Меню сайта

Участники Арт-Абрау: Современному искусству надо идти навстречу

Участники Арт-Абрау: Современному искусству надо идти навстречу



В Абрау-Дюрсо состоялся третий ежегодный фестиваль Арт-Абрау. Его участники – столичные авторы - считают, что жители Юга России не любят новаторства, но и они постепенно пристрастятся к тому, что делают современные художники.

На открытии фестиваля вспомнили, как все начиналось. Летом 2010 года прошел первый фестиваль Арт-Абрау: на набережной у озера современные российские художники расписывали лодки, а у входа в летний амфитеатр была открыта скульптура, посвященная герою фильма Веселые ребята. В прошлом году основной темой фестиваля стал лэнд-арт, именно тогда был открыт парк скульптур.

Главная идея установленных здесь арт-объектов – интерактивность, взаимодействие с окружающим пространством и с гостями Абрау-Дюрсо. Для создания предметов искусства используют природные материалы: камни, дерево, виноградную лозу. И этот год не стал исключением: основная тема фестиваля – эко-арт. В парке у знаменитого озера более 20 художников, скульпторов, архитекторов, музыкантов и драматургов представили свои новые работы.

Мы уже многих художников сделали своими друзьями, которые тратят свое время, энергию и силы на обустройство Абрау-Дюрсо, - рассказал глава шампанского дома Борис Титов. – За последние два-три года наш парк стал совершенно другим: в нем столько идей, творческой мысли.

Для гостей фестиваля провели экскурсию по парку и показали новые экспонаты.

Архитектор Андрей Калинин не смог приехать, поэтому идею его творения передала куратор арт-фестиваля Екатерина Попова.

Андрей сказал, что это место, Абрау-Дюрсо, словно поцеловал Бог, и ему так хотелось рассмотреть все детали на земле, что у него упали очки с носа. И теперь они лежат здесь, - Екатерина показала на огромные сваренные из труб очки на лужайке.

Проект архитектора Арсения Леоновича и комиксмейкера Константина Комардина совместил в себе искусство и практичность. Авторы посчитали, что пустая бутылка от шампанского может получить новую жизнь, став арт-объектом. Теперь на набережной выставлены разрисованные комиксами пюпитры для шампанского: предлагается после распития бутылочки не отправлять ее в урну, а оставить ее здесь.

13_20536853844.jpg

И уже за ночь люди поставили несколько пустых бутылок в ячейки пюпитра. Значит, идея народу понравилась!, - сообщила Екатерина Попова.

Художники Павел Плохов и Ольга Дружкова создали настоящий аттракцион – Бочку-танцпол и сами продемонстрировали, как он работает. Крышка бочки находится под наклоном, и чтобы станцевать на ней, придется проявить всю свою сноровку – танцпол в буквальном смысле уходит из-под ног.

17_5262450914f.jpg

Мы сделали Бочку-танцпол по мотивам фильма с Адриано Челентано Укрощение строптивого. Там есть момент, когда герой соревнуется с машиной-автоматом в давлении виноградного сока, - рассказал Живой Кубани Павел Плохов. - Так что на нашей бочке можно станцевать, как Челентано. Моя жена Ольга расписывала бочку, а я занимался конструированием.

Масштабно в парке смотрятся гигантские муравьи, сделанные из металлических прутьев скульптором Андреем Митиневым. Рядом с ними расположился муравейник, выполненный из виноградной лозы.

Популярной у публики оказалась скамья из пробок, созданная московским архитектором Андреем Волковым. Для этого он использовал 3020 пробок от шампанского.

Теперь каждый, посетивший это место, может взять бутылку шампанского, открыть ее, выпить содержимое, а пробку вставить в еще свободные ячейки в скамье, - рассказал Живой Кубани Андрей Волков. – Эти пробки, как символы радостных моментов, которые происходят в жизни. Ведь шампанское открывают в особенные дни: на свадьбу, день рождения.

22_1715511684f.jpg

Немного шаманский проект получился у Анны Чигаровой и Тихона Пенкина. Они создали солнечные часы из камней и беседку желаний.

А вот проект московских скульпторов Марии Калмыковой и Максима Проценко - песочные часы в форме двух спаянных горлышками бутылок - сразу понравился детям. Конструкцию можно переворачивать, и тогда пузырьки - яркие мячики для пинг-понга – переливаются. Арт-объект так и называется - Из пустого в порожнее.

_mg_3508_2061270004f.jpg

В гончарной мастерской Николай Любимов и Сергей Косминский лепили горшки и обжигали их в настоящей печи. Всем экскурсантам подарили по маленькой глиняной кружечке на веревочке.

Больше всех, наверное, удивил гостей фестиваля ученик Бартеньева перформер Роман Ермаков. Он представил на суд зрителей свои живые скульптуры в футуристических, ярких нарядах.

29_15986817144.jpg

Тут есть костюмы, которым уже два года, и есть совершенно новые произведения. В основном для их создания я использовал ткани, поролон и, конечно, людей, - смеется Роман.

