Меню сайта

Вещные ценности. Идеи ИКЕА, взгляд Гришковца и опыт краснодарки

Вещные ценности. Идеи ИКЕА, взгляд Гришковца и опыт краснодарки




Одни хвалят ИКЕА за оригинальный дизайн и низкие цены, другие ругают за массовость и навязывание стереотипов, но несмотря на все противоречия один за другим шведский бренд завоевывает российские города.

Основные бизнес-принципы ИКЕА сформировались 60 лет назад и до сих пор остаются неизменными. Один из них – выпуск ежегодного каталога товаров. Прообразом этого издания стала маленькая брошюра Новости ИКЕА, которую основатель компании рассылал своим покупателям еще тогда, когда в ассортименте фирмы были только две модели – кофейный столик и кресло без подлокотников.

Сегодня почти четыреста страниц  каталога пестрят  товарами, удивляют дизайнерскими решениями и соблазняют ценами.  Это третье по тиражу издание в мире, уступающее  только Библии и Гарри Поттеру. В нашей стране 8 млн его эко-экземпляров попадут в руки клиентов 1 сентября.

В этом году в ИКЕА Россия решили последовать шведской традиции встречать новый каталог масштабно и организовали в его честь трехдневный праздник в Москве в парке им. Горького. Корреспондент Живой Кубани был приглашен ИКЕА и доставлен в столицу прямо в центр событий.

img_7631-2_0.jpg
На площади у входа установили экран, на котором демонстрируют дизайнерские решения ИКЕА. Вокруг расположились живые страницы издания – точные копии предложенных в нем интерьеров.

Народные гулянья здесь начались 26 августа, а за день до праздника на презентации журналистам рассказали о коммуникационной кампании ИКЕА на будущий год. Ее девизом стало знакомое всем понятие Всё в дом. Разработчики стратегии считают, что этот слоган отражает стремление россиян к бережному хранению вещных ценностей - предметов, подчас нефункциональных, но связанных для нас с приятными воспоминаниями.

В проекте принял участие писатель, режиссер и актер Евгений Гришковец. В свойственной ему манере он записал несколько небольших, но очень милых видеорассказов о своих вещных ценностях: старой бабушкиной кофемолке, игрушечной железной дороге, принадлежавшей троюродному брату,  снежном шаре из Парижа и дедушкином сомбреро. В ИКЕА начали собирать подобные истории и от интернет-пользователей, лучшие из них обещают положить в основу сценария для фильма.

img_7507-2.jpgДиректор по маркетингу ИКЕА Россия, швед Ульф Смедберг, рассказал на презентации о масштабном исследовании, которое предваряло выход нового каталога в нашей стране. Чтобы глубже понять загадочную русскую душу и разработать решения, отвечающие запросам местных покупателей, специалисты компании посещали дома обычных людей, расспрашивали, смотрели и записывали.

И выяснили, что 95 процентов населения страны живут в условиях ограниченного пространства и  мечтают о просторном доме. Исследование показало, что средняя площадь  квартиры в России составляет  58 квадратных метров, при этом живут в ней обычно трое.  А еще выяснилось, что россияне страшно привязаны к своим вещам. Заместитель Смедберга, Николас Йонссон, даже назвал нас нацией великих коллекционеров.

Решить больной для русских квартирный вопрос шведы, конечно,  не обещали, но заявили, что дом должен подстраиваться под человека, а не наоборот. Пытаясь найти компромисс между ограниченным пространством  и сильной эмоциональной привязанностью людей к  некоторым предметам, в ИКЕА разработали практичные решения, позволяющие рационально использовать каждый  сантиметр площади. Все эти разработки и легли в основу каталога.

img_7510-2.jpgПри этом в компании заверили, что политика империи в области ценообразования осталась неизменной: в ИКЕА работают только с теми поставщиками, которые предлагают товар по самой низкой цене, здесь увеличивают объемы производства, используют знаменитую плоскую упаковку и предоставляют покупателям возможность самостоятельно собирать мебель.

