Меню сайта

Константин Курганский: О бедном маршрутчике замолвите слово

Константин Курганский: О бедном маршрутчике замолвите слово



С моей жены, севшей в салон маршрутки с трехлетним сынишкой, водитель по-хамски не взял денег за проезд.

Разумеется, по-хамски – а как же еще? Ведь традиционно принято квалифицировать любые действия представителей этой профессии как самое что ни на есть форменное хамство. А сослался он на то, что сегодня, видите ли, День матери, и мамаши с детьми ездят весь день бесплатно. Ну не хам?..

И я тут же вспомнил недавнее личное наблюдение: маршрутчик орет в открытое окно на подрезавшего его водителя шестерки. Причем таким хореем, что поэты-футуристы, потупив взор, сворачивают собственную деятельность во славу Лиры. Само собой, половина сидящих в салоне - женщины, и есть даже дети. Второе, что вспомнилось, – http://www.livekuban.ru/node/409179>недавняя колонка на Живой Кубани, точнее, не сама статья, а комментарии к ней. Просматривая их, я подумал: Как же похожи все водители маршруток в стране, и как же одинаковы претензии пассажиров к ним! Стон стоит по всей Земле. Едва ли не каждый, кто хоть раз в жизни проехался на этой разновидности общественного транспорта, норовит положить свои пять копеек.

Вырисовывается такой собирательный образ водителя маршрутки. Сидит он, значит, за рулем, в одной руке дымится сигарета, другой отсчитывает сдачу, в третьей у него телефон, по которому он трещит без умолку. Матом через слово. Чем рулит? Ну, понятно чем. Из приемника у него играют песни для тех, кто, если еще и не топтал зону, то планирует этим заняться в кратчайшие сроки. Играют громко. Просьбы об остановках он не слышит – ему, видите ли, громче говорить нужно. И заранее. А если каким-то чудом и слышит, то тут же рождает сентенцию: дескать, только на остановочных пунктах. Пассажиров он старается набить в салон столько, чтоб все конкуренты, а заодно и коллеги по маршруту от зависти беляшом подавились. В свободное от работы время его основное занятие – убирать кресла в салоне. Чтобы влезло как можно больше стоячих едущих. Или же, наоборот, впихнуть в салон столько мест для сидения, что оскорбленные до глубины души  пассажиры выдохнутся уже на попытке протиснуться хотя бы ко второму ряду сидений. Даже эта задача окажется непосильной для человека вполне себе средней комплекции.

Что еще? Ну, разумеется, салон его увешан напрочь уничтожающими человеческое достоинство изречениями типа Место для удара головой  вместо… А что должно быть вместо такой надписи, чтобы у ранимого пассажира не рвались изящные паутинки-струны в его тонкой душевной организации? Осторожно! Не повредите голову – вам в нее еще кушать- так, что ли? Кстати, с детства пытаюсь постигнуть буддистскую мудрость надписи: Во избежание падения держитесь за поручень. Кто является целевой аудиторией этого афоризма? Для кого он изречен, отпечатан массовым тиражом и расклеен в транспорте? Вы можете представить себе имбецила, который полжизни метался по автобусам туда-сюда, ежедневно набивал себе в дороге шишки-синяки, а потом, на 30-м году жизни, вдруг увидел эту надпись и его, пораженного простотой решения проблемы, едва не хватил инфаркт: всего-то за поручень держаться нужно, а я-то думаю, зачем эти трубочки к потолку приделаны! Но это так, к слову. А маршрутчики наши еще и деньги лопатой гребут, вон сколько проезд у них стоит, порой и в полтора раза дороже муниципального транспорта.

В общем, ладно. Давайте зайдем с другой стороны, попробуем хоть на чуть-чуть поставить себя на место человека, управляющего пассажирским Фордом или Газелью.

