Меню сайта

Евгений Гришковец: Не выношу жлобов

Евгений Гришковец: Не выношу жлобов



Пресыщенный жизнью мужчина — худший герой, который может быть.

Мало кто знает, но первый успех к Евгению Гришковцу пришел на театральном фестивале в поселке Лазаревском в Сочи, где он показывал своего Титаника в начале 90-х. Гришковец сейчас уже, может быть, собаку съел на постановке спектаклей, но в кино ему еще далеко до спокойствия дредноута. Потому, видимо, столько эмоций было выказано героем нашего интервью, когда он представлял фильм Сатисфакция краснодарским зрителям, собравшимся на премьере в Киноцентре на Красной Площади 19 января.  В перерыве между общением со зрителями Живой Кубани удалось узнать у Евгения Валерьевича его мнение о провинции, жлобах и смысле жизни.  


В начале вашего творческого пути вы говорили о себе как о провинциальном писателе и режиссере. Прошло много лет, вы объездили почти весь мир. Что в вас осталось провинциального?

Как минимум - прописка. Я проживаю в Калининграде, который является провинциальным городом. Так устроена наша страна, что у нас один только центр – это Москва, а вся остальная страна – это провинция. Даже Санкт-Петербург. И Калининград – провинция.  Даже не европейская, а российская, поскольку там живут русские люди. А где живут русские люди, пусть даже в немецких домах, все равно это — Россия.

Как родилась идея фильма? Лежит ли в его основе реальная история?

Была идея снять кино, где два человека выпивали бы и говорили на какие-то существенные темы. При каких обстоятельствах они могут это сделать, нужно было придумать.  Так возникла идея дуэли. Это потом уже нам рассказали, что в Иркутске, где снимался фильм, была подобная дуэль, которая закончилась  чуть ли не стрельбой из охотничьего ружья. Наверное, в любом городе есть такая история.

Но у меня с моим героем биографических совпадений нет. Я никогда не руководил крупной строительной компанией,  не бил сотрудников по лицу и не был четырежды женат. Вот дети у меня есть. У меня их трое, причем в одном браке. Младшей 9 февраля исполнится год, а старшей уже 15 лет. Я подчеркиваю, в одном браке. Это важный момент.

Насколько персонажи, которых вы играете, влияют на вас?

Я влияю на героя. Мой персонаж от меня зависит. Я же — независим. Между мною в жизни и героем фильма Сатисфакция дистанция очень большая.  Мой персонаж, если честно, мне не нравится. Не нравится, как он действует. Но то, что он говорит, полностью совпадает с тем, что я думаю. Играть  человека, который мне неприятен, но разделяет мои мысли, было очень интересно.

А с теми персонажами, которые присутствуют на сцене, в спектаклях, дистанция существенно меньше, иногда она почти незаметна. Я ответил?

Почему фильм Сатисфакция сейчас актуален?


Он просто современен. А актуальность его заключается в том, что современного отечественного кино нет. Не коммерческого или маргинального, а того, где был бы современный герой, понятный и известный зрителю. Вот вы можете привести примеры не комедий и не каких-то кинематографических лубков? И не маргинального остросоциального кино? Такого почти нет. Вот в этом актуальность нашего фильма. А если это не брать во внимание, то Сатисфакция — просто современное кино.

Не более того?

Не более. Но и не менее. В современном кино существует масса всего необязательного. Например, я могу сразу предугадать вопрос о сравнении нашего произведения с фильмом О чем говорят мужчины Квартета И. Он мог быть 40 минут, мог идти 4 часа. Все разговоры там необязательны. Потому, что в них нет никакого сообщения, месседжа. И это не разговор мужчин, а монолог, который расписан на четверых.

Сравнивать нашу картину с той очень неправильно по причине различия идеологий. Потому что, я везде это проговариваю, чтобы не было путаницы, персонажи Квартета И  – люди, пресыщенные жизнью. Они все понимают про жизнь, все понимают про женщин. И устали от телок, от денег, от своего собственного понимания жизни. И при этом они настолько от себя кайфуют! Они не глупые, но жлобы. Для меня это невыносимо.  Пресыщенный жизнью мужчина — худший герой, который может быть.  

Все ваши произведения построены на поиске ответов. На какой вопрос вы так и не нашли ответа?

Какой вопрос? Что такое жизнь?! Все мои герои совершенно не понимают, что это такое, но они продолжают жить. Мои герои всегда жизнелюбы. Это не восторженные идиоты, но  люди, которые, находясь в смятении перед жизнью, продолжают любить ее. И в этом космическая разница, между Сатисфакцией и фильмом О чем говорят мужчины.

А что случится, когда они найдут ответ на этот вопрос?

Если я не могу его найти, то герои и мои вряд ли это сделают.  А я же знаю, что не смогу его найти.

Беседовала Юлия БАХМЕТ.

Фоторепортаж А. Помидоррова с презентации фильма Сатисфакция http://www.livekuban.ru/image/223995>смотрите здесь.








Яндекс.Метрика