Меню сайта

Потребитель получает всё

Несмотря на мрачные предчувствия в начале года, туристический бизнес Юга переживает кризис без особенных потрясений: летняя чартерная программа была выполнена в объёме, почти не уступающем прошлогоднему. Главная причина состоит в том, что рынок заграничного отдыха полностью подстроился под потребителя.

Если в прошлом году средняя стоимость недельной путёвки в Анталью на двоих составляла 50 тысяч рублей при долларе, стоившем 25 рублей, то в этом году — 30 тысяч рублей при курсе 30 рублей за доллар. Разница очевидна. Без потерь, конечно, не обошлось, но они были компенсированы равноценными заменами. Не поставили прямые рейсы на Черногорию и Хорватию, но стало вдвое больше Греции, отменился турецкий Бодрум — полетели летом в Египет.

Когда несколько лет назад турки и москвичи один за другим стали выходить на южный рынок, местные туроператоры сначала пытались сопротивляться, но быстро поняли, что силы неравны и переквалифицировались в агентов крупных игроков — Pegas Touristik, Anex Tour, Tez Tour и других. Кризис показал, что именно благодаря их возможностям рынок смог дать потребителю то, чего последний больше всего ждал в этом году — низкие цены. Более того, у гигантов российского турбизнеса с турецкими корнями есть, как оказалось, не только свои самолёты и отели — у них обнаружились и серьёзные лоббистские возможности. Не секрет, например, что аэропорт Минеральных Вод всегда «славился» своими сложностями для прихода сторонних перевозчиков — так вот, в этом году внешнему игроку наконец удалось организовать чартерную цепочку из Минвод в Анталью, что позволило жителям Ставрополья и северокавказских республик летать из «родного» аэропорта, а не ехать за сотни километров в Ростов или Краснодар. По российским меркам не бог весть какая новость, но на уровне округа — дорогого стоит.      

«Скидки и низкие цены портят клиента, клиент садится на шею и хочет отдыхать почти за бесплатно», — в один голос говорят представители турбизнеса. Их можно понять: если в докризисные времена в летний сезон небольшая фирма могла легко заработать полмиллиона, то теперь её выручка в горячий сезон может не превышать и полсотни тысяч, с которых надо платить налоги, зарплату, аренду и т. д. Эксперты предсказывают дальнейшее укрупнение туристического рынка: одни мелкие агентства уйдут, другие консолидируются в сети, третьи будут продолжать бороться за выживание.

Однако позволим себе задать крамольный вопрос: а нужны ли мелкие турфирмы вообще? В формате «туристического бутика», продающего сложные индивидуальные туры, где каждый клиент приносит столько, сколько десять обычных «пляжников», — безусловно, да. Что же касается массового сегмента, то в нём будущее за интернет-технологиями. Зачем звонить в десять мелких агентств, которые продают туры одного оператора, когда проще зайти на его сайт, забронировать все необходимые услуги, оплатить их кредитной картой или по банковскому счёту, распечатать ваучер на поселение в гостиницу, электронный авиабилет и в нужный день просто не опоздать на рейс. Это примерно как с покупкой вина: если мне хочется просто выпить его за ужином, я иду в обычный супермаркет — если же мне нужен эксклюзивный сорт, я заказываю его в винном бутике, зная при этом, что такое вино не будет дешёвым.

Вспоминается встреча с директором одного из крупнейших датских туроператоров в офисе на окраине Копенгагена. На мой вопрос: «А к вам сюда клиенты приходят?» тот посмотрел на меня как на инопланетянина: «А чего им тут делать? У нас все продажи через интернет». Отсюда, собственно, и предложения типа «Анталья за 149 евро», кричащие со всех углов в любом европейском городе. Иными словами, интернет-технологии — это ресурс для дальнейшего снижения цен, позволяющий существенно экономить и на сотрудниках, и на помещении. Не надо только думать, что у нас, в России, эти технологии не приживутся, что мы какие-то особенные, что нашему потребителю надо обязательно прийти в офис турфирмы, чтобы посмотреть в честные глаза менеджера, выклянчить у него дополнительную скидку в 10 долларов и прослушать песню о том, как прекрасна Турция. Будем называть вещи своими именами: при существовании интернета и полной стандартизации продукта наличие в большинстве турфирм «живых» продавцов называется «мартышкин труд». То, что кто-то кое-где у нас порой ещё не научился пользоваться интернетом — это вопрос времени. Не хочешь учиться — иди в агентство индивидуальных туров и покупай ту же путёвку, но по другой цене: за общение в наше время принято платить. Если верить социологам, в недалёком будущем нас ждёт новая волна вытеснения человеческого труда машинным — туристический рынок в Европе и Америке можно считать образцом такого «технологического замещения», так что в России того, кто сможет первым запустить интернет-технологии продаж массовых туров, ждут, похоже, золотые горы.

Очень хочется, чтобы ситуация на рынке выездного туризма заставила задуматься о будущем наши черноморские курорты. Сочинский мэр Анатолий Пахомов недаром бросил клич на всю Россию в надежде на приезд в Сочи «неорганизованных» туристов, готовых искать жильё на месте и ходить за продуктами на рынок — в секторе отельного отдыха мы изначально и бесповоротно проигрываем туркам, которые отказываются верить, что в наших гостиницах такие цены. Понятно, что жители южных регионов при любых условиях будут отдыхать на Черноморском побережье хотя бы в силу его географической близости. Остальная Россия — под вопросом. Вот отрывок из письма моего питерского корреспондента: «Намедни прочитал, что в Китае за 10 дней строят дорог столько, сколько в России за год. Так что про Сочи и его насыпные острова у меня особых иллюзий нет — большая отмывочная фабрика по изготовлению русского Куршевеля для невыездных братков». Соответствует такое мнение действительности или нет — отдельный вопрос; другое дело, что это не единичное суждение, а некий вполне устойчивый образ, который формировался годами. Я готов доказывать моему знакомому, что он не вполне прав, но если ему вдруг захочется покататься на лыжах в Красной Поляне, он вряд ли сможет собрать свою поездку (перелёт, гостиница, аренда машины, абонемент на подъёмник) в интернете за полчаса, поэтому поедет, как обычно, в Австрию, потратив на организацию отдыха меньше денег, времени и усилий.    

Николай ПРОЦЕНКО, http://www.expert.ru/printissues/south/>«Эксперт Юг»








Яндекс.Метрика