в космической промышленности.

Кстати, многие свои идеи Виктор почерпнул у природы, с которой живет в полной гармонии.

- Сегодня в очередной раз был в устье реки, собрал пять пакетов мусора. И так постоянно. Ведь это мой берег, и он должен быть чистым. По пути на судоверфь иду вдоль моря и подбираю обрывки. Потом стал замечать: люди, которые по утрам приходят купаться, тоже начали это делать.

Есть такое выражение: ходить по воде. Языков объясняет его так:

- Если сами кораблик построите, то начнете ощущать воду, как земную твердь. И тогда вам не страшны любые стихии. А с океаном бороться не надо. Его нужно почувствовать и полюбить. Ведь это разумная среда, из которой когда-то вышел и сам человек. Не случайно солевой состав крови у нас такой же, как у морской воды. Поэтому потребительское отношение к океану недопустимо, нам нужно учиться взаимодействовать с ним. Россия - великая морская держава. Раньше в каждом регионе, даже далеком от моря, существовали яхт-клубы и школы юных моряков, теперь, к сожалению, практически все они исчезли. Разрушена система подготовки будущих моряков и кораблестроителей, что, без сомнения, не может не отразиться на здоровье и обороноспособности державы. Грустно о подобном говорить, но надо смотреть правде в глаза.

Уже давно знаменитый сочинский яхтсмен вынашивает идею создания в Лазаревском районе единого морского центра федерального значения. С парусной школой, воспитанниками которой смогут стать все желающие. При ней музей, библиотека и, конечно же, творческие мастерские, где будут строиться легкие быстрые яхты, на которых смогут пройти под парусом многочисленные гости курорта.

Идею вроде бы поддержали, но до ее реализации, увы, дело пока так и не дошло. Мало того, буквально на днях Лазаревская судоверфь потребовала освободить территорию от строящейся яхты...

Кстати


Знаменитый мореход за свою жизнь построил три яхты, на каждой из которых он пересек Атлантику. Сейчас Виктор Языков продолжает строительство четвертой яхты Город Сочи. Десять раз прошел через Атлантику, из них шесть раз - в одиночку. Дважды участвовал в кругосветной гонке, причем один раз обогнул земной шар в одиночку.


Татьяна ПАВЛОВСКАЯ, http://rg.ru/2009/12/17/reg-kuban/morehod.html>Российская газета -Кубань-Кавказ








Яндекс.Метрика