Меню сайта

Краснодарские актеры: Лаборатория в театре драмы зарядила топливом творчества

Краснодарские актеры: Лаборатория в театре драмы зарядила топливом творчества



Появился азарт, и получилось самое дорогое на театре – сотворчество. Мы получили огромное удовольствие от работы. Слава  богу,  что это  состоялось.

Мария Грачева, заслуженная артистка Кубани:  У  меня такое  ощущение, будто  во всем городе праздник! Мы были в театре круглосуточно, это  странно и  здорово.  Это такой драйв! Такого  давно  не было!

От автора: Такого действительно  давно не было – 4 дня подряд в театре драмы  яблоку было негде  упасть, зрители сидели и на приставных  стульях, и просто на ступеньках малого зала.  Оставались после спектаклей, чтобы обсудить увиденное. И еще долго толпились на  широких  порогах театра драмы,  не только потому, что не договорили -  не хотелось расходиться. И если праздник был не у всего города, то у всей театральной и около-театральной публики - точно.

Ирина Путилина, журналист:  Повеяло свежим ветром. Зрители  стосковались  по живому театру, по живому  материалу,   по  живой жизни.

От автора: Что это было? В Краснодаре  7 дней работала  Лаборатория современной драматургии под  руководством  Олега Лоевского (известный театральный критик, драматург, эксперт Национальной театральной премии Золотая маска, художественный руководитель и организатор Всероссийской творческой мастерской Молодая режиссура и профессиональный театр).

В  чем  суть проекта? Представитель театра читает предложенные лабораторией современные пьесы - не только российских, но и зарубежных драматургов. В нашем  случае в качестве такого эксперта  согласилась выступить София Малахова, которая не только мужественно прочитала около 50 пьес современных авторов, но и сопроводила каждую рецензией, за что ей нижайший поклон. Затем театр выбирает 4 пьесы и распределяет исполнителей. Олег Лоевский подбирает  четырех молодых режиссеров. А дальше начинается самое интересное: они все приезжают в Краснодар и за 3 дня (!) ставят  4 спектакля (точнее, полновесных эскиза спектаклей). Билеты на них продаются в кассах, и после каждого Олег Лоевский  и участники действа  обсуждают со зрителями, нужен ли этот  спектакль театру и  что в нем  удалось или не удалось. Окончательный результат закрепляется тайным голосованием зрителей  – оставить так, доработать или забыть, как кошмарный сон.

Главные задачи лаборатории:
       - помочь театрам  России  и молодым талантливым режиссерам найти друг друга;
       - познакомить и театры и зрителей с современной драматургией;
       - и, главное, вот таким  стрессом (роль за 3 дня!) помочь актерам избавиться от штампов, раскрыться с неожиданной стороны, дать шанс показать себя.

Интересным было все – и репетиции, и спектакли, и обсуждения.

Станислав Гронский, заслуженный артист России:  Очень  волновался.  За последние несколько лет это  первый такой яркий материал. Конечно, что  можно сделать  за  3 дня? Оказывается, можно (улыбается)  Замечательный режиссер, очень тонко чувствующая  девушка.   Появился азарт, и получилось самое дорогое на театре – сотворчество. Мы получили огромное удовольствие от работы. Слава  Богу,  что это  состоялось (В тени виноградника, режиссер Екатерина Гороховская, Санкт-Петербург).

Виктория Лукина: Такая роль! Сам материал дает шанс раскрыться. И Ярослава работала очень  подробно, буквально с каждой фразой. Я бы за таким режиссером пошла на край света. Это,  конечно,  был  стресс, и для актера и для режиссера, но  такой стресс очень помогает вылететь на какой-то  другой  уровень. Почаще бы такие стрессы случались.(Наташина мечта, автор и режиссер Ярослава Пулинович, Екатеринбург).

