Меню сайта

Утилизируй это. Как Россия играет с ВТО

Утилизируй это. Как Россия играет с ВТО



Россия с 1 сентября ввела утилизационный сбор на ввозимые в страну автомобили. Жизнь автовладельцев станет тяжелее. А поможет ли нововведение, как заявляют его сторонники, убрать с улиц брошенные авто и улучшить экологию - вопрос дискуссионный.

Утилизационный сбор - это платеж, который взимается на будущее, причем на будущее отдаленное. По декларируемой законодателями логике, средства, которые получит государство за ввезенные в страну автомобили, пойдут на компенсацию затрат на утилизацию автомобиля после его вывода из эксплуатации. Кроме того, деньги будут пущены на защиту окружающей среды от вредных выбросов и прочего ущерба, наносимого транспортом.

Суть нововведения в том, чтобы с улиц, дворов и обочин исчезли старые брошенные машины. Убирать их будут либо их производители, либо государство за счет утилизационного сбора, взимаемого с производителей. Поскольку в обоих случаях платят производители, то возможно повышение цен на автомобили. Для каждого отдельного покупателя - это минус, для общества в целом - плюс, - рассказал Живой Кубани старший юрист адвокатского бюро Юг Сергей Радченко.

В самом деле, проблема брошенных автомобилей существует. К примеру, администрацией Краснодара летом был составлен список обнаруженной во время рейдов брошенной автотехники. В результате проведенного в городе рейда выявлено 113 брошенных владельцами автомобилей. Меньше чем по машине на каждую улицу. Много это или мало?

Безусловно, закон подозрительно совпал по времени принятия с окончательным вступлением России в ВТО. Поэтому особых иллюзий насчет экологических чаяний властей питать не стоит. Впрочем, Сергей Радченко считает, что с международными обязательствами России новый акт никак не связан.

Для того чтобы навести порядок на улицах, не надо вступать в ВТО, - говорит он. - Оправдано ли введение утилизационного сбора? Да, это отвечает интересам жителей городов, заинтересованных в том, чтобы они не захламлялись отработавшими свой век машинами. Выигрывают от этого все, даже те, кто заплатит больше при покупке автомобиля.

Но задумаемся: ставка таможенной пошлины на ввозимые в страну машины снизилась с 30% до 25%. Для легкой коммерческой техники с массой до 5 тонн (грузовые версии) пошлина упала с 25% до 10%. И новый сбор компенсирует эти затраты. Не является ли это достаточно неуклюжей попыткой обойти международные обязательства, да еще и заработать на этом? Само по себе это ни хорошо ни плохо: политика и глобальная экономика редко делаются в белых перчатках. К примеру, авторынок Южной Кореи вообще практически полностью закрыт для иностранцев сложно реализуемыми сертификационными требованиями.

Однако на это можно было бы закрыть глаза, если бы соответствующее постановление правительства хотя бы убедительно говорило в самом деле об утилизации, а не о преференциях для отечественных производителей. Потому что сами по себе обсуждаемые новеллы не могут привести к упорядоченному процессу утилизации автомобилей. По мнению экспертов, чтобы наладить его, необходим отдельный закон Об утилизации, которого нет и пока не предвидится. Механизм управления финансовыми потоками, которые пойдут на переработку отживших свое машин, не определен. По сути, закон прописывает только взимание налога, а вовсе не его дальнейшую судьбу. Экологические мероприятия только провозглашаются, конкретики в этой части мы тоже не видим.

Как же сбор отразится на реальном положении дел? Базовая ставка сбора для юридических лиц, в зависимости от типа автомобиля, - 20 или 150 тыс. рублей. Затем эта сумма умножается на различные коэффициенты, зависящие от массы, объема двигателя автомобиля и его возраста. Отметим: по такой же логике взимались и сборы за растаможку. Например, в странах ЕС, где собранные средства действительно идут на экологические мероприятия, такой зависимости нет. С одного авто на его последующую утилизацию берут около 100 евро. А в России теперь получаются забавные, с точки зрения здравого смысла, казусы: утилизировать трехлетний 15-тонный грузовик, по мнению законодателей, почти в десять раз дороже, чем новый авто той же марки - как будто он сделан из материалов, хуже поддающихся гидравлическому прессу.

