Меню сайта

Реконструкция Всесвятского кладбища: Возврат к началу ХХ века

Реконструкция Всесвятского кладбища: Возврат к началу ХХ века



Власти Краснодара и представители общественности, похоже, все-таки пришли к единому мнению относительно реконструкции Всесвятского кладбища. Это место решили благоустроить, максимально воссоздав его исторический облик начала ХХ века.

А вот обнародованные несколько лет назад планы мэрии о превращении кладбища в мемориальный комплекс с разделением его на несколько функциональных секторов теперь называют незаконными.

Осенью 2010 года специалисты департамента архитектуры администрации краевого центра рассказали Живой Кубани о том, что планируется привести в порядок Всесвятское кладбище, построить здесь часовню и сделать прогулочные дорожки. http://www.livekuban.ru/node/207033>Территорию тогда решили разбить на общественно-деловую и особо охраняемую зоны, а также зоны специального назначения и инженерно-транспортной инфраструктуры. Мэр Владимир Евланов на тот момент уже утвердил соответствующую корректировку проекта планировки центра города.

Еще раньше, в 2008 году, стало известно, что городской департамент архитектуры и градостроительства намерен преобразовать кладбище в http://www.livekuban.ru/content/news/vsesvjatskoe-kladbishhe-prevratjat-v-park-pamjati>парк тихого отдыха. Предполагалось, что краснодарцы смогут сюда приходить, чтобы посидеть в тишине на лавочке, отдать дань памяти усопшим землякам.

Однако эти намерения подверглись серьезной критике со стороны горожан, в первую очередь, старожилов, историков, краеведов. Так, летом 2011 года краснодарский историк и краевед Виталий Бондарь опубликовал в местных средствах массовой информации http://www.livekuban.ru/node/314664>открытое письмо Евланову. Он отметил, что проект реконструкции Всесвятского кладбища, разработанный ООО Архи Строй, предусматривает снос большого количества могил и формирование некоего пантеона в центральной части. По словам автора обращения, на кладбище уже шел демонтаж некоторых могильных оград, отдельные надгробия и захоронения были повреждены. Такие действия могли привести к утрате пространственной среды Всесвятского кладбища и отдельных памятников старины.

Мэр незамедлительно отреагировал на это письмо. Спустя несколько дней он пригласил Виталия Бондаря на встречу. В ходе разговора было решено создать Общественный совет, который должен контролировать все работы на объекте и определять перспективы его реконструкции. Виталий Бондарь стал сопредседателем совета.

Члены Общественного совета считают, что и закон требует сохранить каждое захоронение и территориальную целостность всего некрополя.

Вообще, предложений на заседаниях совета выдвинуто очень много, теперь их надо тщательно обдумать, - уточняет Виталий Бондарь.

Вспоминая попытку создать на территории кладбища парк, он поясняет, в чем именно заключалась противоправность действий властей и проектировщиков.

По закону, объект историко-культурного наследия после реконструкции должен сохранить свои визуальные характеристики, площадь и границы. Ни дробить его на части, ни урезать территорию нельзя. Еще одним серьезным отступлением от норм закона являлось то, что проектная организация Архи Строй не имела лицензии Министерства культуры РФ, дающей право на проведение работ на объектах культурного наследия, - рассказывает Виталий Бондарь.

Дозвониться руководству упомянутой компании к моменту опубликования материала корреспонденту Живой Кубани не удалось.

На одном из последних заседаний члены Общественного совета решили, что необходимо подготовить концепцию нового проекта реконструкции. Предположительно, ее разработают к концу июня 2012 года. Сколько времени уйдет на создание самого проекта, неизвестно.

На сегодняшний день разработано техническое задание на проектирование, составлена смета. Вопрос - за финансированием, - продолжает Виталий Бондарь.

В последние годы в СМИ много писали о возможном воссоздании Всесвятского храма, который находился в центре кладбища с середины XIX века до 30-х годов ХХ века. Представители Екатеринодарской и Кубанской епархии сообщили, что реализация проекта пока не началась. А по мнению Виталия Бондаря, вести речь о воссоздании храма будет правильно, когда основная реконструкция некрополя будет закончена.

Это случится еще нескоро, так как организации-проектировщику, которая пока не определена, предстоит очень много работы.

Необходимо установить исторический облик кладбища по состоянию на начало ХХ века, то есть до того периода, когда некрополь стали уплотнять. Предстоит воспроизвести планировочную структуру, основные и второстепенные пешеходные тропы, - рассказывает Виталий Бондарь.