В азартную игру неожиданно для многих включился и новый главный режиссер театра драмы Александр Огарев . В программе лаборатории он не только  поставил эскиз  по первому акту пьесы известного  киноманам  голландского автора Алекса ван Вармердама Ужасная мать, но и сыграл в ней одну из главных ролей, напомнив, что когда-то работал в нашем театре актером. Оригинальное режиссерское решение истории взаимоотношений двух братьев,  вызвало, пожалуй, самые  полярные оценки у зрителей, что, впрочем, не помешало  им проголосовать за то, чтобы спектакль остался в репертуаре театра.

Александр Огарев:  Все, что было  показано, было  очень  разным. Это здорово!  Идеальная  ситуация возникла в театре:  абсолютно разные люди, люди  разных  театральных  исповеданий,  мирно существуют и нравятся друг другу и публике.  И  все спектакли приняла публика, это  удивительно и для меня, и для Татьяны Германовны (директора театра. – Прим. ред.).  Мне все  опыты  показались удачными, очень надеюсь, что   это  повторится. Я  не видел в таком   живом открытом качестве многих  артистов, они намного интереснее, чем в репертуарных спектаклях. Я благодарен всей труппе за то,  что здесь происходило, и надеюсь, что это будет происходить и дальше.

Анатолий  Горгуль, народный артист России: Весь театр задышал, возник творческий ритм, мы, весь театр попали  на творческую территорию – все артисты  читали  сосредоточенно пьесы, все были заняты в спектаклях, все загружены. Многие актеры, особенно  молодые, раскрылись с неожиданной стороны.  Вот  трамплин, с которого  не хочется  сходить. Говорят,  это дорого стоит. А искусство всегда  недешево!  (В тени виноградника, режиссер Екатерина Гороховская, Санкт-Петербург).


Татьяна Кривошеева, директор Краснодарского  академического  театра драмы: Затраченные средства того стоили! На  все спектакли  были  проданы билеты, я очень волновалась, как  проголосуют  зрители. Но большинство  голосов за то, чтобы оставить все спектакли в репертуаре.

Dawn Way (Путь  на рассвет) по  пьесе О. Бодаева, самый многолюдный спектакль лаборатории - более 20 героев, достался  Кириллу Вытоптову из Челябинска.  Место действия режиссер выбрал неожиданное - не зрительный зал, а фойе  театра.

Кирилл Вытоптов:  Эти  мраморные ступени – то ли  дорога в рай, то ли в  преисподнюю, помогли мне найти рисунок спектакля. Для режиссера  такая работа  не меньший стресс.  Я  недавно закончил ГИТИС, разумеется,  на классике.  У  меня   тоже есть недоверие  к современным  пьесам, и  я тоже вижу этот  текст в первый раз. Но  с материалом нужно  вместе с  актерами вступить  в диалог.  Самое важное – насколько ты  спровоцируешь  людей на такой диалог. Я понимаю тех, кто  не  воспринял материал и сразу   ушел.  Те, кто остались, пробовали себя на разные роли,  мы друг другу помогали, даже режиссер театра Геннадий Николаев и композитор  Валентин Демин сыграли эпизод. Мне очень  дорого то,  что  актеры за первый день  прогона поняли  меня -  амбиции каждого пришлось сломить  во  имя   общего течения спектакля, несмотря на то что  каждый эпизод – это реприза, никто этим не воспользовался,  чтобы выделиться,  и главная линия не прервалась.

Олег Лоевский: В вашем  театре замечательная, богатая труппа. Особенно это  видно в   эскизе Dawn Way -  артисты поразили тем, как точно  был сыгран каждый эпизод, точно найдена краска. Эпизод играть трудно – в короткое время надо сыграть характер, здесь есть опасность пережать – нет, вышло все  сдержанно, сбалансированно. Главная ваша проблема – вас нет на театральной карте страны.

- Как это сказывается на состоянии театра?

- Нет  театрального фарта,  нет  огня, творчества  не видно. Дрова нужны для огня – новые идеи, эксперименты, стимулы,  профессиональные оценки  того, что делаешь, наконец.

Людмила Дорошева, заслуженная артистка Кубани: Артистам  драмы  очень  повезло! Не  хотели  бы  вы  поработать и с нами?  Мы  тоже очень  хотим  работать.  Мы - это  Молодежка.

