Меню сайта

Андрей Помидорров: Абсурд против Гельмана

Андрей Помидорров: Абсурд против Гельмана



Есть в этом что-то абсурдное - в Краснодаре православное сообщество выступило против выставки с названием Иконы. Правда, называется она по-английски, то есть Icons, но суть от этого не меняется.

До того момента, пока не увидел работы на выставке, куратором которой выступил знаменитый российский галерист Марат Гельман, я старался никак не относиться к ней. Мне кажется логичным, что не стоит давать оценку тому, чего не видел. И даже где-то глубоко внутри себя я думал, что все эти вдруг возмутившиеся священнослужители и казаки знают больше меня про Icons. Но нет, оказалось, не знают.

В выставленных работах нет ничего провокационного - вообще ничего. На них я не увидел голых грудей, совокупляющихся святых, мата и жутких кровавых сцен. Отдельно взятые работы лично мне непонятны, но даже при этом они не представляют угрозы православной вере и уж тем более кубанской культуре. Почти два десятка художников, как мне кажется, создавая все эти картины, даже не думали про эпатаж или скандальность. Как могут навредить местной культуре Елена Суховеева, Виктор Хмель и группа Recycle, если они сами родом из Краснодара, живут здесь и являются частью этой культуры? Как может развратить кубанского агрария настенная скульптура Хлеб, сделанная из дерева? И даже больше скажу: кое-что из экспозиции в Краснодарском выставочном зале вполне могло бы оказаться в храме. Появись картина там, никто бы даже не подумал, что есть связь между иконой, Гельманом и злом.

Пока возле дверей выставочного зала шло противостояние полиции и казаков, я показал одной протестующей женщине фото, сделанные на выставке, - около десятка работ, но даже они ввели гражданку в легкое недоумение. Она не могла понять, почему она протестует против картин, которые ничему не угрожают. Ей же сказали, что Гельман - зло, что всех пришедших там ждет святотатство и разврат, а в увиденном не было ничего, что могло кого-то обидеть. И в итоге женщина призналась, что не знала, на что шла, и думала, что тут совсем другая выставка.

И, кстати, на месте РПЦ, я бы, наоборот, поддержал Icons. Ведь это хороший повод заявить, что церковь идет в ногу со временем, поддержать искусство и создать положительное мнение в тех слоях общества, где оно за последнее время перешло от никакого к отрицательному. Ну и, кстати, это возможность получить новых прихожан, ведь кто знает, как зацепит современный взгляд на икону. А могли бы еще не просто поддержать, а прокатить эту выставку по тем регионам и населенным пунктам, где про современное искусство и слыхом не слыхивали, и тем самым церковь сделала бы то, чем активно занималась еще 100 лет назад, - несла бы не только веру, но и культуру в массы.

В принципе вчерашние пикетчики своей выходкой тоже помогли современному искусству. Сотни тысяч людей по всей стране узнали про Марата Гельмана, ведь местная выставка превратилась в событие федерального масштаба. Более того, теперь каждый краснодарец просто обязан сходить на выставку, посмотреть, вокруг чего разгорелся скандал, и составить свое мнение. И я уверен, что Icons станет самой популярной экспозицией в предстоящей 19 мая акции Ночь музеев и поток желающих ее посетить не иссякнет до самого закрытия зала.

Остался только один вопрос у меня: а ждал ли сам Гельман именно такого приема?

Фоторепортаж с выставки можно посмотреть http://www.livekuban.ru/image/472106>здесь.

Фоторепортаж с пикета перед выставочным залом можно посмотреть http://www.livekuban.ru/image/472099>здесь.

Андрей ПОМИДОРРОВ, ИА Живая Кубань








Яндекс.Метрика