Одну из парковых дорожек расписали в стиле Мадоннари участники Арт 03 студия Сергей и Наталья Мирончевы и Наталья Гетц - на тротуарной плитке через бездонную пропасть протянулся золотой мост.

На рисунок надо смотреть из определенной точки через какой-либо оптический прибор: объектив камеры или телефона. И тогда у изображения появится эффект 3D – оно станет объемным, - рассказала Живой Кубани Наталья Мирончева. - Здесь все построено на принципах геометрии и математики. Главное, все правильно рассчитать. Такой рисунок сможет выполнить даже непрофессиональный художник. В XVI веке итальянские художники рисовали самое красивое на площадях и улицах - они изображали Мадонн, отсюда и название техники. Сейчас это одно из самых популярных направлений в Европе. В Россию же Мадоннари только приходит. Недавно в Москве проходил фестиваль, но там, правда, рисовали объемные картины мелками. Радовать зрителя они могут до первого дождя. Насколько мы знаем, то, что мы сделали здесь на фестивале, еще никто в России не делал. Мы весь процесс сняли на камеру и потом выложим запись в Интернете, чтобы и другие смогли попробовать.

_mg_3467_19754395304.jpg

По мнению Сергея Мирончева, арт-фестиваль в Абрау - это возможность для художников, скульпторов и архитекторов попробовать себя в больших формах.

Здесь для творчества предоставляется огромное пространство, чего в Питере и Москве нет. Кроме того, не каждый устроитель фестиваля отважится на то, чтобы показывать что-то новое и современное, - считает художник. – Для нас это большая экспериментальная площадка.

Организаторы и участники Арт-Абрау отмечают, что гости, которые прогуливаются по парку скульптур, рассматривают арт-объекты с интересом и воспринимают их позитивно. В связи с этим столичные авторы размышляют, почему в краевом центре выставки современного искусства, в частности, привезенные галеристом Маратом Гельманом, встретили так негативно?

Дело в том, что у людей сознание часто традиционное, - рассказал Живой Кубани Борис Титов. - Но многие мысли легче передать не прямым изображением, текстом, а идеей, выраженной в символах, настроениях, в каких-то знаках. Может быть, такое искусство неискушенным, неподготовленным людям сложнее понять. В классическом искусстве большое значение имеет техника, в современном - важнее мысль, творческий полет, энергия и даже шутка. Мне кажется, людям постепенно будет нравиться это, они пристрастятся и полюбят то, что делают современные художники. Ведь кричит только определенная часть публики, которой что-то не нравится, и она категорически отметает новое, но это только часть. Ведь у большинства не спросили, понравилась ли им та же выставка Гельмана в Краснодаре или нет. Я считаю, что современному искусству надо идти навстречу, но это не значит, что оно должно быть вне рамок нравственности, этики.

Сценарист Вячеслав Дурненков считает, что талантливых людей много как на севере страны, так и на юге, но почему-то там, где теплее, народ не любит новаторства и все-таки сопротивляется приходу современности в свою жизнь.

Я только вернулся из Ростова-на-Дону. Мы там ставили спектакль в тюрьме. Обучали заключенных писать пьесы, играть на сцене, они уже дали премьеру, - рассказал Живой Кубани Вячеслав Дурненков. - Среди них оказалось столько талантливых людей, мы даже не ожидали. А на юге России, я думаю, в общей массе отношение к искусству прохладное, какое-то расслабленное. Считается, что это все для развлечения, для отдыха. Я, убежденный северянин, приезжаю сюда и с этим сталкиваюсь. Искусство – это вызов, и надо, чтобы люди это понимали. Значит с ними нужно работать в этом направлении, объяснять. Иначе искусство будут использовать только так: вылез в плавках из озера и лег пузом кверху на арт-объект загорать.

На Кубани сериал Школа, соавтором сценария которого выступил Вячеслав Дурненков, в свое время вызвал множество резких комментариев.

Одинаковая была реакция по всей России. Я просто устал уже что-то доказывать. Я больше не участвую ни в дискуссиях, ни в дебатах по этому поводу, - заявил на это Вячеслав Дурненков. - Я обычно говорю: с вами или без вас я буду делать то, что я должен делать. Мне не важно, кто и что говорит. Иосиф Бродский считал, что поэзия - это осознание собственной правоты, и я отталкиваюсь от этого. Какая разница мне, что кто-то там недоволен. Но есть девочка из Казахстана – она понимает, что я хотел ей сказать, она мне письмо присылает. Я вообще получаю много писем от читателей, это очень добрые и человеческие письма. Вот, что для меня важно. Я люблю искусство и убежден, что это - сила. Оно способно изменить страну, и нужно прививать это с детства. А если я буду пускаться в противоборство с недовольными моралистами, я только потеряю свое время и нервы, и ничего не успею сделать для своей страны. Уезжать не хочу, я люблю свою страну, пусть они уезжают.

Столичные авторы смеются: уже пора делать список того, что можно использовать в своих работах, а что нет, к примеру, ввести запрет на краски определенного безнравственного цвета. И список этот обязательно утвердить и согласовать. Вот только с кем?

Кира Александрова, ИА Живая Кубань








Яндекс.Метрика