Меню сайта

ЗСК-2012. Ренессанс Черных технологий

ЗСК-2012. Ренессанс Черных технологий




Трагические происшествия в Крымске, Новороссийске и Геленджике отвлекли внимание общественности от важнейшего политического события – выборов в Законодательное собрание Краснодарского края, назначенных на 14 октября 2012 года. Само по себе избрание депутатов высшего законодательного органа края уже достойно самого пристального внимания и политологического анализа, а нынешние выборы особенно.

В чем необычность предстоящей избирательной кампании, какие новинки в организации выборов нас ожидают, какие технологии борьбы за электорат будут превалировать в деятельности политических партий и кандидатов в депутаты по одномандатным округам? На эти и другие вопросы попробуем дать ответ.

В организационном плане главными особенностями предстоящих выборов депутатов ЗСК будут:


  • Участие в выборах 25 политических партий: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Патриоты России, Правое дело, Справедливая Россия, Яблоко, Республиканская партия России, Демократическая партия России, Народная партия За женщин России, Альянс Зеленых - Народная партия, Партия пенсионеров России, Города России, Молодая Россия, Новая Россия, Российская экологическая партия Зеленые, Коммунисты России, Народная партия России, Аграрная партия России, Партия за справедливость!, Партия свободных граждан, Партия Социальных Сетей, Союз Горожан, Коммунистическая партия социальной справедливости и Социал-демократическая партия России.

  • Политические партии, допущенные к выборам в ЗСК, будут выдвигать свои краевые списки кандидатов и кандидатов по одномандатным округам без сбора подписей.

  • Кандидаты-самовыдвиженцы для своей регистрации должны собрать подписи не более 0,5% избирателей (было 2%). Если одномандатный избирательной округ имеет численность избирателей 80 тыс. человек, то кандидату надо будет собрать в свою поддержку 400 подписей (ранее - 1,6 тыс.). При этом избирком проверит на достоверность и правильность заполнения все подписные листы кандидата.

  • По итогам голосования к распределению депутатских мандатов помимо краевых партийных списков, преодолевших семипроцентный барьер, будут допущены политические партии, набравшие по итогам голосования от 5 до 7% голосов избирателей.

  • Исключается возможность быть избранными для тех лиц, которые когда-либо были осуждены и приговорены к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

  • За незаконную выдачу и использование открепительных удостоверений установлена административная ответственность, а за незаконное изготовление открепительных удостоверений – уголовная.

  • Будут избраны 50 депутатов по спискам, выдвинутым политическими партиями, по пропорциональной избирательной системе, и еще 50 - по одномандатным (мажоритарным) избирательным округам.

  • Среди избирательных округов 27 расположены в границах цельных территорий муниципальных образований (МО), 17 - в границах территорий двух МО, еще шесть – в границах территорий трех МО. 

  • Нынешний состав территориальных избирательных комиссий (ТИК) сформирован в конце 2011 года сроком на пять лет. Всего в составе ТИК края более 500 человек.

  • Также 14 октября 2012 года пройдут выборы главы Белореченского района, депутатов Совета Ейского района, 20-ти депутатов Совета города Кропоткина, депутатов Выселковского, Лабинского, Новокубанского, Новопокровского, Северского и Туапсинского районов, дополнительные выборы депутатов различного уровня в Белореченском, Выселковском, Мостовском, Северском и Успенском районах.

  •   
  • Началось 16 июля и завершится 29 августа выдвижение избирательными объединениями кандидатов по одномандатным избирательным округам, а также выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения.

  • С 17 июля по 24 августа избирательные объединения вправе представлять в крайизбирком документы о выдвижении краевых списков кандидатов.



В социально-политическом плане основными факторами, влияющими на ход нынешней избирательной кампании, будут:

Сложная социально-экономическая обстановка в южных районах края (Крымск, Новороссийск, Геленджик). Определенное падение уровня доверия к различным органам власти со стороны жителей не только пострадавших районов, но и всех муниципальных образований Кубани.

Рост социальной напряженности в крае, как и в целом в России, связанный с повышением тарифов на услуги ЖКХ, цен на основные продовольственные и непродовольственные товары.

Определенная усталость электората от состоявшихся в 2011-2012 годах федеральных выборов, характеризовавшихся небывалой медиа-атакой на всех российских избирателей.

