Меню сайта

ПРЕСС-КОД. СМИ: Новости и старости


БЛИЦ-ОПРОС:

1. На ваш взгляд, что сегодня представляет собой российская и кубанская журналистика? Не устарела ли она?
2. Президент заявил о том, что органы власти не должны владеть СМИ. Появится ли в этой сфере настоящий рынок?
3. Насколько велико на Кубани влияние интернет-СМИ вообще и сетевых СМИ, в частности?

Николай ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, директор Краснодарского социологического центра



http://www.livekuban.ru/upload/files/imagecache/afisha_event/image/petropavlovsky_nik.jpg alt=Николай ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ align=left hspace=5 />1. Российская и т. н. кубанская журналистика представляют из себя весьма рельефный слепок эволюции постсоветских масс-медиа. Я употребил термин эволюция, а не мутация, как ряд коллег, потому что у эволюции процесс всегда созидательный, а у мутации - тупиковый.
А постсоветская эволюция идет весьма болезненно, быстро переходя из одной фазы в другую. Вспомните сами: советские газеты плюс ТВ, далее взрыв гласности и свободы слова; далее невиданный профессиональный скачок со всеми плюсами и минусами медийной скороспелки; далее коммерциализация и приватизация СМИ - джинса, коммерческая реклама, совковый пиар; потом встраивание журналистики в качестве элементов вертикали власти; сегодня - откровенная растерянность и отсутствие внятных целей и мотивов.
Но так же, как и когда-то на пустом поле России появились журналисты из историков и инженеров, по сути, вопреки здравому смыслу, так и весьма скоро на хорошо удобренном медийном перегное от останков современных СМИ вырастет новая, злая и эффективная российская журналистика. И наша Кубань - не исключение.


2. В России, как известно, от сказанного до сделанного может иметь место быть дистанция длиною в вечность. Рынок СМИ от заявления Президента не появится.
Если у властей хватит мудрости конвертировать высказывание первого лица в стране в практические дела, то со временем, везде по-разному - где-то быстро, а где-то и болезненно, появится тот самый рынок.
А дикий рынок СМИ появится даже в том случае, если никто ничего не будет делать.
Если будет потребность в новостях, разных точках зрения, в объективной информации, аналитике и прочая, то всегда найдется инструмент, реализующий эту потребность в медийных продуктах.
Система спрос - предложение не терпит дисбаланса и социального разряжения.
Сегодня у населения России формируется новый набор спросов, на который нет предложения в полном объеме.
Следовательно, ждем перемен (песни Цоя возвращаются...)

3. Интернет - это всего лишь способ доставки информации из точки А к гражданину Б. И обратно. Ни одно средство массовой коммуникации не претерпело такой быстрой эволюции, как сетевые СМК.

Еще вчера Интернет был уделом ничтожной горстки технократов. Сегодня Интернет в холодильнике, телефоне или в медиа-центре никого даже не удивляет. Сегодня в Старо-Выше-Ниже-Ивановской гораздо проще найти информацию во время разговора в Сети, чем в библиотеке. Погугли! - самый простой и короткий ответ сверстнику на любой вопрос.

Сдается, мы стоим на высоком пороге цифровой революции, которая, как всегда, подкралась незаметно. А революция, как известно, без последствий не проходит.

Но смена инструмента доставки информации отнюдь не означает, что информация появится сама по себе. Понять, написать, сфотографировать, снять видео, сделать аудио, создать интерактив - и так далее - все равно будут люди. И, как и в 19 веке, будут хорошие материалы,  и будут плохие.

Цифровые журналисты могут сделать то, о чем их предки газетчики только мечтали.
Но от этого их задача не будет проще. Ибо прокол газетчика Кубанских ведомостей был доступен в 100 семьях начала 20 века. А прокол журналиста Живой Кубани будет доступен миллиарду потребителей сетевой информации в мире.

Сергей ПОЖИВИЛКО, журналист, гендиректор краснодарского представительства газеты Аргументы и факты



http://www.livekuban.ru/upload/files/imagecache/afisha_event/image/pozhivilko.jpg alt=Сергей ПОЖИВИЛКО align=left hspace=5 />1. Журналистика не может устареть. Другой вопрос, насколько она соответствует потребностям читателя. Не соответствует. Нет рынка. Существует экономическая, административная, судебная цензура.
 
2. Появление рынка будет зависеть от настойчивости Президента. Несколько губернаторов заявили, что со своими СМИ они прощаться не хотят. Прорыв можно ожидать только в Интернете, как в наименее контролируемом сегменте СМИ.
 
3.Влияние Интернета и сетевых СМИ растет. Хотя и с отставанием от цивилизованных стран как минимум лет на 15. В 2009 году мы находились на 79-м месте по уровню компьютеризации. Эта цифра говорит сама за себя. А Кубань по интернет-СМИ отстает еще больше.

Борис МАЛЬЦЕВ, директор ИА Живая Кубань.



http://www.livekuban.ru/upload/files/imagecache/afisha_event/u1/dec07/bmaltcev.jpg alt=Борис МАЛЬЦЕВ align=left hspace=5 />1. Я не знаю, чем отличаются кубанская и российская журналистика. Газет я не выписываю и не покупаю, новости и статьи читаю исключительно в Интернете, поэтому плоды устарелой журналистики (если они такие), до меня не доходят. Пару раз попадал на сайты кубанских изданий. К сожалению, это не самостоятельные оперативные ресурсы, а всего лишь электронное отражение бумажных страниц.

2. Это хороший и правильный шаг Президента. СМИ не должны содержаться на деньги налогоплательщиков и быть в то же время рупором власти. Но, на мой взгляд, региональная власть не отдаст так легко свои подконтрольные СМИ. Мне кажется, для того, чтобы появился настоящий рынок СМИ, должно пройти время.

3.  Не хочу говорить про влияние Интернета вообще - мне это кажется очевидным, а вот на тему развития интернет-проектов на Кубани порассуждать очень хочется - это то, чем я живу уже почти два года.

Проникновение Интернета на Кубани растет. Вместе с ним (наконец-то!) растет и количество региональных интернет-СМИ и, соответственно, их влияние на общество. Особенно это заметно в момент чрезвычайных происшествий в регионе - тогда, когда обществу необходима оперативная  и непредвзятая информация. В такой момент интернет-СМИ становится не просто традиционным средством производства контента, но и обмена информацией среди самих участников интернет-сообщества и, что очень ценно, очевидцев событий. Мы сумели создать у себя сильную службу новостей и смогли предоставить возможность для удобного общения пользователей. Именно поэтому Живая Кубань сумела так быстро набрать популярность.

Так уж получилось, что наш проект оказался самым открытым для пользователей. Это обусловлено и нашей позицией, и особенностями тех технических решений (движка сайта), которые мы использовали. Эта открытость, с одной стороны, дала нам сильный импульс в развитии, но, с другой стороны, привела и к тому, что у нас оказался и нетрадиционно большой для нашего региона объем негативных  откликов читателей о жизни края, о работе региональных и местных чиновников. Конечно, такая ситуация вызывает определенное напряжение в отношениях с властью.

Мне хотелось бы призвать представителей всех уровней и ветвей власти: не надо бояться такой ситуации, не надо драматизировать ее.  Да, непривычно. Да, неприятно. Но живые отзывы посетителей, пусть и негативные, -  лишь дополнительная возможность  услышать мнения людей, возможность вступить в диалог с читателями - в разной форме. А мы с удовольствием поможем в этом.








Яндекс.Метрика