Меню сайта

Радиоактивное будущее Тамани

Радиоактивное будущее Тамани



Радиоактивные отходы готовятся перевозить через порт Темрюк. По информации местных экологов, работа по подбору кадров для их транспортировки идет в обстановке глубочайшей секретности.

... В Темрюке сошел с рельсов тепловоз, протараненный летевшим через железнодорожный переезд автомобилем. Авария произошла в ночь с 9 на 10 апреля на трассе Голубицкая – Краснодар. В первые секунды водитель тепловоза не заметил ни потери нескольких вагонов, ни застрявшего между колесной парой автомобиля. Светофор на ж/д переезде не работал. Указаниям запрещающего знака стоп водитель авто не последовал. Увидев в свете фар железнодорожный состав, затормозить он уже не успел…

Происшествие это заинтересовало местных экологов. Представитель Экологической вахты по Северному Кавказу Вадим Новопашин сообщил, что намерен заниматься по этому факту собственным расследованием.

- Хотя экологам не свойственно расследовать дорожно-транспортные происшествия, я намерен расследовать этот случай. Представляете, какие последствия могла вызвать авария! Будь на переезде не товарный состав с пустыми вагонами, а цистерны с высокотоксичными веществами?! Испарения одной такой опрокинутой емкости могли бы привести к необратимым последствиям. Самый безопасный из реагентов, которые перевозят по нашим железным дорогам – дихлорэтан. Пара вдохов – и человек серьезно болен!

По дороге к месту аварии эколог рассказал, что высокотоксичные вещества перевозят в цистернах в Темрюкский морской порт, через который их отгружают за рубеж. Жители Темрюкского района против того, чтобы через порт Темрюк перевозили реагенты и нефтепродукты, говорит он. В 1996 году была проведена экологическая экспертиза, которая показала, что порт способен перегружать стекло, дерево, металл и продукты питания. И все! А сейчас перевозят уголь, нефтепродукты, сжиженный газ и высокотоксичные вещества – более 40 наименований! Я не исключаю, что по протоптанной дорожке могут пойти эшелоны с радиационными отходами!

Мы подъехали к месту происшествия. Вижу несколько кусков разбитого пластика, след резины от колес уже стерли проезжающие мимо автомобили. Светофор не работает до сих пор. У стоп-линии не останавливается ни одна машина – все буквально перелетают через переезд на высокой скорости. По шпалам идет борона от автомобиля, который метров пятьдесят тащил за собой поезд. Чудом 22-летний водитель остался жив. Невольно возникает вопрос: как могли разрешить перевозку опасных материалов через район, где летом собирается более миллиона отдыхающих? Здесь же два моря!

4 декабря 2009 года премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о том, чтобы включить порт Темрюк в список портов Российской Федерации, через которые возможна перевалка радиоактивных и расщепляющих материалов. Узнав это, экологи подняли тревогу, но их успокоили, сказав, что это всего лишь резервный вариант.

Тем не менее, в Центральную районную больницу Темрюкского района обратились люди с документами, подтверждающими, что им необходимо пройти обследование как работникам атомных электростанций, — продолжает Вадим Новопашин. — На вопрос: Зачем? — они ответили, что будут перевозить через Темрюкский район радиационные отходы.

На фоне произошедшей аварии на атомной электростанции в Японии такая новость ужасает. И самое страшное, что звучит все вполне реалистично. По официальным данным, на расстоянии 40 метров от железнодорожных путей, по которым будет идти состав с отходами, радиационный фон значительно превышает допустимые нормы. Что же получается, Темрюк станет зоной отчуждения?

- Отходы уже пытались перевозить через Новороссийский порт, но там народное движение настолько сильное, что пришлось отказаться от такой затеи, — говорит эколог. — После этого правительство засекретило все материалы, касающиеся перемещения радиоактивных грузов по нашей территории, и сейчас какую-либо информацию добыть очень сложно. Тем не менее, у меня есть официальный документ о том, что ООО Аншип, расположенное в порту Кавказ, сейчас занимается получением лицензии на перевалку таких отходов. Они будут идти с болгарской атомной электростанции Козлодуй. С Россией у них договоренность о том, что мы поставляем радиоактивные материалы, а отходы забираем себе и, соответственно, утилизируем. Пугает то, что они могут пойти к нам в очень большом количестве, так как в турецком городе Белек планируется строительство  атомной электростанции. Совсем недавно, полтора месяца назад, Дмитрий Медведев и премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган подписали соглашение о строительстве атомной электростанции в Турции. И тогда, вероятно, вся нагрузка по утилизации ее отходов ляжет на порт Кавказ.

После рассказа эколога зрелище сошедшего с рельсов тепловоза воспринимается куда более трагично, чем обычная авария на железной дороге. И намерение местных зеленых бдительно отслеживать, что происходит на железнодорожных путях района, уже не кажется праздной блажью.

Елена АЛЕКСЕЕНКОВА, http://ngkub.ru/index.php?a=article&id=1270>Новая газета Кубани.








Яндекс.Метрика