Меню сайта

Вытеснит ли Интернет традиционные СМИ?

Вытеснит ли Интернет традиционные СМИ?



Накануне профессионального праздника кубанских журналистов мы задались вопросом: вытеснит ли Интернет газеты, радио и телевидение? Эти опасения не выглядят преувеличенными: во всем мире рынок интернет-медиа развивается семимильными шагами, традиционные СМИ, наоборот, теряют рейтинги.

Преимущества Интернета вроде бы очевидны: экономичность, удобство использования, оперативность. Но означает ли это, что, к примеру, газеты в привычном виде через пару-тройку десятилетий исчезнут из обихода? Об этом мы спросили наших экспертов.

-  У Новой газеты Кубани есть и бумажная, и интернет-версия, - говорит ее главный редактор Галина Ташматова. - Вот уже на протяжении  нескольких лет я с большим интересом не только как журналист и редактор, но как ученый, защитивший кандидатскую диссертацию по перспективам развития СМИ, наблюдаю параллельный процесс восприятия одной и той же информации на разных типах носителей. И должна отметить большую роль в предпочтении того или иного носителя существующих потребительских привычек, которые мы не должны сбрасывать со счетов. Я думаю, выработанная многими десятилетиями привычка читать напечатанную на бумаге газету, имеющую свои несомненные преимущества -  удобней держать в руках, комфортней для зрения, - так вот, привычка к традиционной газете, возможно, уйдет вместе с поколением нынешних 40-летних, то есть минимум через 30 лет. Прогнозируя ситуацию, мы можем использовать и опыт других стран. Скажем, в Германии, где Интернет и появился раньше, и распространен больше, чем у нас, жители не хотят отказываться от традиционных носителей информации. Это касается не только газет, но даже  электронных карт. Более того, в Западной Европе отмечен некоторый всплеск интереса к бумажным СМИ. Одним словом, я бы не стала заранее хоронить газеты, лет 30 как минимум они еще просуществуют.

Председатель комитета городской Думы Краснодара, бывший редактор газет Кубанский курьер и Сочи Игорь Коломийцев ностальгически вспоминает недалекое время, когда он  с упоением вдыхал запах типографской краски свежеотпечатанных газет.

- Однако сегодня  я должен с сожалением признать, - говорит Игорь Коломийцев, - что газетчик в традиционном виде - это умирающая профессия, газеты вытесняются с информационного рынка. Печатные СМИ борются за свое существование, их читатели тоже не сдаются, да я и сам  предпочитаю читать напечатанные на бумаге, а не электронные газеты и книги. Тем не менее через 20-30 лет это все-таки произойдет: Интернет вытеснит традиционные СМИ, в первую очередь печатные.

Совершенно иную точку зрения высказал на этот счет руководитель информационного агентства ИТАР-ТАСС Виталий Игнатенко: Интернет никогда не убьет газету, она будет жить всегда. Для многих людей Интернет - это источник новостей, причем не очень хороших. А газета - механизм или инструмент для раздумий, анализа. Умные люди не переведутся и, следовательно, не переведутся и газеты.

С этой точкой зрения согласен и один из старейших журналистов Кубани Николай Грушевский.

Для большинства людей газета - напечатанные на бумаге новость или сообщение - воспринимается как документ. Люди продолжают верить печатному слову, и вряд ли привычный, бумажный, носитель информации в обозримом будущем будет вытеснен Интернетом, - говорит Николай Грушевский.

- Считаю, что газетных СМИ в скором времени не будет еще и потому, что они чересчур трудоемки в производстве. Зачем производить столько бумаги и вырубать драгоценные леса, если газета живет всего один день? Прогресс  в широком смысле - это всегда путь упрощения чего-либо для пользователя. Как сегодня легче и быстрей получить максимум информации? Да, конечно, через Интернет, главные преимущества которого - оперативный доступ к информации и интерактивность. Сравните широкий информационный поток Интернета и одной-двух газет - вы же не станете покупать или выписывать их десятками, - рассуждает журналист Лариса Королева.

- Странно, но мне нравятся грязные после прочтения все еще черно-белых полос пальцы, - говорит Нина Шилоносова, главный редактор интернет-портала  Живая Кубань. -  Мне нравится экологически вредный запах  газет. Обожаю шелест книжных страниц и глянец художественных альбомов. И уверена, что все это останется.

Цифровизация всего и вся победит, но бумага стерпит - хотя бы в виде экзотики. Остается же интерес к винилу при тотальной победе CD и DVD.

Говоря про Интернет, стоит разделять все-таки персональные дневники на различных площадках в Сети (блоги) и собственно онлайн-СМИ. Где-то идет их сознательное совмещение.

Фишка Интернета не в организации материала на странице, не в красочности дизайна и удобствах для пользователей (хотя все это тоже имеет значение, конечно). Главное - в открытости издания, в способности  слушать и слышать, в доброжелательности, в способности меняться. Мы, журналисты, вышедшие из правдинской шинели,  очень привыкли не просто к миссионерской роли СМИ (информировать, просвещать, развлекать), нам нравится менторство - поучать. А кто сказал, что мы знаем лучше?

За вирусным редактором (массовым откликом блогеров на событие) газете не угнаться точно. И в то же время формирование общественной повестки дня, анализ происходящего - удел серьезных редакций. А на каких страницах будут эти публикации, бумажных или виртуальных, скоро будет не важно.


Mapинa AВАНЕСОВА, газета http://ki-gazeta.ru/rubrics/11/35137.html>Краснодарские известия.








Яндекс.Метрика