Меню сайта

Такси в Краснодаре - между законом и подпольем

Такси в Краснодаре - между законом и подпольем




Далеко небезупречный сервис кубанских таксистов давно уже получил печальную славу. Невежливость водителей, нарушение ПДД, невнимание к пожеланиям пассажиров, плохая ориентация на местности ... - список претензий, предъявляемых клиентами, можно продолжать до бесконечности. Однако, как выяснилось, со стороны шоферов встречается не только хамство - они не прочь поговорить с попутчиками о сексе или выложить в беседе всю подноготную своей работы.

Корреспондент Живой Кубани совершил рейд по нескольким таксомоторным фирмам города, чтобы сравнить цены, уровень сервиса, безопасность перевозок и общительность водителей.

Для проведения исследования наша редакция выбрала шесть известных в Краснодаре компаний: Водник, Сатурн, Везет, Люкс, 777, Метро. Мой маршрут: от пересечения улиц Леваневского и Длинной до ТРК СБС Мегамолл и обратно.

Первым в списке оказалось такси Водник. В самом начале разговора с диспетчером неприятно поразило, что она сходу перебила меня. Таков регламент их работы: сначала записать номер телефона клиента и только потом выслушать его просьбу. Все это понятно, но немного сбивает с толку и совершенно не настраивает на позитивный лад.

К слову, мелкие и крупные недочеты на этапе моего общения с операторами нашлись почти у всех компаний. В частности, девушка в такси Сатурн слишком быстро повесила трубку, хотя из-за плохой слышимости я практически не разобрала, дадут мне в итоге машину или нет. Мой вопрос повис в воздухе, а ответом стали короткие гудки.

С такси Везет долго не везло. В первый раз мне корректно пояснили, что машину придется ждать целых 25 минут. Во второй раз диспетчер попалась немного хамоватая. На ее вопрос: Где именно Вы стоите?, я сказала: На углу Леваневского и Длинной. На что последовал насмешливый ответ: Их там четыре, прикиньте!. Приняв, в конце концов, мою заявку, барышня в завершение разговора мимоходом сообщила, что ждать придется около получаса. Я возразила, что не имею такой возможности, на том и попрощались. С третьей попытки у меня все-таки получилось сесть в это такси, и что меня удивило - автомобиль подъехал буквально через минуту.

В фирме Люкс мне поначалу сообщили, что не могут подать ни одного авто на улицу Леваневского. А вот ко входу в Ашан (находится рядом с ТРК СБС Мегамолл) их черная Daewoo подкатила моментально. Не сразу удалось дозвониться и в такси Метро: все время было занято, но после того, как мне все же удалось поговорить с оператором, машину нашли очень быстро. Проблем не возникло только с такси 777 - вежливая приятная девушка-диспетчер прислала ко мне автомобиль в течение пяти минут. Правда, в ходе поездки меня удивила и развеселила личность самого водителя, но об этом позднее.

Поворот чуть не стал роковым

Приятно было, что все компании информируют о выезде и прибытии авто посредством sms или голосовых звонков. А вот стоимость проезда заранее сообщали только в такси Везет и Люкс, причем делали это при каждом звонке, даже когда мой заказ срывался.

Кстати, цена на поездку от пересечения Леваневского и Длинной до ТРК оказалась немного ниже, чем в обратном направлении. Например, у Везет дорога туда стоила 175 рублей, обратно - 205. В такси Люкс тарифы почти такие же - 188 и 205 рублей, соответственно. Правда, последний водитель, доставив меня на Леваневского, взял лишь 200 рублей и от пяти рублей отказался. От меня не убудет, а Вам приятно, - заключил он.

Дешевле всего было прокатиться в первом направлении на такси Метро - 156 рублей. Водник насчитал 175 рублей, 777 - 210. Водитель Сатурна немного заблудился, покружив по Карасунской и Седина, и выезд к конечной точке нашего маршрута нашел не сразу. Стоит отметить, что он извинился за ошибку и взял с меня только 200 рублей.

Путь следования у разных таксистов отличался. Забрав меня от парковки между Ашаном и ТРК СБС Мегамолл, такси Везет свернуло с Новороссийской на Северную, затем помчало по Ломоносова и Янковского. Результат - самая короткая поездка (всего 17 минут). Среднее время получилось у такси Люкс - 22 минуты по маршруту Новороссийская - Карасунская - Леваневского. Водник и 777 ехали к СБС традиционно по Северной, где мы каждый раз ненадолго застревали в пробках, далее - по Уральской. Время в пути - 27 и 37 минут, соответственно. Водитель такси Метро выбрал чуть более длинную, но быструю дорогу и миновал ту часть Северной, где наибольшее скопление машин. Он проследовал от улиц Буденного и Корницкого до Ломоносова, где вывернул на Северные мосты. В итоге мы приехали за 23 минуты.