Олег Лоевский:  Лаборатория была проведена по инициативе директора театра драмы Татьяны Кривошеевой  и на средства театра драмы. Инициативу директора поддержала вся труппа. Но оказалось, что проблема с современной драматургией не только в вашем театре и лаборатория  настолько востребована, что ждать пришлось почти 2 года.

От автора: По законам  драматургии давно пора добавить ложку дегтя.  Конечно, не все эскизы были приняты зрителями на ура, были замечания и даже  полное неприятие,  и не только у зрителей, некоторые актеры не приняли  современную драматургию и отказались играть предложенный им материал.

Банально, но напомню, что почитаемые ныне классики тоже когда-то были  чьими-то современниками,  и то, что мы сегодня считаем шедеврами, зачастую  о-очень неоднозначно  воспринималось критиками. Не  стоит брезговать современной драматургией – она такова, какова жизнь вокруг, а ее, увы, творит не кто иной, как мы сами. Кому-то показалось, что история девочки из детского дома  - это пропаганда жестокости  («Наташина мечта»). Но  за 20 перестроечных лет, к сожалению, тысячи  детей выросли в детских домах и интернатах страны,  сегодня это  взрослые  люди, с ИНОЙ психикой. Неплохо бы их  понять. Dawn Way грешит ненормативнoй лексикой – не хочется, чтобы она звучала на театральных подмостках. А в каждодневной жизни? Пусть? Что должно произойти,  чтобы человек забыл о своем хочу, если его не останавливает даже убийство другого человека?( Dawn Way, Ужасная мать).

Ольга Светлова, заслуженная артистка России: Спасибо   большое  всем режиссерам за  честную, искреннюю  и талантливую работу. К сожалению  вот уже несколько лет режиссеры, которые приезжают к нам в театр на постановки,  ничего нам не предлагают, им не интересен процесс творчества, они не любят ни нас, ни  театр, они ставят посредственные,  давно придуманные спектакли и уезжают, а мы остаемся наедине  со зрителями.

Олег Лоевский:  Ради этого  и создана лаборатория – одна из ее задач – разрушить  безнаказанность  режиссерства,  и показать,  как интересно  могут работать молодые.  Театр – это сегодня едва ли не  последнее место, где живой человек (не камера, не  цифра) общается с живым  человеком, где  впечатление создается,  прежде всего,  живой  энергетикой актера, режиссера, композитора, осветителя – всех,  кто создает   спектакль.

Алексей Суханов, актер Молодежного  театра: Огромная благодарность   этой лаборатории, столько артистов раскрылось за время ее работы – Виктория Лукина, Андрей Харенко, Алексей Сухоручко,  Равиль Тактаров, Анна Еркова, Алла Засыпкина… Эта лаборатория –  топливо,  которое  зарядило театральный  Краснодар на весь сезон.  Сейчас, в век информационных  технологий, когда в Интернете ты можешь  увидеть  любой самый  лучший  спектакль, у театра одна планка – мировая, и к ней  хочется  стремиться.

Впечатления собирала Наталья БРАЖНИКОВА.

Результаты голосования зрителей:

Наташина мечта , Я. Пулинович,
режиссер Ярослава Пулинович (Екатеринбург):  

27%  -  оставить так
61%  -  доработать
11%  -  забыть, как кошмарный сон    

Ужасная мать, Алекс ван Вармердам,
режиссер Александр Огарев (Москва - Краснодар):    

30% -   оставить так
54% -    доработать
17%  -   забыть, как кошмарный сон

В тени  виноградника по  мотивам рассказа Б. Зингера,
режиссер Екатерина Гороховская (Санкт-Петербург):

42% -  оставить так  
53% -  доработать
4%  -   забыть, как кошмарный сон

Dawn Way, О. Богаев,
режиссер  Кирилл Вытоптов (Челябинск):  

38%  -  оставить так
50%  -  доработать
10% -   забыть, как кошмарный сон








Яндекс.Метрика