Меню сайта

Мне иногда говорят: Гатов бы так не сделал. Но время сейчас другое

Мне иногда говорят: Гатов бы так не сделал. Но время сейчас другое




Генеральный директор и художественный руководитель ТО Премьера, заслуженная артистка России Татьяна Гатова рассказала Живой Кубани о жизни творческого объединения, о гастролях Биг-бэнда имени Георгия Гараняна в Мадриде, о том, почему чувствует себя виноватой перед Молодежным театром, и какие трудности ей пришлось преодолеть после смерти основателя Премьеры Леонарда Гатова.

Татьяна Михайловна, вот уже почти два года, согласно Федеральному закону N 83-ФЗ, все учреждения культуры живут по новой системе хозяйствования. К 1 января 2011 года вы должны были выбрать, казенным ли будет ТО Премьера (то есть полностью бюджетным) или автономным. Вы выбрали второе. Что изменилось в жизни вашего объединения?

Особенных изменений, заметных сотрудникам нашего объединения, не произошло. Скорее, они касаются руководителей коллективов. Мы стали более самостоятельными в распределении заработанных средств и можем уже не закладывать стоимость каждой пуговицы в бюджет будущего года. Но заявки на большие закупки мы по-прежнему должны выставлять на торги. Мы имеем право работать сверх плана и самостоятельно решать, как потратить эти деньги. Впрочем, мы уже давно учимся продавать свои коллективы, даем выездные спектакли и концерты, дружим с районами, крупными предприятиями.

А что значит сверх плана, и сохраняется ли бюджетное финансирование для автономных организаций?

Конечно, сохраняется. Мы и называемся Государственное автономное бюджетное учреждение культуры ТО Премьера имени Л.Г. Гатова. Но теперь финансирование имеет форму заказа - на выполнение конкретного государственного задания (постановку спектаклей, определенное количество концертов). Мы можем что-то делать дополнительно, только когда выполнили поставленные задачи. Мы обязаны предоставлять план работы на год и жестко следовать этому плану. За тем, как мы это делаем и тратим деньги, следит Наблюдательный совет, в который, кроме представителей Министерств культуры и имущественных отношений, входят и независимые наблюдатели, в том числе один представитель нашего коллектива.

Понятно, что вводя этот закон, государство попыталось уменьшить свое бремя ответственности перед учреждениями культуры и заставить их научиться зарабатывать самостоятельно. А реально ли, чтобы учреждение культуры было самоокупаемым?

Я думаю, нет. Любой творческий коллектив, как ребенок, - его сначала надо вырастить, одеть, обуть, выучить, а уж потом можно ждать отдачи. И все же без государственной поддержки культура существовать не может, даже готовый театр оперы и балета, например. Но это не значит, что искусство не может приносить прибыль. Отношение по типу Нам обязаны тоже не годится - заработай своим трудом. Трудно. Но иначе не выжить. Надо находить своего инвестора, и самый постоянный инвестор - это зритель. Зритель будет приходить, если ему интересно, если он любит артистов, и если цена билета ему по карману. Пока мы справляемся.    

В Премьере практически каждый год случается что-то новое, но частенько начатые с помпой дела незаметно угасают, почему?

Мы хотим быть интересными зрителям и не скрываем этого. Пробуем разные формы работы. Хочется, чтобы в театре было больше молодежи. В проекте Молодые - молодым участвуют совсем молодые режиссеры (выпускники Санкт-Петербургской консерватории), для наших студентов мы ввели специальный абонемент, в Музыкальном театре появился новый жанр - современная хореография.

Бывают и ошибки, это жизнь. С Александром Мацко, например, - главным режиссером и балетмейстером, который заложил основы современной хореографии в Музыкальном театре, - мы расставались. Но после первых же спектаклей  современного балета - Черно-белое кино, Дорога - я поняла, что это интересно публике, и попросила его вернуться. Сейчас в репертуаре театра уже несколько современных балетов, и билеты на них, обычно, все проданы.

Сколько, в среднем, стоит спектакль, например, в Музыкальном театре?

От 800 тыс. рублей. Самый дорогой - до 7 млн рублей.

Это балеты?

Не только балеты, но и оперы, оперетты. Что делает спектакль зрелищным? Сценография, костюмы, реквизит - это стоит дорого.

Они окупаются?

Не быстро, даже балеты Юрия Григоровича. Но балеты Юрия Николаевича не только наша гордость, это наш Золотой фонд - они будут востребованы всегда и станут только дороже. Сегодня быстрее других окупаются самые известные - Лебединое озеро, Спартак, что только доказывает вывод - надо учиться продавать спектакли. И мы учимся у более опытных, преуспевших в этом бизнесе, коллег и у молодежи - у них другой, более мобильный подход, в том числе и в области маркетинга в культуре. В ближайшее время, например, билеты на наши представления будут продаваться через Интернет в режиме on-line по всей России.

