Меню сайта

Пропели Медведя

Пропели Медведя




Вы читали Чехова? А петь не пробовали? Да-да, петь прозу Чехова, да еще в сопровождении оркестра! Удивительно, но именно изящную одноактную пьесу Чехова Медведь композиторы мира, видимо, считают абсолютно музыкальной - а иначе, почему с 1914 года в разных странах было написано более десятка опер на этот сюжет?

Сколько Медведей было написано в России Википедия не сообщает, мне известны три оперы разных авторов. Оперы Глеба Седельникова (Москва) и Сергея Кортеса (Минск) выдержали сотни постановок на столичных и провинциальных  сценах. Но зрители, пришедшие в Музыкальный театр ТО Премьера 6 ноября, имели честь присутствовать на первом исполнении пока еще неизвестной оперы-шутки Медведь российского композитора Виталия Ходоша (Ростов).  

Премьерой этого спектакля завершился уникальный проект Краснодарского Музыкального театра и Санкт-Петербургской консерватории Три века оперы. Молодые - молодым. Напомню, в рамках проекта на экспериментальной сцене театра студентами выпускного курса консерватории были поставлены три спектакля - Колокольчик Гаэтано Доницетти (режиссер-постановщик Николай Панин), Stabat mater Джованни Перголези (Дарья Потатурко), Медведь Виталия Ходоша (Ксения Репина). Уникальность проекта в том, что наш Музыкальный - единственный профессиональный театр в стране, который предоставил начинающим режиссерам свою сцену, цеха, музыкантов, артистов, художников для первой в жизни серьезной постановки. Неудивительно, что руководитель курса Ирина Тайманова, профессор кафедры режиссуры музыкального театра Санкт-Петербургской государственной консерватории, которая приехала на премьеру, обеими руками за продолжение проекта. А что принес он театру? И нужна ли театру экспериментальная площадка (сегодня это пока холл на втором этаже с громким названием Театральная гостиная У белого рояля)?

medved_zubkovoy_26_15905100950.jpg

В ответе на этот вопрос музыканты и артисты единодушны - экспериментальная площадка нужна. Здесь возможно попробовать свои силы в непривычном амплуа, доверить сольные партии еще неопытным молодым исполнителям. Здесь есть простор для нестандартных режиссерских решений, возможность сыграть новое неизвестное произведение, как в случае с Медведем Ходоша. Руководитель ТО Премьера Татьяна Гатова солидарна с артистами, и это дорогого стоит.

Творческий коллектив должен экспериментировать, - считает она, - а эксперимент на то и эксперимент, что результат в нем непредсказуем, бывают и неудачи, от этого никто не застрахован. Творческий коллектив не будет развиваться, если у него не будет права на ошибку. Одна из важнейших задач этого проекта - познакомиться с молодыми режиссерами музыкальных театров и, чего греха таить, заполучить в театр лучших. Хотелось бы иметь отдельный камерный зал для таких постановок, но пока его нет, будем продолжать работу в Театральной гостиной.

Итак, проект Молодые - молодым в том или ином виде будет продолжаться и совершенствоваться. А что может дать этот проект нам, зрителям? Ответ неоригинален - если в театре появляется другая площадка, то зритель ждет и спектаклей других - необычных, незнакомых, неожиданных… Тем более, что режиссеры молодые, хочется надеяться, азартные представители другого поколения. К сожалению, Медведь таковым не получился. Солисты - Елена Семикова, Алексей Григорьев и Сергей Лоха утверждают, что пели Чехова в трактовке Ходоша с наслаждением, легко, несмотря на сложность партитуры. А вот слушать вокальное исполнение хрестоматийно известной чеховской пьесы было совсем не так легко. Солисты сделали все, что могли, замечательно звучал оркестр, а водевиля не получилось - не хватило игривости, легкости, но главное - режиссуры. Не помог и художник - декорация скромна и примитивна. Спектакль сделан столь незатейливо, что, как ни старались солисты и музыканты, скорее его можно назвать концертным исполнением оперы.

medved_zubkovoy_231_85733654950.jpg

Лично мне холл театра в качестве экспериментальной площадки очень нравится - акустика замечательная, и оркестр, и солистов без всяких усилителей слышно даже лучше, чем в зале. Сидеть, правда, неудобно и сцену с пятого ряда видно плоховато, но ведь это поправимо? Зато интерьер холла предлагает режиссерам огромный простор для выдумки: балконы, колонны, лестницы - все это можно задействовать в спектакле. Обидно, но всем этим архитектурным великолепием молодые режиссеры не воспользовались. Жаль, что не услышали они и многочисленные подсказки, которые так и звучат в музыке - цитаты из известных музыкальных произведений, диалоги солирующих инструментов с вокалистами (кстати, партитуру композитор специально переработал для нашего камерного оркестра). Проект называется Три века оперы. Молодые - молодым. Но именно молодого задора, азарта, фантазии, каких-то неожиданных решений, озорства, одним словом, - это же водевиль (!) - и не хватило режиссерам постановки (их двое - Ксения Репина и Николай Панин).  

Для Ксении Репиной это дипломный спектакль, и на нем присутствовали руководитель курса Санкт-Петербургской консерватории и столичные критики. Необходимо все-таки сделать скидку - для Ксении это первый в жизни спектакль, а водевиль - непростой жанр. Хочется надеяться, что молодой режиссер учтет все замечания более опытных коллег, проникнется чеховской иронией, наберется смелости и... все-таки сделает настоящий водевиль. Не могу не напомнить, что любимый всей страной художественный фильм Медведь (1938 год) с блистательным Михаилом Жаровым и Ольгой Андровской тоже дипломная работа - в то время выпускника киноакадемии при ГИКе Исидора Анненского.

Наталья БРАЖНИКОВА, ИА Живая Кубань

Справка:

Виталий Ходош - член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств России, профессор кафедры теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова.

Ирина Тайманова - заслуженный деятель искусств России, профессор кафедры режиссуры музыкального театра Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова, руководитель курса, выпускники которого принимают участие в проекте.

Фоторепортаж с премьеры спектакля Медведь можно посмотреть http://www.livekuban.ru/image/489166>здесь.








Яндекс.Метрика