Перейти к основному контенту
30.06.2020 15:59

Депутат ЗСК Владимир Волчихин: Мы за прозрачность тарифов ЖКХ

У жильцов должно быть право выбора способа платы за коммунальные услуги – напрямую ресурсоснабжающим организациям или через свои управляющие организации.

Новости рубрики Мнения
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник

У жильцов должно быть право выбора способа платы за коммунальные услуги – напрямую ресурсоснабжающим организациям или через свои управляющие организации. Жилищный кодекс должен четко предусматривать возможность заключения прямых договоров между поставщиками услуг и жильцами, собственниками жилых помещений. Новый год начинается с новых тарифов. К этому уже все привыкли. Не испугают ли нас в будущем году квитанции на оплату своими суммами? Можно ли за электроэнергию и воду платить непосредственно поставщику, а не в кассу управляющей компании или ТСЖ? Об этом наш разговор с председателем комитета ЗСК по вопросам экономического развития промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимиром Волчихиным. Владимир Анатольевич, у Законодательного собрания есть какие-то рычаги, которые позволяют влиять на рост тарифов? В Законодательном собрании работает комиссия по ценовой и тарифной политике, которую я возглавляю. Региональная энергетическая комиссия при установлении тарифов руководствуется законами и распоряжениями Правительства, но мы в любом случае при принятии таких решений все взвешиваем. Так, например, по инициативе депутатов Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов установил рост тарифов на электроэнергию для населения на уровне минимально возможного – 8,9 процента. Стараемся найти баланс между возможностями потребителей и потребностями поставщиков коммунальных услуг. Очень важно, чтобы стоимость была посильной для населения, но и нельзя допустить, чтобы организации, которые производят коммунальные услуги, обанкротились. С нашей стороны было много различных инициатив и удалось ограничить рост тарифов, который был в последнее время. Вызывает сожаление, что в некоторых организациях, производящих коммунальные услуги, ограничение тарифов производилось за счет того, что ограничивался или вообще прекращался рост заработной платы, были совершенно прекращены инвестиционные надбавки, сильно урезаны ремонтные и производственные программы. В то же время не было никакой возможности повлиять на так называемые федеральные факторы – это рост стоимости энергоносителей, который нужно в обязательном порядке закладывать в тарифы. Тем не менее, по сравнению с 25 процентами роста, которые были в предыдущие годы, нам удалось добиться сокращения темпов роста тарифов почти в два раза. С чем связано принятие краевого закона О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса? С этого года функции по регулированию тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию твердых бытовых отходов были переданы Региональной энергетической комиссии. Хотя в последние годы эти вопросы решались органами местного самоуправления самостоятельно. Кое-где это привело к некоторым перекосам, поэтому все было возвращено вновь на уровень субъекта. Мы приняли решение, в том числе политическое, и передали полномочия органов государственной власти в области регулирования тарифов семи муниципальным образованиям. Это городские округа – Краснодар, Сочи, Новороссийск, Анапа, Геленджик, Армавир, Горячий Ключ, – где есть отработанный опыт регулирования тарифов, где сложились команды специалистов, которые делают это профессионально и подходят к вопросу достаточно взвешенно. При этом РЭК - департамент цен и тарифов края в любом случае сохраняет полный контроль за тем, как этот вопрос будет решаться органами местного самоуправления. Владимир Анатольевич, Вы уже сказали, что влиять на регулирование тарифов на энергоносители – газ, электричество – весьма непросто. Однако не так давно депутаты все же высказали свою позицию по вопросу о тарифах на электроэнергию – на сессии было принято обращение к заместителю председателя правительства Российской Федерации Д. Н. Козаку. Почему родился этот документ и есть ли на него уже какая-то реакция? С 2011 года регулирование энерготарифов будет происходить на долгосрочной основе, на пятилетний срок. Основным показателем в составе тарифа будет то, сколько производитель