Наши залы всего в 300-800 мест. Разве в миллионном Краснодаре не наберется 300 любителей симфонической музыки, например? Или 800 любителей балета? Незаполненный зал означает только одно - мы не научились продавать свое искусство.

Никто, конечно, не застрахован от неудач, но в целом, все коллективы ТО Премьера востребованы и профессиональны, об этом говорят и отзывы зрителей и критики. Мне очень хочется доказать, что наши коллективы способны каждый вечер собирать полные залы. Где еще в России есть такое творческое объединение, как наша Премьера? Я хочу, чтобы о нас знали, чтобы о наших коллективах писали, рассказывали, и не только в региональных, но и в федеральных СМИ. Почему, например, не был представлен Краснодар в телепроекте Битва хоров? Почему кто-то там решил, что у нас нет поющей молодежи?  

Потому, что наши коллективы не участвуют в фестивалях страны. И об этом нам каждый раз твердят столичные критики, которых приглашают на краевые фестивали, в том числе на фестиваль Кубань театральная.

Представляете, как это дорого - вывести спектакль на фестиваль? У нас просто зачастую нет на это денег. И все-таки  Молодежный театр бывал на фестивалях, в этом году Новый театр кукол был на фестивале в Волгограде, и буквально несколько дней назад наш Биг-бэнд имени Георгия Гараняна вернулся из Испании, где впервые участвовал в Международном джазовом фестивале в Мадриде - Madrid International Jazz Festival. Но даже несмотря на то, что Биг-бэнду выпала честь впервые за 29-летнюю историю этого фестиваля представить в Мадриде русский джаз, и с коллективом выступал знаменитый американский саксофонист Бобби Мартинес, мы не смогли бы принять это приглашение - вывезти 20 человек на десять дней в Испанию! В бюджете Премьеры нет таких денег. Нам помогли спонсоры. И для того, чтобы эта поездка состоялась, много сделал молодой руководитель нашего Биг-бэнда Илья Филиппов. Премьера - большое объединение, и от руководителя каждого коллектива зависит все, в том числе и материальное обеспечение. Руководитель должен быть инициативным: есть идея - приходи, убеждай, доказывай, и будем вместе думать, как ее реализовать. Вот, и симфонический оркестр под руководством Владимира Понькина уже второй раз едет в Москву и в декабре будет выступать в концертном зале имени Чайковского. За чей счет? Тоже помогли спонсоры. Такая жизнь, надо искать возможности и не ждать, что тебе кто-то что-то должен.

Не могу не спросить о Молодежном театре - его артисты обращались к вам даже письменно. Что изменилось? Выросли ли у них зарплаты? Куплена ли новая аппаратура?

Я чувствую себя виноватой перед Молодежным театром, мы мало ему внимания уделяли - казалось, что есть руководитель, залы полны, значит, все в порядке. Я считаю, что театр должен самостоятельно работать. Руководитель должен все предусмотреть, продумать план развития коллектива на перспективу, должен меня убедить, на что ему нужны деньги. Сегодня артистам Молодежного неинтересно приходить в театр - они не понимают, что будут делать завтра, у них нет видения перспективы своего развития в этом театре и развития театра в целом. Нет занятий - по пластике, по речи, нет ответственного за их судьбу. Инертность - вот что, прежде всего, надо преодолеть в себе руководителям. Я воспринимаю так: мой заместитель, например, должен видеть все то, что и я, уметь решать все те же вопросы, при необходимости заменить меня без ущерба для дела. Инициативы я жду от руководителей. И часто ее не вижу. Почему?

Может быть, потому, что все привыкли к другому руководству? Гатов был единоличным лидером.

Он собрал замечательную команду, это умные, опытные люди. Но время изменилось, изменились ценности, сегодня другие критерии зрительского отбора развлечений. Да, нам трудно перестроиться, но руководитель - это, прежде всего, ответственность за свой коллектив. Вот, история с Молодежным театром: был инертный руководитель - пропадает театр.

Вины за Молодежный театр с себя не снимаю - проглядели. Новая техника будет, создан Попечительский совет, назначен на этот сезон главный режиссер - Ольга Глубокова из Москвы.

Почему неизвестная театру Ольга Глубокова, а не Владимир Ветрогонов из Санкт-Петербурга, которого рекомендует Лариса Малеванная?

Владимир Ветрогонов тоже пока неизвестен театру и не давал согласия его возглавить, и он может приехать на постановку только в январе. Значит, практически сезон театр опять будет без руководителя? Ольга Гавриловна готова взять на себя ответственность за коллектив, задач у театра много - планы на год, Новогодняя кампания. Жизнь покажет, насколько Молодежный театр и этот режиссер нужны друг другу.