Реконструкция краевой власти, создание нового управленческого аппарата, совмещающего в себе элементы старой административной системы и правительства.

Недостаточная политическая активность региональных отделений партий в работе с населением.

Участие в выборах сразу 25 политических партий.

Пристальное внимание к краю со стороны руководства федерального центра, лично Президента РФ Владимира Путина.

Усиление давления на губернатора края Александра Ткачева со стороны его явных и скрытых оппонентов.

Просчеты пресс-службы губернатора в освещении событий в Крымске, Новороссийске, Геленджике, повлекшие за собой определенное снижение его популярности среди кубанцев, появление многочисленных слухов и домыслов из-за недостаточного и не всегда объективного информирования людей.

Отсутствие достоверной социологической информации об общественном мнении жителей края по наиболее важным для кубанцев вопросам.

Наличие в политической палитре края созданного по инициативе Путина Общероссийского Народного Фронта и общественно-политического движения За Веру, Кубань и Отечество, инициированного губернатором Ткачевым.

Основными политическими технологиями влияния на выбор избирателей той или иной политической партии, кандидата, останутся: использование возможностей административного ресурса, политическая реклама в СМИ (прежде всего на ТВ и в печатных изданиях), проведение личных встреч кандидатов с избирателями.

Произойдет апробация новых технологий, таких как: интернет-рассылки агитматериалов, использование различных Интернет-ресурсов (сайтов, информационных порталов, в том числе интернет-СМИ) для освещения избирательных кампаний кандидатов, SMS-рассылки агитпризывов, приглашений на встречи с кандидатами.

Главной особенностью избирательной кампании в ЗСК – 2012 станет массированное использование черного пиара во всех его видах и формах. Причем, применять черные технологии будут многие политические силы, как являющиеся субъектами избирательного права, так и находящиеся вне правового поля.

Основание так полагать дает анализ прошедших на Кубани в 2008–2012 годах избирательных кампаний различного уровня. Практически во всех избирательных кампаниях последних лет некая группа черных политтехнологов упорно проводила различные PR-акции, как правило, направленные на представителей КПРФ, ЛДПР, СР. Это имело место в Краснодаре, Туапсе, Тимашевске, Сочи и других городах края. Характерной особенностью работы черных политтехнологов является абсолютная ненужность проводимых ими PR-акций с точки зрения получения дополнительных голосов электората. Ни одна из проведенных операций этих политтехнологов не изменила сложившегося в данном городе, районе предпочтения избирателей, не добавила голосов избирателей той политической силе, которая применяла эту противозаконную технологию.

Так называемые черные технологии, как правило, используются в том случае, когда есть примерный паритет политических сил в избирательном округе, и нет иных, законных возможностей повысить рейтинг своих кандидатов. В таком случае ставка делается на понижение рейтинга оппонентов путем различных инсинуаций, провокаций, ложных сообщений.

Предполагаемая массовость использования черных технологий вытекает из следующих объективных предпосылок. Ни в одном из случаев применения черного пиара правоохранительными органами не был найден не только Заказчик, но и даже Исполнитель противозаконных акций. Абсолютная безнаказанность использования черных технологий подталкивает определенные политические силы к их применению. Практически все старые политические партии утратили навыки агитационной работы с электоратом, не располагают подготовленным агитактивом, не имеют популярных у населения СМИ, не располагают на местах яркими, харизматичными лидерами. Новые политические партии, тем более, не имеют агитпропбазы, агитаторов, навыков работы с электоратом, узнаваемых лидеров, достаточных финансовых ресурсов. Перед региональными лидерами политических партий федеральные структуры поставили максимально жесткие условия по получению конечного результата на выборах, отсюда, желание выполнить предвыборные установки приведет к очень жесткой политической борьбе, и не факт, что она сможет пройти в рамках правового поля.

Приведенный анализ основных параметров начавшейся избирательной кампании по выборам депутатов ЗСК, конечно, не является окончательным, реальный ход политической борьбы может внести существенные коррективы в любой из аспектов данного материала. Хотелось бы, чтобы часть прогноза, касающаяся черных технологий, не сбылась, и мы поучаствовали в честных и чистых выборах.

Геннадий ПОДЛЕСНЫЙ
Президент ККОО Центр прикладной социологии и политологии








Яндекс.Метрика