электроэнергии и сетевые компании вложили в развитие сетей, оборудования, сколько они инвестировали заемных средств. Тарифы должны быть сформированы таким образом, чтобы вернуть эти вложения инвесторам и обеспечить доход на эти инвестиции. Эта методология утверждена на федеральном уровне, такой порядок распространяется на все субъекты Российской Федерации. Но у нас значительные инвестиции из разных источников идут на олимпийское строительство и при утверждении тарифа должны учитываться на территории Краснодарского края и Республики Адыгеи. Получается, что все потребители Краснодарского края и Адыгеи должны были возвращать эти инвестиционные вложения. Поэтому мы обратились в Правительство с просьбой установить для регулирования энерготарифов на территории края особые условия. Наше обращение послужило катализатором для более углубленного рассмотрения этого вопроса на правительственном уровне. Были проведены совещания, в том числе Д. Н. Козаком, с участием представителей федеральной службы по тарифам. В результате были найдены механизмы, позволяющие сдержать рост тарифов на электрическую энергию на территории Краснодарского края. Еще одно обращение, принятое по предложению вашего комитета, касается проблем, возникающих между ресурсоснабжающими организациями и жильцами. Сегодня между ними существует посредник в лице либо управляющей компании, либо ТСЖ. Как, по вашему мнению, следует выстраивать отношения в этом треугольнике: коммунальщики – управляющая организация – жильцы – потребители услуг? Жилищным кодексом России установлено, что ТСЖ и управляющие компании призваны содержать общее имущество многоквартирного жилого дома. Но в соответствии с подзаконными актами – постановлениями Правительства России – эти структуры оказались исполнителями коммунальных услуг. Сложилась ситуация, когда по настоятельным требованиям ресурсоснабжающих организаций стали заключаться единые договоры с ТСЖ или управляющими компаниями, а не с жильцами – потребителями коммунальных услуг. Деньги жильцов за коммунальные услуги, потребляемые в квартирах, стали пропускаться через управляющие организации. На мой взгляд, это не является функцией ни ТСЖ, ни управляющей компании. Договоры между ресурсоснабжающими и управляющими организациями – это отношения между юридическими лицами. В то же время взаимоотношения непосредственных потребителей услуг и ресурсоснабжающих организаций – это сфера гражданско-правовых отношений. Здесь иной порядок предъявления претензий, другие сроки отключения от коммунальных услуг в случае неуплаты. Эта схема породила проблемы для ТСЖ и управляющих компаний. Когда кто-то не оплачивает коммунальные услуги, сразу появляется коллективная ответственность у всех жильцов дома, а не у конкретного неплательщика. Более того, ТСЖ – это некоммерческие организации, у них нет дополнительных финансовых ресурсов, чтобы погашать долги неплательщиков. Поэтому мы и обращаемся в Правительство. У жильцов должно быть право выбора способа оплаты за коммунальные услуги – напрямую ресурсоснабжающим организациям или через свои управляющие организации. Жилищный кодекс должен четко предусматривать возможность заключения прямых договоров между поставщиками услуг и жильцами, собственниками жилых помещений. На этом мы акцентируем внимание и в нашем отзыве на проект федерального закона о внесении изменений в Жилищный кодекс. Значит, и Жилищный кодекс претерпит изменения? Да, существует законопроект, подготовленный к первому чтению в Государственной Думе. Он явился результатом анализа правоприменительной практики Жилищного кодекса с момента его принятия в 2004 году. Депутаты Госдумы, которые разработали законопроект, предлагают усилить ответственность управляющих компаний и ТСЖ, установить механизмы раскрытия информации о том, как формируются тарифы, из чего складывается стоимость услуг управляющих организаций. Мы отправили свои предложения и замечания к данному законопроекту. В Госдуме состоялись парламентские слушания, в которых я принял участие, и, судя по выступлениям участников, у представителей многих регионов подходы к решению проблем, которые я озвучил выше, совпадают с нашей позицией. Надеюсь, наши предложения будут учтены при доработке законопроекта. Пресс-служба Законодательного собрания Краснодарского края

Другие актуальные новости