Меню сайта

Россия в ВТО. Выживает сильнейший

Россия в ВТО. Выживает сильнейший



Россия, наконец-таки, стала полноценным участником Всемирной торговой организации (ВТО). Ждать этого пришлось почти 20 лет. В деловой среде все это время не утихали (и сейчас не утихают) серьезные дискуссии о том, как скажется это событие на отечественной экономике, и сможет ли российский бизнес играть по новым правилам.

Пока четко можно сказать одно: и бизнес, и органы власти получили возможность и дополнительное время (переходный период для нашей страны продлится до 2018 года) для адаптации и согласования всех процессов в условиях международной конкуренции.

Главные нововведения, которые привнесет ВТО, при этом будут связаны с изменением тарифной политики нашей страны в направлении либерализации таможенных пошлин и ставок. Кроме того, произойдет отмена целого ряда ограничительных и компенсационных мер, которые использовались в рамках политики протекционизма для отдельных отраслей. Это, несомненно, приведет к ухудшению условий конкуренции для отечественных предприятий. Однако важно учитывать и тот аспект, что производители конкурентоспособных российских товаров получат, соответственно, больше шансов для продвижения их на иностранные рынки. За счет снижения барьеров и ограничений, которые часто применялись в отношении нашей продукции в иностранных государствах, у российских производителей появляется возможность продвигать свои товары за рубежом, используя все свои конкурентные преимущества.

Итак, главными задачами для российских предприятий будут: приведение в соответствие с международными критериями самой ментальности бизнеса (а это очень сложно), повышение технологического уровня производства, и, как следствие, улучшение качества выпускаемой продукции (разумеется, это коснется, в первую очередь, малого и среднего предпринимательства).

Представители бизнеса, которые сегодня успешно экспортируют свою продукцию за рубеж, однозначно, ничего не теряют. А те, чье качество товаров и бизнес-процессы отстают по всем характеристикам, не смогут интегрироваться в систему транснациональной деловой культуры и будут вынуждены покинуть рынок, либо заняться модернизацией производства.

Что касается утверждения о том, что в нашей стране появятся производители более дешевых иностранных товаров в условиях либерализации импорта - ДА, появятся, и будут жестко играть на нашем же поле. Отчасти, это даже приведет к снижению объемов в отдельных отраслях. Однако и это является дополнительным стимулом для предпринимателей к развитию.

Кроме того, у российских предприятий для компенсации снижения объема сбыта продукции на собственном рынке открывается возможность выхода на рынки стран-участниц Единого экономического пространства, где у нашего бизнеса будут определенные конкурентные преимущества.

Согласно мнению ряда экспертов (в том числе и агентства Эрнст энд Янг), основной рост после вступления РФ в ВТО будет наблюдаться в таких отраслях, как цветная (от 14% до 14,5% ) и черная металлургия (от 3,2% до 3,6% ), химическое производство (от 2% ). Наибольшее сокращение произойдет в таких областях, как переработка древесины (до 6,5–7% ), легкая промышленность (от 4,3% до 4,5 % ), машиностроение (от 2,5 % до 2,8 % ), а также в пищевой промышленности и переработке сельскохозяйственной продукции (спад ожидается в районе 1,8 % - 1,9 % ), что немаловажно для регионов данной отраслевой ориентации, в том числе и Краснодарского края. При этом следует подчеркнуть, что спад масштабов производства, а, следовательно, объемов сбыта, совершенно не означает возникновения кризисных явлений. Такой прогноз развития ситуации подтверждает тезис о том, что положение производителей в данных отраслях и так стабильное на международных рынках товаров и услуг, и вступление России в ВТО мало что изменит. Следует учитывать, что работа отечественного бизнеса в условиях ВТО будет являться толчком для перехода российской экономики от сырьевой ориентации к развитию конкурентоспособных производств продукции высокой степени переработки.

В этих условиях деятельность государства должна быть построена на основном принципе стимулирования предпринимательской активности. То есть именно государство должно взять на себя создание современных промышленных зон по кластерному принципу с учетом мирового опыта, с развитой транспортной инфраструктурой и с легким доступом к финансам. Все эти действия должны сопровождаться снижением административной и налоговой нагрузки на бизнес. И такие меры должны быть СИСТЕМНЫМИ и проводиться в КОМПЛЕКСЕ.

В этой связи крайне положительно выглядит опыт других стран, которые вступали ранее в ВТО на сопоставимых с нашей страной условиях. Несмотря на разницу организации экономики, для России является важным изучение опыта Китайской Народной Республики.

Китайский бизнес отказался от вливания колоссальных финансовых и трудовых ресурсов в целях сохранения заведомо убыточных предприятий в отраслях зоны риска. Напротив, основные силы были направлены на создание благоприятного бизнес–климата и создание производственной инфраструктуры (промышленных зон), что является важным компонентом системы привлечения иностранных инвестиций. Кроме того, инвесторам был интересен доступ к огромному внутреннему рынку КНР.

Сегодня на федеральном уровне, в рамках программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предлагаются меры, связанные с созданием необходимой инфраструктуры. Выделяются средства на создание технопарков, центров кластерного развития, формирования промышленных кластеров, средства на возмещение части затрат на приобретаемое оборудование (что напрямую стимулирует модернизацию). Однако на региональном уровне не все из этих мер применяются в реальности. О существовании значительной части из них деловые круги даже не знают, хотя имеют полное право на их использование. Часто регионы просто не считают целесообразным обременять региональные программы новыми видами поддержки, ссылаясь на недостаточный опыт реализации таких мер.

В условиях членства России в ВТО приоритет должен отдаваться именно комплексным решениям в сфере поддержки бизнеса. В ситуации, когда иностранные предприятия-конкуренты будут работать на равных условиях с российским бизнесом, вопрос его поддержки будет относиться к проблематике экономической безопасности нашей страны, что также должны учитывать региональные власти.

Вступление России в ВТО сельскохозяйственные предприятия восприняли особенно болезненно. Основные опасения связаны с тем, что из-за снижения защитных барьеров, ограничивающих доступ иностранной продукции на внутренний рынок, может произойти уменьшение спроса на продукцию отечественной промышленности и, как следствие, сокращение производства.

В этой связи важно обратить внимание на то, что сельскохозяйственный рынок (как сырьевой, так и рынок переработки) имеет ряд проблем, главные из которых необоснованная (часто) политика формирования цен и  недостаточное качество производимой продукции.

Разумеется, в условиях высокой международной конкуренции перед местными сельхозпроизводителями встанет жесткая необходимость снижать цены на производимые товары до уровня иностранных поставщиков, а с другой стороны, возникнет потребность затрат на повышение качества товаров. Но это процессы эволюционного характера. Краевым сельхозпредприятиям необходимо обратить внимание на рынки стран-участниц Единого экономического пространства, которые будут компенсировать снижение объемов сбыта на российском рынке.

В целом, обобщая мнения за и против вступления России в ВТО, можно сказать одно – без ВТО дальнейшее развитие российской экономики будет осложнено и, вероятно, не настолько эффективно. Законы эволюции необратимы (и бизнес-среда не исключение) – выживает сильнейший, тот, кто сумел перестроиться и вовремя адаптировать свои предприятия к новым правилам игры.

Роман ОНИЩЕНКО
Руководитель Ассоциации экспортеров и импортеров Кубани,
эксперт рабочей группы по ВТО Минэкономразвития РФ








Яндекс.Метрика