img_7535-2.jpg
Представители концерна заявили, что все это в совокупности позволит многим россиянам уберечь от печальной участи многие предметы с историей. Закончив презентовать каталог, они по очереди рассказали о своих вещных ценностях. Пока со сцены звучали рассказы о пылящемся в кладовке синтезаторе, коллекции часов, африканских масках и мужнином осциллографе,  все эти истории на языке жестов комментировала группа мимов.

img_7544-2.jpgА затем появился Евгений Гришковец, лицо проекта Всё в дом, и честно рассказал, что не относится к упомянутым 95 процентам и что лично себе он уже ничего не купит в ИКЕА, потому что упорным трудом заработал право на что-то получше. Он покупает мебель и посуду шведской марки разве что детям, потому что она предполагает  не слишком трепетное к себе отношение, проще говоря,  ее не жалко. Это такая мебель, такое отношение к жизни, - заметил он, распознав смешки в среде журналистов, которые уже настроились слушать исключительно хвалебные оды в адрес концерна.

Конечно, Гришковец не всегда был богат. Как и многие люди, большинство семейных реликвий он не сохранил именно потому, что в его детстве и молодости не было подвалов и чердаков, где можно было копить такое добро. Не имея серьезной материальной истории, писатель старается ее приобрести теперь, покупая антикварную мебель и старые фото совершенно незнакомых ему людей.

img_7561-2.jpgГришковец рассказал на презентации и о первой вещи, купленной им в ИКЕА.  В дни августовского путча 1991 года он приехал из Кемерово в Москву и, позащищав несколько дней демократию у стен Белого дома, отправился в к друзьям в Брюссель. Это была его первая поездка за границу. Сразу из аэропорта друзья повезли его в мебельный мегаполис, где он благополучно потерялся в многочисленных интерьерах.

Тогда я подумал, что  у нас такого не будет никогда. Я был молод и не понимал, что это доступная мебель, я вообще ничего не понимал. Меня нашли в каком-то интерьере на диване, не помню, о чем еще я думал, но потом я купил пластиковые часы за десять долларов и был уверен, что приобрел вещь на века. Из того магазина я вынес полные карманы бесплатных карандашей, которыми, кстати, впоследствии было написано много хороших вещей.

img_7587-2.jpgНа этой душевной ноте презентация нового каталога неожиданно завершилась, и журналистов пригласили осмотреть те самые интерьеры, которые воплотили дизайнеры прямо на площади у входа в парк Горького.

Здесь была семиметровая кухня, уставленная шкафчиками до самого потолка, без обеденного стола, но с плитой и раковиной прямо посередине комнаты. Маленькая белая спальня, в которой уместились кровать, несколько шкафов и хитрый гардероб за шторкой. Гостиная, в центре которой дизайнеры расположили козетку, чтобы вместить на стенах больше полок и шкафов для милых сердцу вещей.

В комнатах, уставленных шведскими мебелями, изображали счастливую семейную жизнь все те же мимы.

img_7598-2.jpgПозируя на камеру, маман безуспешно металась по кухне в поисках ножа, чтобы приготовить морковь или какое-то другое незамысловатое блюдо.

img_7619-2.jpgГлава семейства, хитро улыбнувшись, заявил мне, что будет изображать папá в предвкушении, и занял выгодную, на его взгляд, позицию возле кровати.

img_7583-2.jpgПодросток, пол которого мне так и не удалось определить, старался походить на рок-звезду в переходном возрасте и пел про то, что он недоношенный ребенок войны.

img_7621-2.jpgУже на следующий день эту странную семью и все эти интерьеры должны были увидеть обычные люди на празднике вещных ценностей. Гришковец пообещал выступить для них вместе с группой Бигуди.

… Добравшись до дома, площадь которого вдвое меньше заявленной шведами как среднероссийская, я подумала о том, где проходит грань между ностальгией по прошлому и комплексом Плюшкина, а еще о том, почему не могу заставить себя вытряхнуть из шкафов свою историю. Если бы ИКЕА запустила пиар-кампанию чуточку раньше, было бы удобно обвинить в этом шведов. А так получается, что это они меня раскусили.

Анастасия ЛОТНИКОВА.








Яндекс.Метрика