Однако такая поспешность могла нам дорого обойтись. У клиники Екатерининская на пересечении Ломоносова и Северной образовался небольшой затор. Таксист компании Метро, недолго думая, вырулил на пустую встречную полосу. В это же время из-за поворота на приличной скорости вынырнула другая машина. И только благодаря хорошей реакции обоих водителей столкновения удалось избежать. Честно говоря, все произошло настолько быстро, что я даже не успела сообразить, что происходит. Испуг пришел только после возмущенного вопля таксиста: Смотри, куда едешь, ***!. Я, конечно, опешила и заметила, что вообще-то в инциденте виноваты мы. Мой собеседник отмахнулся: он, конечно, неправ, но ведь нарушают абсолютно все! Даже полиция. Так что, в его поступке нет ничего предосудительного. А вот встречному водителю следовало быть внимательнее на повороте, уверял меня он.

Почти все мои спутники утверждали, что правил стараются не нарушать. Исключение делают в крайне редких случаях, если клиент очень торопится.

Сейчас везде по городу видеокамеры. Какой мне смысл гнать? Я же вышел зарабатывать. Ну, довезу я человека за 200-300 рублей, а мне потом квитанции придут на 500. Конечно, если клиент согласен оплатить эти штрафы, тогда могу превысить скорость. Бывает, так сразу и заявляют: Я штрафы оплачу!. Особенно, когда опаздывают на поезд или самолет, - откровенничал водитель Сатурна. Он пояснил, что каждый таксист прекрасно знает, где именно висят камеры и в какую сумму выльются нарушения. Клиент на месте рассчитывается и за поездку, и за чрезмерную поспешность.

Зеленый свет для нелегалов

Абсолютно все машины мне попались очень аккуратные и чистые внутри. Кстати, почти везде это были иномарки, лишь такси Везет предоставило серебристую семерку. Как выяснилось, у всех фирм наличие кондиционера является дополнительной опцией, за которую следует доплачивать 50-70 рублей. Правда, в 777 у нас была обратная ситуация. В машину я села изрядно замерзшей, поэтому дополнительный источник холода был совершенно лишним, наоборот - я бы обрадовалась печке. Однако водитель моим состоянием не проникся и, несмотря на мои намеки и даже просьбы выключить кондиционер, только немного его прикрутил.

Что примечательно: никто из водителей первым не напомнил про ремень безопасности. Зато в пути, когда я задавала вопрос: Надо ли пристегиваться?, в ответ слышалось эмоциональное: Конечно! Вы же не хотите платить штраф?. И только в трех семерках, когда я молча потянулась за ремнем, мужчина, улыбаясь, сказал, что это совсем необязательно. Он же единственный из всех закурил при мне, правда, спросив предварительно мое разрешение. Остальные с гордостью подчеркивали, что в салоне не дымят.

Настроение у моих попутчиков было боевое: они были готовы и за жизнь поговорить, и о работе рассказать много интересного, и на конкурентов пожаловаться, и особенно - перемыть косточки пассажирам.

Самым общительным оказался господин из такси Люкс. Стоило мне сесть и шутливо отметить отсутствие шашечек, как он минут на десять ушел в рассуждения о прелестях и преимуществах незаконной работы. Я даже слово вставить не успевала.

По информации этого водителя, еще несколько лет назад местные таксомоторные фирмы оформляли разрешительные документы в Краснодарском крае. Но, когда цена на эту процедуру выросла в несколько раз, почти все компании зарегистрировались в Адыгее - набор документов там выдают тот же самый, но стоит он в четыре раза дешевле.

А что касается серых извозчиков, то они как были, так и остались, - говорил он. - Даже в советские годы, когда действовал ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности), а транспортный контроль был намного жестче, чем сейчас, борьба с бомбилами оказалась бесполезной: они продолжали толпиться и на вокзалах, и в аэропортах, и в других общественных местах. Я когда-то работал законно, но потом понял, что нет смысла. Сегодня все попытки легализовать этот рынок - отъем денег, не более. Во-первых, оформление документов обходится недешево, во-вторых, нам приходится платить немалые налоги. Да и бегать по налоговым, заполнять декларации нет ни времени, ни желания. Но бюрократия - это еще полбеды. Даже имея на руках все документы - путевку, лицензию, договор, карточку таксиста - можно попасть в немилость к ДПСникам. Придраться всегда есть к чему, наши полицейские ведь не могут быстро отпустить водителя - им надо докопаться до всех нюансов. Когда на дорогах рейды, остановить могут не раз и не два, а в это время тебя ждет клиент. В итоге сам нервничаешь, диспетчер нервничает и звонит: Ты куда пропал?, люди потом недовольны.

Другой водитель - такси Сатурн - рассказал мне, что диспетчеры обычно предупреждают своих коллег о проверках такси. Водители, которым не посчастливилось встретиться с сотрудниками ДПС, сразу отправляют в диспетчерскую службу sms-сообщение, а оттуда его массово пересылают всем остальным.

