Меню сайта

От первого лица

От первого лица



От Автобиографии до Чехова. Такой путь за полтора часа прошел на наших глазах актер Нового театра кукол Творческого объединения Премьера им. Л. Гатова, заслуженный артист России Равиль Гилязетдинов.

На сцене театра 18 ноября состоялся его творческий вечер. Поводом для его проведения стал юбилей. Любимому многими краснодарцами актеру летом исполнилось 60 лет.

Цифра эта какая-то круглая. И мне захотелось округлить свою жизнь, подвести какие-то итоги, – то ли в шутку, то ли всерьез говорит Равиль. И действительно, иронического какого-то отношения к себе в искусстве и к искусству в себе в этот вечер было немало. Без этой легкости действие обрело бы несколько пафосный и серьезный характер. А этого допустить было никак нельзя. Ведь сама жизнь этого замечательного артиста и трудна, и сложна. Те, кто пришел на его юбилей, это прекрасно знали. Ведь он практически в одиночку, существуя в узких рамках репертуарного театра, создал еще и свой собственный театр одного актера. На этой же площадке регулярно идут его моноспектакли. Один за другим, как листы календаря, они были перевернуты перед нами. За ними годы поисков, мечтаний, работы. Громады текста, казалось, легко подчинялись ему.

Сначала в 1996 году была Автобиография сербского классика Бронислава Нушича, затем 1900-й Алессандро Барикко, Геометрия охоты, или Территория закона того же автора и, наконец, Портрет Николая Гоголя. И далее идут новые творческие планы, о которых актер поведал своим друзьям в юбилейный вечер. Все его герои собрались здесь. И Нушич, или его альтер эго, и 1900-й, а именно так зовут героя, и шериф Вест, и гоголевский художник. И в эту череду образов органично врастает и сам их создатель. Актер ведет свой монолог от первого лица. Мы узнаем сокровенное про его жизнь, отрочество в Казани, первую ниточку, потянувшую его в искусство. И было это в 60-х, в утомленном солнцем кинотеатре, где перед сеансом оркестранты исполняли странную, ни на что не похожую, но берущую за душу и ведущую в дальние дали музыку. Это был джаз. А человек, стоящий у пульта и управляющий всем этим, – Олег Лундстрем. Великий маэстро проживал тогда в Казани, где не без его участия существовала особая творческая среда. Вдохнув полной грудью эту смесь, Равиль стал выбирать свой путь. И нет ничего удивительного в том, что он стал студентом Казанского театрального училища, одного из лучших в стране.

Школа юности, что в ней такого важного? Разобрав это нечто на части, все равно не поймешь. Но если этого таинственного чего-то в классе, в общении с учителями, в общем настрое нет, то дальнейшая жизнь и не превратится в служение. У Равиля это было. И он до сих пор этому верен, поэтому, несмотря ни на что, продолжает эту многим кажущуюся бессмысленной работу над собой. И она идет в рамках сегодня, увы, многими забытой системы Станиславского. Хотите знать, что это за система? Следите за творчеством Равиля Гилязетдинова.

Но, конечно, не сразу все это стало возможным. Сначала были провинциальные театры – один, другой, третий. Судьба привела в Краснодар, к одному из лучших режиссеров страны. Краснодарский театр драмы в конце 70-х уже достаточно долго возглавлял народный артист СССР, лауреат Государственной премии Михаил Алексеевич Куликовский. Череда ролей у великого мастера, в числе которых был и Петр в Последних Горького, сформировали молодого артиста окончательно. Но были роли и у режиссеров нового поколения. Многие в городе и сегодня помнят его трогательного в своей наивности, страшно обаятельного Мишу Бальзаминова из пьесы А. Н. Островского Женитьба Бальзаминова в постановке Николая Никольского. А затем вместе с Александром Катуновым они сыграли двух отпетых хулиганов в постановке Геннадия Николаева Случай в метро. И было это совсем не весело, когда герои терроризировали и других персонажей, и даже публику. Психология фашизма была явлена объемно, внятно, провокационно и… предсказательно.

