Меню сайта

Вторая беда станет платной

Вторая беда станет платной



Автомобилисты готовятся протестовать против появления в России платных автодорог.

О том, что часть автомобильных трасс в РФ станет платной, то есть за право проезда по ним придется платить, разговоры шли уже несколько лет. Правда, одним из краеугольных камней оставался тезис о праве выбора дороги. То есть у автомобилиста должна быть альтернатива – либо ехать по бесплатной, но не очень качественной и сильно загруженной трассе, либо заплатить деньги и мчатся с ветерком по свободному автобану.

Между тем чуть больше месяца назад губернатор Красноярского края, а ныне полпред президента РФ в новом Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин назвал строительство платных автодорог в России утопией.

Не существует ни одного инвестора, готового вкладывать собственные ресурсы на 25-30 лет, а чтобы это еще и окупалось быстрее, то стоимость платного проезда должна быть безумной, - сказал Хлопонин. - Но самая большая проблема, с которой соглашаются и на федеральном уровне, - у нас не развиты институты, которые могли бы предоставлять длинные инвестиции. Если вы возьмете цивилизованную европейскую или американскую экономику, то там существуют так называемые страховые, пенсионные фонды, и они обычно участвуют вместе с государством в развитии инфраструктурных проектов. Мы же сейчас только подходим к этому.

Тем не менее, накануне министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что строительство новых платных дорог может начаться уже во втором квартале 2010 года. Задачу по модернизации отечественных автомагистралей предстоит решить государственной компании Российские автомобильные дороги (ГК Росавтодор). Госкомпания была создана в июне 2009 года. Она выступает заказчиком при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном и восстановительном ремонте и содержании автодорог, развития полос отвода и придорожных полос.

Помимо бюджетных средств компания намерена уже в текущем году привлечь более 18 млрд рублей, или 21,8% от общего годового объема финансирования. Если учесть, что 1 км современной автодороги в Сочи обходится в 2 млрд рублей, а в Москве в 8 млрд рублей, то понятно – до появления транспортной сети, дублирующей хотя бы основные федеральные трассы, еще далеко.

Действительно, за счет этих средств в 2010 году планируется расширить пропускную способность 153 км автомобильных дорог. Кроме того, в доверительное управление Росавтодору перейдут федеральные трассы М-1 Москва-Минск и М-4 Дон (от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска). Стоит также напомнить, что в октябре 2009 года замглавы Минэкономразвития РФ Андрей Клепач предлагал отменить обязательное требование по наличию бесплатных трасс как альтернативы платным дорогам. Это, по его мнению, могло бы привлечь частные инвестиции в строительство новых и реконструкцию старых дорог.

Окончательно встревожило автомобилистов появление утвержденных правительством РФ правил платного проезда. Полное название документа – Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог. Вполне возможно, что после устранения проблем с пропускной способностью участков этих трасс проезд по обновленным отрезкам станет уже платным. Собирались же власти Ростовской области еще в прошлом году ввести за пользование трассой Дон плату по таксе рубль за километр пути.

По сути дела, других дорог, которые отвечают технической категории платных дорог, на сегодняшний день в области нет. Сейчас речь идет об 1 рубле за километр, но еще нужно проанализировать, насколько это будет эффективно, сколько нужно будет вложить в это нововведение, сколько людей потребуется для обслуживания, - заявил в декабре журналистам вице-губернатор Ростовской области Дживан Вартанян.

Теперь в правилах четко прописано – таксу за проезд устанавливает владелец автодороги – оператор. По правилам, размер оплаты должен изменяться в зависимости от времени суток, дня недели или месяца года, но при этом должен быть равным в отношении транспортных средств одной категории. По воле оператора плата может быть снижена, например, для частых или регулярных поездок. И, конечно, при общем равенстве на платной дороге остаются автомобилисты, которые будут равнее прочих: в пункте взимания платы оператором предусматривается пропускной пункт, обеспечивающий пропуск транспортных средств, имеющих право льготного проезда или право проезда без взимания платы, - гласят правила.

Оплатить проезд можно будет одноразовым или многоразовым проездным талоном. Приобрести эти талоны, видимо, можно будет в пункте взимания платы. И вот тут начинаются вопросы. Летом движение на федеральных трассах, ведущих к Черноморскому побережью, крайне оживленное. Каким образом будет организована оплата проезда, чтобы не создавать километровых пробок на границе между платными и бесплатными дорогами?

Если в качестве альтернативы не будет бесплатной дороги, то на платной магистрали будут собираться огромные заторы перед пунктами пропуска, - считает председатель межрегиональной общественной организации Общество защиты прав автомобилистов Сергей Канаев. – Очень сомневаюсь, что у Росавтодора хватит возможностей оборудовать все платные участки такими системами наблюдения, которые смогут работать полностью в автоматическом режиме.

Также не совсем ясно, какие санкции постигнут оператора дороги, если он не будет выполнять пункты правил. А именно: организовывать дорожное движение и обеспечивать беспрепятственный проезд транспортных средств пользователей по платной автомобильной дороге, исключающий образование дорожных заторов, при условии соблюдения пользователями предусмотренного скоростного режима и обеспечении ими безопасности дорожного движения. Кроме того, оператор дороги обязан устранять в установленные сроки неисправности, препятствующие нормальному использованию платной автомобильной дороги, а также обеспечить перемещение транспортного средства, прекратившего движение по платной автомобильной дороге вследствие его технической неисправности, в том числе в результате дорожно-транспортного происшествия, и создающего опасность для движения других транспортных средств, на охраняемую стоянку ближайшего пункта взимания платы.

Иными словами, если дорожные заторы все-таки образовались, а препятствия для пользования дорогой в нормальном режиме не устранены, имеет ли автомобилист право на материальную или иную компенсацию? Пока на этот вопрос ответа нет. Но заторы – не самое страшное. Гораздо хуже, если платными станут трассы или их участки, которым нет альтернативы. Эти трассы строились и ремонтировались за счет налогов, в том числе и тех, что выплачивали автовладельцы, - заявил Interfax-Russia.ru Сергей Канаев. – Мы уже подготовили преамбулу иска в суд. Как только поборы на безальтернативных дорогах станут реальностью, мы сразу обратимся в суд, чтобы защитить права автомобилистов.

Нет ясности и с грядущей платой за проезд. Чтобы окупить за год десять километров трассы, на которые израсходовано хотя бы 10 млрд рублей, надо ежедневно собирать около 27 млн рублей. И это без учета налогов, накладных расходов и зарплаты персоналу. Между тем, как планируется, в управление Росавтодора до 2015 года перейдут еще несколько федеральных трасс, в частности М1 Беларусь и М10 (Москва-Великий Новгород-Санкт-Петербург).

Как известно, в России две беды – дураки и дороги. К сожалению, пока нет гарантий, что если вторая беда станет платной, то перестанет быть бедой.

Обозреватель Елена ГЛУШКОВА, http://www.interfax-russia.ru/Ural/view.asp?id=121324>ИНТЕРФАКС-Россия.








Яндекс.Метрика