Меню сайта

Шум - лицо нашего города?

Шум - лицо нашего города?



Похоже, что главной идеей в урбанистическом развитии столицы Кубани является единое шумовое пространство. Главная улица Краснодара - Красная, а также все парки чьей-то сильной рукой оказались связаны единой линией репродукторов, из которых нам сообщается о едином ритме единого города.

Единый ритм, предлагаемый радиостанцией, состоит из рекламных роликов, сменяющихся несколькими музыкальными композициями. Рекламные листки, которые находишь в почтовом ящике, можно выбросить, даже не просматривая их. Раздаваемые флаеры можно не брать. Но то, что гремит на центральной улице и в парках Краснодара, выключить нельзя.

Когда Красную оглушает слоган: Скоро выпускной у дочки в школе – чем осчастливить чадо свое? Не жмись! Купи ей на память кулончик или цепочку, или золотое кольцо!, грустно думаешь: Неужели это про нас?. Получается, что коммерческий шум формирует нашу идентичность и лицо столицы нашего края. А кто создает это шумовое пространство, кому это выгодно?

Каждое воскресенье в 12.00 на Красной торжественно маршируют казаки. Церемония смены Почетного караула – дань традиции, знак сохранения исторической памяти, согласно которой улица, являющаяся ровесницей города, – священное пространство. Из репродукторов звучит сопровождающая церемониал речь, диктор призывает к духовной памяти.

А каждый будний день ровно в 9.00 главная улица нашего города погружается в беспрерывно гудящую малоталантливую рекламу. Пошлость рекламного слога и уровень громкости музыкального сопровождения вызывают недоумение: по выходным краснодарцев призывают к священной памяти, а в будни эту память уничтожают.

Основной источник шумовых атак – Радио Краснодар, позиционирующее себя как доброе радио для добрых людей, которое призвано влиться в психологическую атмосферу города, стать естественным фоном, голосом его улиц.

Эта идейная установка не находит поддержки среди многих горожан.

Еще в 2009 году на http://www.krd.name/people/neizvestnye-mne-lyudi/pozor/143.html>Интернет-форуме, посвященном проблемам Краснодара, житель улицы Красной написал: Какое-то время тому назад на столбах появились репродукторы, и началось издевательство. Нет, я не имею в виду воскресный Час славы Кубани. Это громко, но это в полдень, это не очень долго, да и стоит того, чтобы слушать - пусть и каждый раз одно и тоже. Я имею в виду некое Радио Краснодар, которое очень громко гоняет с утра до вечера музыку. За что? Кому это нужно? Почему нам не дают открыть форточку?.

Также на форуме возмущенный местный житель вспомнил о том, что раньше радио на улице включали утром 1 мая и 7 ноября, и работало оно до тех пор, пока не окончится демонстрация.

За прошедшие годы позиция местных жителей не изменилась. Опрошенные на улице Красной прохожие заявили, что ни прогуливающимся, ни живущим здесь людям навязываемая отовсюду громкая музыка радости не приносит.

Когда я в выходные гуляю с маленьким сыном по Красной, то приходится все время наклоняться, чтобы слышать ребенка, - музыка из репродукторов заглушает наши собственные голоса!, - рассказала Екатерина.

Улица Красная – деловой и торговый центр Краснодара - подобной концепции подчиняется и второй источник шума – всевозможные магазины. В борьбе за клиентов они транслируют рекламу с громким музыкальным сопровождением.

Главный менеджер одного из ювелирных салонов, находящихся на улице Красной, рассказала, что эта сеть магазинов реализует проект подачи рекламы, которая перемежается с ретро-композициями. При этом большой динамик со звукоусилителем находится не внутри магазина, а возле него, на улице, привлекая к себе внимание горожан с 8.00 до 20.00 ежедневно, а иногда и дольше – до 22.00. По словам менеджера, после того, как магазин запустил рекламу на улице, покупателей у него стало больше. При этом салон старается думать о людях: утром звук делают громче, чтобы заглушить автомобильный шум, а к вечеру, когда жильцы близлежащих домов приходят с работы домой, его уменьшают. Жалоб от местных жителей по поводу шума к руководству магазина, как заявила менеджер, не поступало.

Однако последнее расходится с информацией, полученной от жильцов стоящих через дорогу от магазина девятиэтажек.