Потом захотелось чего-то другого. И это другое было конкретно. Равиль мечтал сыграть роль Хлестакова в гоголевском Ревизоре. Так в конце 80-х он оказывается в краевом театре кукол, где многие годы работает с заслуженным деятелем искусств России Анатолием Тучковым. В краевых куклах помимо Хлестакова ему довелось сыграть и Тисаферна в пьесе Григория Горина Забыть Герострата, и вольтеровского Кандида, и даже Берию в пьесе Виктора Коркии Черный человек, или Я бедный Сосо Джугашвили. Взрослые спектакли есть и сегодня в репертуаре Нового театра. Равиль Насретдинович сегодня мастер сцены, заслуженный артист России. На него уже ставятся спектакли. И если в Горячем сердце Островского ему достались роли второго плана (зато какие!), роли Градобоева и Наркиса, то в одной из последних премьер театра – в пьесе Григория Горина Кин IV он сыграл главную роль: великого английского актера эпохи романтизма. Здесь все глубины, бури мятущейся души Эдмуна Кина, все его мучительные поиски самого себя, искусства в себе, конфликты с миром представлены во всем многообразии. Эта сложная работа (постановка Анатолия Тучкова) как бы венчает его творчество. Не случайно свой юбилейным вечер, ту его часть, где бенефициантом был он сам, Равиль закончил сценой из этого спектакля.

Но до этого была череда историй, игранная в разных жанрах. В этом был свой смысл. Как бы эпиграфом звучит здесь мысль Нушича о том, что человек проживает события своей жизни в двух вариантах. Сначала он все воспринимает как трагедию, потом как комедию. И как-то вспомнилось артисту, что Автобиографию Нушич написал в 60 лет, и у него родилась идея на многое сделанное посмотреть с позиции теперь уже этого возраста.

И теперь артист работает над моноспектаклем по рассказам Антона Чехова. И вот уже зритель познакомился с фрагментом чего-то будущего и, как многим показалось, интересного. Рассказ Казак – это драма простого человека, трогательного и нежного внутри. Ему вдруг оказывается понятна такая боль, такое чувство несправедливости, которые ни он сам, ни другие люди в нем и заподозрить не могли. И от этого больно становится и нам. Актер обещает тем самым нам встречу с новыми героями, с новыми драмами. Ждать осталось недолго. У Равиля снова есть все тот же рубеж. Региональный фестиваль Кубань театральная стал тем местом и временем, к которому артист готовит свои премьеры. И будет он ровно через год.

Он еще полон сил и ждет интересных ролей, будь то театр или съемочная площадка. Он шутит по поводу своей сериальной жизни. Лучшие, крупные дорогие роли достаются артистам их столиц, а все киллеры, уголовники – нам, – говорит он. Но на жизнь не сетует. И здесь есть интересные работы, к которым очень даже применима великая система. И про этих своих героев он не забыл в этот вечер, показав зрителям ретроспективу ролей из сериалов. И честно говоря, было понятно, что и здесь актер держит уровень.

А еще есть ученики, которые пришли поздравить его в этот день. Это были студийцы Дома культуры Пашковский. Особенное впечатление на всех присутствующих произвело выступление семнадцатилетнего Юрия Цокурова, который уже сейчас входит в десятку лучших баянистов России, а в будущем мечтает стать артистом. Наверное, в какой-то мере учениками Равиля Насретдиновича можно считать и артистов Нового театра кукол, в число которых входит и его сын Александр, ставший в последние годы ведущим молодым артистом труппы. Веселым кукольным скетчем по поводу жизни творческой семьи Гилязетдиновых закончился этот вечер.


Елена ПЕТРОВА, театровед.
http://ngkub.ru/index.php?a=article&id=1792>Новая Газета Кубани.








Яндекс.Метрика