Да, ставки для физических лиц в десять раз ниже, то есть начинаются от 2 тыс. рублей. Однако и они привязаны к возрасту машины (хотя разница невелика - за трехлетнее легковое авто и старше придется заплатить 3 тыс. рублей). Но ведь и таможенный сбор для частников не отменен, они будут платить его по-прежнему, вдобавок к утилизационному.

Еще одно свидетельство протекционистского, а не природозащитного характера закона - отказ от взимания сбора за автомобили, ввезенные с территории Таможенного союза, то есть Казахстана и Беларуси. Как будто эти машины не нужно будет утилизировать, да и воздух они загрязняют меньше.

Не платится налог и на раритетные автомобили возрастом больше 30 лет. Но тут вроде все логично, они изначально эксплуатируются без цели дальнейшей утилизации.

Розничные цены на авто, безусловно, вырастут. Точнее, уже начали расти.

Цены на автомобили Toyota выросли 1 сентября из-за утилизационного сбора. Повышение не слишком коснулось легковых автомобилей, здесь оно составило 0,5-5,1%. Однако на грузопассажирские и грузовые бортовые автомобили повышение цен существенное. Так, максимальное повышение стоимости Toyota Hiace составило 18,4%, - рассказал Живой Кубани сотрудник официального дилерского центра компании Toyota Андрей.

Хуже всего придется покупателям грузовиков большой тоннажности, особенно, если речь идет о спецтехнике вроде рефрижераторов. Во-первых, снижение пошлин не компенсировало новой надбавки. Во-вторых, российских адекватных аналогов этим машинам практически нет.

Сами же автолюбители до конца не осознали всех плюсов и минусов нововведений. Так, руководитель Союза автомобилистов Кубани Александр Хромов считает, что прошло слишком мало времени, чтобы делать какие-то выводы. Наше отношение к закону об утилизации пока еще не сформировалось, - заявил он.

Впрочем, уже начались разговоры и о том, что утилизационный сбор могут отменить. http://www.livekuban.ru/node/483564>Об этом заявил первый вице-премьер Правительства РФ Игорь Шувалов. По его словам, введение утилизационного сбора - это временная мера, но надо много сделать, чтобы его отменить. Шувалов считает, что это станет возможным, если в России, как в Японии и других странах, автомобиль будет служить семье от трех до пяти лет, а после этого будет утилизироваться, либо автовладельцы будут при покупке оплачивать утилизацию машины.

В любом случае, закон принят, хорош он или плох. Жить автовладельцам придется уже с его учетом. Поэтому важно понимать порядок оплаты и прочие формальности.

Взимание утилизационного сбора осуществляет Федеральная таможенная служба. Если говорить о Краснодарском крае, то здесь платежи будут проходить через Южный акцизный таможенный пост, расположенный на улице Уральской, 228.

Рассчитывать размер сбора и юридическим и физическим лицам придется самостоятельно. Для этого на таможнях вывешены информационные табло с указанием ставок и коэффициентов к ним. Оплатить сбор можно будет как при таможенном оформлении автомобилей, так и позже, в любом банке. Подтверждением оплаты служит отметка в паспорте транспортного средства. Она проставляется таможенниками. Без нее зарегистрировать машину в ГИБДД будет невозможно. Плательщик должен предоставить таможенникам бланк с расчетом утилизационного сбора и документ о его уплате, копию одобрения типа транспортного средства, копию свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (если они есть).

Важный вопрос, которого мы уже коснулись в начале материала, - сама утилизация. Изготовители автомобилей могут принять на себя обязательство обеспечить в будущем безопасное обращение с машинами и отходами их деятельности. А могут и не принять, это не является их обязанностью. Письменные заявки предприятия должны подать до 1 октября 2012 года. В день получения таких заявок Минпромторг должен включать их в реестр. Зарегистрированные в нем производители должны создать в каждом поселении или городском округе с численностью населения 500 тыс. человек и более (или на расстоянии не более 50 км от границ муниципалитета) пункты приема и обеспечить доставку к ним отслуживших свой срок транспортных средств.

Сегодня на улицах можно встретить куда больше отечественного автохлама, чем брошенных иномарок. Но эту проблему новый закон решить опять же не в состоянии.

Иван БЕЛЕЦКИЙ, ИА Живая Кубань








Яндекс.Метрика