Меню сайта

Дирижер Андрей Лебедев: Самая лучшая запись музыки не дает энергетики зала

Дирижер Андрей Лебедев: Самая лучшая запись музыки не дает энергетики зала



Я не устану говорить о том, что нам нужна поддержка государства и общества. Профессионал приедет работать в Сочи только тогда, когда будут созданы приемлемые условия.

Иметь для города собственный симфонический оркестр – очень почетно и ответственно. И для того чтобы он развивался, необходим лидер, способный вдохновлять, настраивать и вести за собой. Южной столице в этом повезло. Уже пять лет у руля Сочинского симфонического оркестра стоит маэстро Лебедев. На днях ему было присвоено звание Заслуженный деятель искусств Кубани.

Весной Сочинский симфонический оркестр отпраздновал свое 10-летие. Скажите, что значит для вас эта цифра? Настраивает ли она на подведение итогов или же на построение планов?

Если подводить итоги, то 10 лет - это очень небольшой возраст для оркестра. Есть коллективы и со столетней историей. Но уже за такой период нами немало сделано: солидный репертуар, творческое сотрудничество со многими известными музыкантами, участие в важнейших мероприятиях нашего олимпийского Сочи и многое другое.

У оркестра большой потенциал, и сегодня коллектив переживает творческий подъем. Мы полны амбициозных планов и светлых надежд, мы полны сил.

В апреле этого года музыканты побывали на первых гастролях в Краснодаре. Какие эмоции, впечатления привезли домой?

Это наше первое выступление в Краснодаре. Музыканты очень волновались, чувствуя огромную ответственность. Ведь наш оркестр стал первым творческим коллективом, представляющим после многолетнего перерыва классическую музыкальную культуру города Сочи в столице Кубани. Нас пришли послушать и оценить люди, принадлежащие к культурной элите. Наши музыканты играли с большой эмоциональной отдачей. Это чувствовала публика, которая ответила нам горячими аплодисментами. Одним словом, мы рискнули… и победили.

Вы живете в Краснодаре, дирижируете оркестром в Сочи. Регулярное преодоление расстояний не выматывает? Какие сложности у вас возникают на пути к искусству?

Жизнь на чемоданах - специфика дирижерской профессии. Без этого нельзя: новые места, новые впечатления, эмоции, которые потом обязательно выплеснутся в музыке. Любая смена пространства для меня своего рода подзарядка. Каждый раз я приезжаю в Сочи с удовольствием.


Вы говорили, что для полной комплектации коллектива не хватает еще 20 человек
(сейчас в оркестре играют около 50 музыкантов.  - Прим. автора). Кто предпочтительнее: молодежь или опытные профессионалы? Как планируете привлекать специалистов?

Проблема нехватки кадров – одна из основных проблем оркестра. Будет очень трудно развивать коллектив, пока мы не решим этот вопрос. Я не устану стучаться в двери, обивать пороги и говорить о том, что нам нужна поддержка государства и общества. Профессионал приедет работать в Сочи только тогда, когда будут созданы приемлемые условия. И в первую очередь – жилищные.

Приезд таких специалистов, помимо укомплектованности оркестра кадрами, будет способствовать развитию музыкальной культуры города-курорта. Эти же высококлассные музыканты могли бы укрепить преподавательскую базу – вести занятия в музыкальных школах и Сочинском училище, готовить к работе в оркестре своих одаренных и заинтересованных воспитанников, которые в поисках работы не будут стремиться в другие города, как это происходит сейчас, а останутся в Сочи.

Чтобы стать дирижером, одного музыкального таланта мало. Какие качества нужны еще? Пытаетесь ли найти ключик к каждому музыканту? Что нужно, чтобы увлечь за собой столько людей?

Чтобы быть дирижером нужно обладать недюжинным музыкальным талантом, быть безусловным лидером, яркой, интересной, харизматичной личностью и тонким психологом. Дирижеру приходиться убеждать и подчинять себе людей, говорить нет, находить в людях таланты и раскрывать их. Чтобы сплотить и вдохновить целый коллектив, нужно быть артистичным на сцене и в жизни, иметь чувство юмора. Продолжительные репетиции требуют отменного здоровья.

Я перечислил лишь малую толику качеств, которые в идеале должны быть присущи дирижеру и которые стремлюсь шаг за шагом воспитывать в себе. Дирижерская профессия - очень сложная и многогранная. Может, поэтому дирижер – штучный талант. А настоящих профессионалов - единицы.