Я, коренной житель Краснодара, не могу понять, зачем устраивается такое безобразие на главной улице города, - возмущена Татьяна Николаевна. – Окна моей квартиры, как и у многих других людей, выходят на Красную. Эта бесконечная громкая музыка с рекламой сделала нашу жизнь невыносимой! Ей-богу, хочется бежать отсюда, чтобы просто иметь возможность побыть в тишине, почитать, подумать. Но бежать некуда, это наши квартиры! Когда-то был план реконструкции центра Краснодара, согласно которому жильцов этих домов должны были переселить в спальные районы. Но это реализовано не было. А атмосфера улицы такова, как будто здесь никто не живет. Я ходила в магазин напротив, просила сделать звук тише – музыка была такой громкой, как будто колонка стоит прямо у меня в квартире. Девушка моментально отреагировала – звук приглушила. Но на следующий день все повторилось! Сосед, я знаю, звонил главному менеджеру сети этих магазинов по ЮФО, там пообещали проблему решить, и действительно, на один-два дня громкость музыки стала совместимой с жизнью. Но почему-то это действует недолго.

Среди опрошенных была также пенсионерка, воспитывающая дочь-инвалида, которой необходима тишина. Она рассказала о том, что к ним регулярно приходят проверяющие из органов опеки, они каждый раз всплескивают руками: Как вы тут живете?!. По словам женщины, понятно, конечно, что реклама магазинов и радио, которое вещает на протяжении всей Красной, - это коммерческий проект, здесь главный мотив – деньги. Но ведь обходятся без этого другие города? К примеру, Горячий Ключ, где центральная улица – прогулочная, и она абсолютно тихая - реклама только на плакатах.

Существует ли закон, официально защищающий право горожан на тишину и регулирующий допустимый уровень шумов?

Сейчас действуют санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки, введенные постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ №36 от 31 октября 1996 года.

Согласно этим нормам, шуметь нельзя в ночное время - с 23.00 до 7.00, а днем недопустимо превышать определенные пределы. Для жилых комнат квартир в дневное время допустимый уровень шума - это 40 децибелов (дБа), в ночное - 30 дБа. При этом диапазон уровней шума, встречающихся на практике, составляет примерно от 10-15 до 140-150 дБа.

[quote]Уровни шума от типичных источников и его субъективное восприятие:
Шелест листвы и тихого ветра - Уровень звукового давления, дБа - 10 – 20. Субъективная оценка - Очень тихо.
Шепот - 20 – 30. Очень тихо.
Тихая музыка по радио - 40 – 50. Тихо.
Речь средней громкости - 50 – 60. Тихо.
Громкая разговорная речь - 60 – 70. Шумно.
Шум на улице со средней интенсивностью движения, шум насосных установок, лифтов, вентиляторов, пылесосов - 70 – 80. Шумно.
Громкая бытовая музыка (проигрыватели, телевизоры) - 75 – 90. Очень шумно.
Магистрали с интенсивным движением транспортных средств - 80 – 90. Очень шумно. 
Громкая музыка со звукоусилителем, оркестр - 90 – 110. Болезненно.
Шум дизельных моторов - 100 – 115. Болезненно.
Авиационные двигатели - 120 – 130. Болезненно.[/quote]

Контроль над гигиеническим нормированием уровня шума осуществляет Роспотребнадзор. В краснодарском отделении ведомства пояснили, что измерение и оценка шума делаются только по спецзаказу конкретной организации. Если жильцы какого-либо дома считают, что шум в их квартирах, производимый внешними источниками, недопустимый, то им нужно составить коллективный документ со всеми обоснованиями и направить его в Роспотребнадзор. Источник шума надо указать конкретный (например, музыка из динамиков магазина), абстрактная жалоба на шум не рассматривается. Желательно при этом внимательно изучить санитарные правила, найти нужный пункт и обязательно на него сослаться. Роспотребнадзор обяжет СЭС замерить уровень шума в квартирах, правда, выводы специалистов могут не совпадать с мнением жильцов. Гарантий того, что удастся устранить источники шума, также нет.

Сегодня шумовая реклама имеет прямое отношение к проблеме городской идентичности. Городская идентичность – это смыслы города, то есть чувство социальной общности, возникающее на базе того, как жители воспринимают город, как они ведут себя по отношению к нему.

То, что доносится из единой линии репродукторов, не имеет отношения к какой-либо определенной идее - только к продвижению товаров и услуг. Такой ли идентичности, такого ли единого ритма единого города мы искали?

Нужно вспомнить, что улица Красная является не только центром торговли и бизнеса. Здесь также находятся здания администрации края, Законодательного собрания, краевого суда, храмы, театры, библиотеки, выставочные галереи… Может быть, не только коммерческие интересы должны формировать городскую идентичность?

Ольга ТАТАРИНОВА, ИА Живая Кубань








Яндекс.Метрика