Подъем в 5 утра. Завтрак наскоро. Это если получится, ведь не каждый способен принимать пищу только что выбравшись из постели. Садишься за руль, и сразу – толпа едва проснувшихся хмурых граждан. Само собой, спросонья тоже мало довольных жизнью, источающих позитив. Все желающие в машину влезть не могут физически. Виноват в этом, само собой, ты. При этом среди втиснувшихся всегда имеется некий процент забывших заплатить. И ничего с этим не поделаешь, заявлять не поеду, пока все не заплатят бесполезно – не заплатят, а заплатившие справедливо обидятся. Остается сидеть за рулем и принимать деньги у каждого сразу на входе. Но тогда следует забыть о такой роскоши, как выпить кофе, выкурить сигарету или посетить, простите, туалет. Кстати, туалет – это громко сказано. Обычно с такими мелочами жизни приходится справляться дедовским методом, известным под названием за гаражи сходить. Можно, конечно, спокойно замкнуть двери, уйти по своим делам, а вход позволить только за минуту до отправления, при этом стать в дверях и принимать деньги. Но в этом случае снова обиды – мы тут мерзнем, мокнем под дождем, а ты, садист, не пускаешь нас посидеть на мягких креслах, пока бесконечно где-то бродишь, а мы еще и на работу опаздываем... Без вариантов.

Ладно, поехали. Разумеется, в утреннем потоке автомобилей, когда ты пытаешься хоть как-то двигаться благодаря перемещениям из ряда в ряд, находятся желающие войти и выйти именно здесь, а не на остановке (хотя до остановки 30 метров). И не важно, что маршрутка движется в среднем ряду, им нужно выйти, и все тут. Деньги за проезд суются тебе крайне бессистемно, ты вынужден давать сдачу, не отрываясь взглядом от дороги. Удержать все суммы в голове – задача не из простых, а пассажир, не получивший свои 2 рубля сдачи, вовсе не станет деликатничать, он безапелляционно заявит: А что, сдачу давать не нужно, да? И хорошо еще, если он скажет вы, обычно едва ли не каждый второй считает нормальным заявить: Слышь, останови здесь, будто вы с ним лет десять гусей пасли в одной бригаде. Из салона поступает непрерывный поток информации – в основном выдаваемый в телефонные трубки, но и сидящим рядом тоже: …вам нужно доехать до Коммунаров, а там пересесть на трамвай, …телки оказались какие-то не разводимые, нужно других искать, …Гоша вчера нажрался как последняя скотина, вдрызг, …а потому что голосовать надо было за КПРФ, эти хоть родину не продадут, …а у меня задержка вторую неделю – все что угодно!

Ты, стараясь заглушить этот словесный спам, включаешь радио и тут же получаешь замечание: Музыку можно бы и потише сделать, а то потом он остановки не слышит…. А тебе еще и надлежит не забывать держать дистанцию со своими коллегами по маршруту, чтобы все двадцать машин не оказались разом в одной точке. Но намеренно придерживать коней не получится – народ опаздывает на работу, он бунтует, выражает недовольство, требует не тормозить. Или наоборот: Эй, не дрова везешь! Гонит, будто за ним черти гонятся…. А тут пробки, подрезающие, ДПС…

К десяти утра у тебя начинают сдавать нервы. Ты приоткрываешь окно, закуриваешь – на конечной ты физически не успел получить свою дозу никотина. Дым полностью выходит наружу, в салоне ощущается лишь слабый запах тлеющего табака, но это заставляет гражданку средних лет от души наорать на тебя, словно она при этом получает годовой запас вредных веществ. Она смотрит телевизор и что-то слышала о пассивном курении, запах дыма наносит ее здоровью непоправимый ущерб… (кстати, достаточно обратить внимание на класс сигарет, которые курят водители маршруток, чтобы составить представление об уровне их доходов. Не густо у них с барышами, судя по всему).

К одиннадцати вечера, не забыв после смены выдраить пол в своем микроавтобусе, ты добираешься домой. У тебя есть, наконец, возможность поужинать (нормального обеда ты позволить себе так и не смог), но желания уже не наблюдается, сил хватает только на душ. К полуночи ты падаешь в постель. Подъем в пять…

И, боюсь, все перечисленное – это отнюдь не главные печали в жизни обычного водителя маршрутки, это только мне, несведущему, так видится со стороны.

Короче. Я б в маршрутчики не пошел. Печальнее жизнь разве что у кондукторов.








Яндекс.Метрика