Творить искусство - дело сложное, преодоления лености, себя – мало. Нужно что-то больше, вдохновение. Как настроить коллектив на эту волну, чтобы музыка не превратилась в механический продукт?

Надо даже в многократно сыгранной музыке искать что-то новое. Иногда делать неожиданные повороты. Не бояться экспериментировать. И самому никогда не быть скучным. Если лидер вдохновлен, заинтересован, то он интересен, и коллектив пойдет за ним.

Не возникает ли чувства ревности, когда с коллективом работает другой дирижер? Анализируете ли эту работу, подводите ли итоги?

Я очень благодарен своим родителям за то, что они воспитали во мне постоянную потребность самосовершенствоваться, учиться. Я всегда готов брать то, чем еще не владею, впитывать, как губка, не опробованное мной. Поэтому, когда с оркестром работает другой дирижер, я чувствую себя учеником, сидящим за партой. И если урок мне интересен, я останусь до конца. Если нет – уйду. С Сочинским оркестром работает также лауреат премии Правительства России Олег Солдатов – замечательный профессионал. Мы достигли полного взаимопонимания, хотя особенности работы с оркестром у каждого из нас свои.

Есть ли современники, имена которых, по вашему мнению, через лета могут встать в один ряд с композиторами-классиками? Что можно сделать для того, чтобы таких людей было больше?

Сейчас трудно представить себе, что Баха при жизни считали превосходным органистом и лишь немногие знали, что он пишет музыку. И только через 100 лет мир открыл для себя это богатство. Когда 19-летний Шостакович принес профессору Штейнбергу, своему учителю, первую симфонию, тот наотрез отказался принять эту работу, опасаясь музыкальной левизны своего стремительно развивающегося ученика. Однако же сейчас эта симфония стоит в одном ряду с величайшими и известнейшими шедеврами классической музыки.

Я бы не взял на себя смелость делать какие-либо прогнозы. Уверен лишь в том, что пустых времен не бывает. И быть может, где-то уже творит новый Моцарт. И едва доставая до клавиш, извлекает из инструмента свои первые звуки маленький будущий Шопен.

Классическая музыка – сложно воспринимаемый продукт. Тем более в Сочи, где публика, по-моему,  ждет простоты и веселья. Чего вы ждете от зрителей? Что хотите донести до них? Есть ли цель раскрыть, рассказать о невиданном для них прекрасном мире?

Вы очень хорошо сказали. Цель – раскрыть, рассказать о невиданном для многих прекрасном мире. Каждым своим выступлением расширять армию поклонников высокого искусства. За 10 лет у оркестра образовался круг поклонников и постоянных слушателей. Сочинцы - восприимчивые и благодарные слушатели, встречи с которыми для нас - удовольствие. Это счастье - погружать людей, хотя бы на пару часов, в ярчайшие эмоции.

Как, по вашему мнению, надо слушать классическую музыку? Может ли она быть фоном?

Лучше всего ходить на концерты. Ведь даже самая лучшая запись не дает той энергетики, которая идет со сцены. Слушательские впечатления в зале всегда сильнее.

О чем вы мечтаете? Не планы, не цели, а именно мечты?


Я мечтаю о том, чтобы музыка для композитора и музыкантов оставалась искусством, а не ремеслом, способом зарабатывать. Чтобы художник, в известной степени, был свободен от необходимости любой ценой зарабатывать на хлеб насущный. Тогда музыка в полной мере будет способна врачевать людские души, очеловечивать людей.


Наталия СЕМЕНОВА.

Досье:

Андрей Александрович Лебедев
родился в 1974 году. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по специальности хоровое дирижирование (1998 г. - класс профессора Е. П. Кудрявцевой) и по специальности оперно-симфоническое дирижирование (2002 г. - класс профессора Р. Э. Мартынова).

Сезон 2000-2001 гг. — дирижер Нижегородского академического театра оперы и балета.
Сезоны 2001-2003 гг. — дирижер Челябинского государственного академического театра оперы и балета.
С 2003 г. — дирижер Краснодарского Музыкального театра Творческого объединения Премьера.
С 2005 г. — главный дирижер Сочинского симфонического оркестра.
С 2006 г. — приглашенный дирижер театра Новая опера (г. Москва). Постановка оперы П. И.Чайковского Иоланта в концертном исполнении.
С 2008 г. — дирижер Театра балета Юрия Григоровича.








Яндекс.Метрика