Черный юмор спас от скуки

Водитель такси 777 оказался самым колоритным. Он довольно приятный человек, но юмор у него поистине черный. Веселил меня всю дорогу, но все же иногда перегибал палку. На вопрос: Что если по пути машина попадет в ДТП? Должен ли пассажир платить за проезд?, он ответил: А я думал, Вы спросите, бывало ли, чтоб девушка хотела натурой расплатиться. Почему такого нет нигде, чтоб натурой платили?. А потом, посерьезнев, переспросил: Что делать, если ДТП? Лично я кидаюсь душить пассажира!.

Следующий его перл прозвучал в ответ на то, что я не люблю кондиционеры и даже болею от них: А, значит, Вы в сексе пассивны?.
- К чему это вообще? - говорю.
- Ну, как же. Спортом Вы, судя по Вашему внешнему виду, не занимаетесь. Единственный шанс для Вас заняться спортом - это секс, но Вы в нем пассивны, поэтому Вам энергии не хватает и иммунитет слабый!

А напоследок он рассказал увлекательную историю о том, как обрызгал из лужи стоящего на обочине человека, и тот потом преследовал его целый квартал на своем авто. Догнал-таки и обиженно спросил: Вы почему меня облили?. Все это сопровождалось ехидным смехом и иногда - матерными ругательствами. Шутки шутками, но к концу пути меня этот рассказчик стал напрягать… И все-таки надо отдать ему должное - он изо всех сил старался, чтоб мне было не скучно.

Забытый пакет

Для всех таксистов у меня была припасена одна хитрость - я клала на заднее сиденье пакет, который потом забывала. Именно этот разговорчивый товарищ из 777 оказался единственным, кто уехал вместе с моими вещами. Благо, там были ненужные старые газеты. Спустя десять минут, правда, он перезвонил, но укатил уже очень далеко, а ждать его возвращения я не стала.

Все остальные водители были удивительно внимательными в плане напоминания о забытом пакете, а водитель Сатурна сам же мне его и подал. Для тройки таксистов (Везет, Метро и Люкс) задачу решила усложнить. Маленький пакетик заменила большой сумкой, которую предполагалось положить в багажник. Да только никто не захотел возиться с этим багажом.

Один (такси Везет) простодушно признался, что ему лень потом выходить и доставать сумку. В результате именно у него в салоне на крутых поворотах она перевернулась, и мои вещи разметало по всему заднему сиденью. Сам мужчина оказался душевнейшим собеседником, простым и очень приятным человеком. Все бы хорошо, но пока мы ехали по узким улочкам в центре города он спохватился, что забыл отметить принятие моего заказа. И, лишь немного сбавив ход, углубился в процесс отправки sms диспетчеру. Было страшновато, что мы все-таки впишемся в припаркованные на обочине авто, но этого удалось избежать.

Пожалуй, меньше всего критики вызвал таксист Водника: ни нарушений правил движения, ни плоских шуток, ни излишней болтливости я не заметила. Он был сама корректность и предупредительность. Даже предложил угоститься конфетками. Правда, обертку от конфеты выбросил в окно… Когда-то давно в аналогичной ситуации я сделала другому водителю замечание, но в этот раз не успела - мой спутник рассказывал что-то увлекательное. Есть и второе нарекание: забирая меня, этот таксист остановился буквально посреди дороги. Прежде чем сесть в салон, мне некоторое время пришлось пережидать поток едущих по Леваневского машин.

Кнопка спасения

Помимо всего прочего, меня интересовало, какие меры безопасности предпринимают таксисты. Как выяснилось, ни один из моих собеседников не работает по ночам: не хотят связываться с пьющим контингентом. Другое дело днем, рассуждал сотрудник Водника, когда около 90% пассажиров - женщины, которые никакой угрозы не представляют.

Некоторые ребята в целях самообороны возят с собой дубинки, ножи или пистолеты. Не факт, что они будут применяться в критических ситуациях, но помогут потянуть время или устрашить преступника, - пояснил водитель такси Сатурн. - Я ничего такого с собой не вожу. У всех сотрудников нашей фирмы на телефоне есть кнопка тревоги, нажимаешь ее - и в течение нескольких минут к тебе подъезжает трое-четверо коллег, у которых заказы в этом районе. Их присутствия достаточно, чтобы буйный человек успокоился. Потом диспетчер с тобой связывается и спрашивает, нужна ли полиция. А там уже смотришь по обстоятельствам.

Оказалось, такие кнопки есть у многих. Таксист Везет мне ответил, что ни разу не слышал позывного от диспетчера о том, что надо срочно все бросать и мчаться к кому-то на выручку. Конечно, при необходимости я подъеду. Никто ведь не гарантирует, что завтра помощь не понадобится мне самому. И так думает каждый из нас, - уверен он.

В целом эти шесть мини-путешествий мне понравились, и даже недочеты в работе водителей казались незначительными (за исключением возможного ДТП, разумеется). Самое главное - чувствовалось искреннее стремление угодить мне как пассажирке.

Анфиса РУДЕНКО, ИА Живая Кубань








Яндекс.Метрика