Кладбище условно поделено на национально-конфессиональные участки. Здесь есть православный, армянский, католический (польский), лютеранский (немецкий), магометанский (татарский) и другие секторы. Сейчас члены некоторых этнических общин, в частности армянской и польской, проводят инвентаризацию захоронений на своих участках.

Мы действительно пытаемся найти могилы соотечественников. Но, чтобы собрать максимально подробную информацию, необходимо обойти весь наш сектор и вручную составить список погребенных здесь людей, - говорит заместитель руководителя регионального отделения общероссийской общественной организации Союз армян России Краснодарского края Ленсер Оганисян. - Ситуация осложняется тем, что на многих памятниках есть только русский вариант написания армянских фамилий. К тому же значительная часть надгробий совсем утрачена.

Поисковые группы католиков тоже иногда обнаруживают неприятные для себя вещи. Например, кто-то перенес плиты с польских могил на чужие и перебил имена.

Пока найдено около 50 захоронений. Однако это лишь малая часть, так как в начале ХХ века поляки были третьей по численности нацией на Кубани - после русско-украинской группы и армян, - поясняет председатель правления Краснодарской краевой общественной организации Польский национально-культурный центр Единство Александр Селицкий.

Идею превратить кладбище в парк отдыха, пусть даже тихого, Александр Селицкий не одобряет. Он уверен, что на лавочках будут собираться случайные люди с совсем не духовными целями - попить пиво, посидеть с компанией друзей. Кроме того, лавочки могут обрасти и коммерческими объектами – киосками с едой и напитками или лотками с воздушными шариками, мороженым, сладкой ватой.

А ведь это место для молитвы, поклонения памяти умерших, для размышлений о вечном, - уверен Александр Селицкий.

Старший юрист Адвокатского бюро. Юг Сергей Радченко рассказал, что ему не известны случаи, когда на территории краевого центра историко-культурный объект приводился бы в порядок с нарушением норм действующего законодательства.

Я слышал, что таких случаев много в Москве, - сообщил эксперт. - Однако в Краснодаре (как и в других крупных городах региона – Новороссийске, Анапе, Сочи), в отличие от столицы, в черте города крайне мало памятников культуры, пригодных для эксплуатации в коммерческих целях. А если они и пригодны, как музей Фелицына или картинная галерея Коваленко, то прочно заняты госучреждениями, которые никому не отдадут реконструировать их.

Проблема в крае, скорее, заключается не в том, кто реконструирует историко-культурные объекты, а в том, что сделать это зачастую некому.

Так, Радченко подчеркивает, что на Кубани много памятников культуры находится за пределами городов, что называется, в чистом поле. Они либо заброшены, так как никому не нужны, либо в местах их расположения ведутся строительные работы.

Надежда СЕРГЕЕВА, ИА Живая Кубань

[quote]Справка:

Всесвятское кладбище находится в границах улиц Бабушкина, Рашпилевской, Северной, Аэродромной. По информации Виталия Бондаря, оно получило свое название от располагавшейся в его центре церкви Во имя Всех Святых. Основано кладбище было в середине XIX века и служило главным погостом Екатеринодара и Краснодара до середины 1960-х годов.

Здесь похоронены сотни тысяч горожан. Многие из них были выдающимися деятелями истории. Это исправлявший должность атамана Черноморского казачьего войска генерал Г. А. Рашпиль, основатель Кубанского областного этнографического и естественно-исторического музея Е. Д. Фелицын, основатель Екатеринодарской картинной галереи Ф. А. Коваленко, автор обелиска в честь 200-летия Кубанского казачьего войска и Триумфальной арки архитектор В. А. Филиппов, автор проектов Екатерининского кафедрального собора и Троицкой церкви архитектор И. К. Мальгерб, автор гимна Ты, Кубань ли, наша Родина священник Константин Образцов, минеролог В. И. Воробьев, автор идеи памятника казакам-первопоселенцам в Тамани художник П. С. Косолап, деятель большевистской партии Г. М. Седин, один из основателей Кубанского политехнического института генерал А. И. Пароменский, епископ Краснодарский Панфил.

Похоронены на Всесвятском кладбище и представители известных купеческих и мещанских фамилий, меценаты и благотворители: Тарасовы, Богарсуковы, Ждан-Пушкины, Авроровы, Купцовы, Лихацкие, а также потомки Лермонтовых, Пуришкевичей, Берже.[/quote]








Яндекс.Метрика