Зарплаты актерам я, к сожалению, повысить не могу - они обусловлены тарифной сеткой муниципальных учреждений культуры. Но можно ведь повысить коэффициент участия и получать надбавки. Для этого надо играть не четыре спектакля в неделю, а больше, и, возможно, не только на своей сцене, но, скажем, на сцене Дворца искусств. Как? Надо думать. И дополнительные деньги на постановки можно найти - войдите с предложениями во всевозможные программы развития культуры России, края, города, программы по образованию - театр ведь для юношества. В конце концов, спектакль может быть поставлен даже на деньги спонсоров. Кто все это должен делать? Конечно, руководители театра,  а мы всегда поддержим хорошие идеи.  

Леонард Гатов был уникальным человеком - фантастически работоспособный, отчаянный, он не боялся никаких трудностей и умел непостижимым образом разрешать проблемы. Волею судьбы вы заменили его во главе этой империи.

Практически, учиться руководить частью Премьеры мне пришлось раньше. В 2002-ом, когда губернатор принял решение передать Премьере Музыкальный театр, Гатов радовался, как ребенок, и целиком окунулся в создание нового театра. А Дворец искусств? Потрясающий зал, прекрасное сценическое оборудование... Я давно хочу поднять вопрос о том, чтобы он назывался городским театром, может быть, театром эстрады, но театром. Я обижалась, что Гатов уже не занимается моим шоу и другими коллективами Дворца. А он мне говорил: Ты же уже сама все можешь.

К 2007 году Леонард Григорьевич сделал все, что мог - был практически создан театр балета Григоровича, вместе с Зивой он поставил на ноги оперу, провел юбилей Григоровича, свой юбилей и мой. Когда он заболел, я ему говорила - бросим все и будем тихо жить в загородном доме. Но это был бы не Гатов, он не мог не работать… Он просто ушел…

С какими сложностями вы после этого столкнулись?

Я никогда не думала, что мне придется продолжать его дело, я просто всегда была рядом, я знаю жизнь объединения изнутри, я понимаю его задачи. Все в коллективе сознавали - важно сохранить объединение таким, каким он его создавал. Первый год я не ощущала всей сложности руководства этой махиной, теперь я понимаю - мне просто помогали все руководители.

Пожалуй, особенно непросто мне было выстроить вертикаль взаимоотношений с представителями власти, я ведь всегда была просто женой - спиной Гатова, а теперь мне надо было стать лицом огромного коллектива, взять на себя ответственность за него.

Я помню подготовку своего первого краевого мероприятия на Новый год совместно с другими учреждениями культуры. Что-то говорили, в том числе о наших артистах, мне казалось, обидное, нелестное. Я встала и тихонечко пошла к двери, подумала: Зачем мне все это надо? Уйду, уеду к дочери, займусь внучкой - мне есть чем заняться. И поймала взгляд своих коллег... А моя команда? Мой коллектив? Я поняла, что либо я забываю о собственных амбициях и учусь отстаивать интересы объединения, либо прощай, Премьера. И вернулась.

А что оказалось для вас самым сложным на посту руководителя - экономика, стратегия развития Премьеры или взаимоотношения с коллегами?

Самое сложное - сказать человеку, с которым проработал годы, что мы должны расстаться. Мне это трудно дается. Потому, может быть, так получилось с Григорием Гибертом, художественным руководителем Органного зала. Не я подписывала его заявление об уходе, но я должна была с ним встретиться. Увы, жизнь очень изменилась, сегодня другие скорости, ценности, даже законы другие, мне нужны мобильные инициативные руководители.

А кто теперь художественный руководитель Органного зала?

Нина Магдалиц, наш бессменный музыковед.

Мне иногда говорят: Гатов бы так не сделал. Но время другое, и я вынуждена расставаться с людьми. Это очень трудно… Но я должна была встретиться с Гришей, поговорить, я хочу извиниться, что так и не поговорила.

Вообще, это очень тяжело - смотреть в глаза людей, с которыми работаешь, когда не можешь им помочь. У нас много бытовых проблем, и самая острая - жилье. Без новых артистов не будет обновления коллективов, а кто приедет туда, где негде жить? А те, кто уже работает, женятся, у них появляются дети, нужны квартиры… Может быть, администрация города построит для работников культуры дом, как это было. Только, когда это будет? А жить надо сегодня. Обращаемся в банки, изыскиваем всякие возможности, чтобы как-то решить эту проблему.

Вы только что вернулись из отпуска, который провели с семьей дочери. Вам удается участвовать в воспитании внучки?

Совсем не удается, только балую (смеется). Внучка Мартина - самая большая радость моей жизни. Но навещать удается нечасто, в этом году отпуск получился всего на несколько дней. Муж дочери - итальянец, и они живут в Италии. Хотелось провести вместе хоть пару недель летом - не получилось. Премьера ведь очень большая, и наши коллективы практически весь год участвуют в городских и краевых мероприятиях. Сейчас у нас джазовый фестиваль, впереди Новогодняя кампания. Но, надеюсь, что просвет будет (улыбается).
                                      
Наталья БРАЖНИКОВА, ИА Живая Кубань








Яндекс.Метрика