Меню сайта

Театр и сигареты

Театр и сигареты



Не так давно Краснодар всполошили скандалы в местных театрах: актеры сетовали на скудность заработка, руководители учреждений - на отсутствие денег. И вот, кажется, выход найден - спонсировать театры, видимо, будут табачные компании. Не этим ли объясняется столь повальное курение на сцене?

Есть такое понятие в Краснодаре - сходить в театр, чтобы окультуриться. В этом плане противоречивым кажется то, что к культуре нынче все чаще относят послание-зомбирование нынешних режиссеров зрителям, более напоминающее карикатуру на искусство, чем искусство как таковое. Похоже, коммерция, прихода которой так боятся местные театралы, все же прокладывает себе дорогу. Спектакли все больше напоминают представления, капустники или концерты.

Еще будучи главным режиссером Краснодарского академического театра драмы Алексей Ларичев говорил, что зрителя не удивишь уже ни голыми телами, ни водой на сцене - все это было. Очевидно, нынешняя смена с ним не согласна. Еще не так давно в приоритете театров краевой столицы были нравственность, мораль, духовность, метафизика. Сегодня же в тренде – так называемая обнаженка и, обязательно, - сигареты. В дополнение к декорациям или в качестве их замены вовсю, и к месту и не к месту, используется проектор. Не обходится театр теперь и без того, чтобы либо герои на сцене, либо на фоне - в музыкальном сопровождении - кто-нибудь да и не закричал бы истошно: Сука!. Редка постановка без этого набора.

Особенно сопротивляется сознание назойливому присутствию сигарет во всех знаковых, трогательных, трагичных и душещипательных сценах. Кульминацией спектаклей почему-то становится не слово, не действие, а щелчок зажигалки. К чему это? Это такой незатейливый подход к массам, к народу? Стремление режиссеров быть понятными простому горожанину? Или таким образом театры готовят почву для привлечения в спонсоры табачные компании? А что - и это дело, - к примеру, Музтеатр в антрактах уже балует зрителей продукцией виноделов. Не далек тот день, когда посетителей, к примеру, драмтеатра или проекта Один театр будут приглашать на перекур.  

Речь здесь вовсе не о вреде курения - предупреждения об этом на разный лад уже сочинил Минздрав. Хотя ведомству, пожалуй, и стоит провести исследование о том, сколько сигарет выкуривают на сцене кубанские актеры за репетиции, премьеры и будничные показы. Результаты могут оказаться впечатляющими! Речь, скорее, об уместности, о необходимости сего режиссерского приема, о том, чтобы не перегнуть палку.

К примеру, возьмем репертуар театра драмы. Здесь с дымящейся сигаретой можно увидеть и молодую актрису в одной из главных ролей Кошки на раскаленной крыше по пьесе Теннесси Уильямса (классика американской литературы в постановке главного режиссера театра драмы Александра Огарева), и пожилую даму в Покровских воротах (Страсти коммунального рая от режиссера-постановщика Вадима Романова). Возможно, это те случаи, когда, как говорится, из песни слов не выкинешь.  

Но вот Тринадцать разгневанных женщин, получив наставления режиссера-постановщика Натальи Шургановой, в своем попурри сигаретам посвящают целые номера! Не отбирайте у женщин сигареты!, - молят, обращаясь к зрителям, совсем молоденькие артистки. (Сцене, где выше названные всем составом появляются в неглиже, стоит посвятить отдельный разговор). Матроны в зале поджимают губы, кто-то возмущенно, а кто-то понимающе хмыкает, а молодежь внимает, жадно ловя наставления. Заядлые театралы и вежливые краснодарские критики после премьеры обычно говорят, что, мол, спектакль новый, в последствие, конечно, шероховатости уберут, недодуманное додумают. Но премьера-то состоялась еще в марте 2012 года. Постановку представляли как экспериментальный спектакль. Не пора ли таки пересмотреть, подчистить номера?

Иногда и вовсе кажется, что режиссеры просто не нашли возможных связок между репликами актеров и их монологами, а потому вручили актерам сигареты как палочку-выручалочку. Так, в рамках проекта Один театр показали трагедию по пьесе Жана Ануя Медея. В роли постановщика выступил артист Краснодарского театра драмы и один из основателей Одного театра Арсений Фогелев. Собственно, фогелевская Медея оказалась безмерной не только в своей горячности, страстности, гордости и кровожадности, но и в пристрастии к табачным изделиям. В фоторепортажах со спектакля редкий кадр - увидеть Медею без сигареты. При этом действо, выдаваемое за современное прочтение древнего мифа, длится около двух часов. Кстати в день премьеры, которая состоялась в апреле этого года, актеры после показа вышли, чтобы пообщаться со зрителями - расселись на стульчики и... закурили...

На этом фоне в конце апреля даже порадовал своей нетрендовостью Александр Мацко - в премьере Музыкального театра The Beatles. Love... танцоры балет-бэнда на сцене обошлись без сигарет. На это стоит посмотреть. Ведь возможно, что и балерин скоро можно будет увидеть не только в пачках, но и с пачками.

Все это говорит о том, что не просто так на форумах в откликах о театральных постановках появляются комментарии: Самодеятельность, Пошленько... Одни признаются: Только уважение к актерам заставило меня не уйти из зала. Другие в ответ призывают проявить чуточку уважения к людям, которые так старались. Да, того, что актеры старались, многим уже недостаточно. Может быть, режиссерам-постановщикам стоит снизойти и прислушаться? Может быть, зрители не голословны?

Эта колонка - не рецензия, а мнение зрителя. Зрителя, которому хочется обратиться к театрам с призывом, с просьбой: удивите, воодушевите! Черноты с лихвой хватает и в повседневной жизни, и в новостных лентах - эта ниша заполнена, в театрах же хочется увидеть свет.

Лариса НЕВСКАЯ, ИА Живая Кубань








Яндекс.Метрика