Меню сайта

Руководитель Южного филиала Х5 Retail Group Константин Тюлягин: Мы готовы торговать с отрицательными наценками на социально значимые продукты

Руководитель Южного филиала Х5 Retail Group Константин Тюлягин: Мы готовы торговать с отрицательными наценками на социально значимые продукты



Нам выгодно приобретать продукцию у краснодарских предпринимателей. Это миф, что мы якобы не пускаем их на свои полки.

Кубанский рынок ритейла, не успев стабилизироваться после финансового кризиса 2008–2009 годов, в начале осени 2010 года снова пошатнулся.

Внезапный рост цен привел не только к массовым проверкам реализаторов со стороны контролирующих органов, но и к оттоку покупателей и снижению прибыльности торговых точек. Некоторые виды продуктов на Кубани подорожали на 30-80%. Производители списывают это на длинную цепь поставщиков и увеличение затрат при производстве товаров. Власти и общественные организации обвиняют оптовиков и ритейлеров в спекуляциях, а продавцы каждый по-своему пытаются выйти из ценового коллапса.

О ситуации вокруг цен на товары, посткризисном состоянии кубанского рынка ритейла и его перспективах корреспонденту Живой Кубани рассказал руководитель Южного филиала Х5 Retail Group Константин Тюлягин.

В связи с подорожанием социально значимых продуктов администрация Краснодарского края, антимонопольная служба и прокуратура начали следить за уровнем розничных цен. Как вмешательство властей и контролирующих органов влияет на деятельность вашей компании?

С одной стороны, любое чрезмерное регулирование и вмешательство в рынок извне может отрицательно сказаться на его развитии и формировании какой-либо конкуренции. Это даст обратный эффект и для бизнеса, и для обычных потребителей. С другой стороны, мы понимаем и разделяем озабоченность властей ситуацией, сложившейся вокруг цен. Ведь мы, сетевые ритейлеры, работаем лицом к лицу с покупателями и заинтересованы в том, чтобы продукты для них были доступными.

К инициативе властей по мониторингу цен мы относимся с пониманием. Она совпадает с нашей политикой в части сдерживания рыночной стоимости товаров. Например, поставщики гречки присылают нам письма о повышении закупочных цен и установке лимита на объемы закупок. Мы не спешим работать на таких условиях и предлагаем оптовикам находить возможности для снижения стоимости продуктов.

Более того, мы также исследуем рынок и предоставляем в ФАС всю необходимую информацию и о раздутых ценах некоторых поставщиков, и о наших ценах в рознице, чтобы у ведомства была объективная картина процесса ценообразования и ситуации в целом.

Какие меры могут предпринять торговые сети, чтобы не допустить дальнейшего подорожания продуктов и при этом сохранить прибыль?

Дело не столько в прибыли, сколько в удержании доступных цен, в ненагнетании паники на пустом месте и создании искусственного дефицита.

Для подорожания продуктов есть объективные факторы, прежде всего, природные. Но этот рост не должен быть необоснованным. Предпосылок для ажиотажа нет. ФАС уже сейчас видит, кто и насколько завышает цены, спекулируя на неблагоприятных погодных условиях прошедшего лета.

У нас набирает обороты программа развития собственных торговых марок, и это позволяет снижать цены. Продукты под нашими брендами по определению дешевле на 15-20%, потому что они не требуют дополнительной рекламной раскрутки. Например, под брендом Перекресток продаются конфеты, печенье, соки, крупы. Также нашими собственными торговыми марками являются: молоко Вологодские кружева, сахар Красная цена, кондитерские изделия Шарлиз.

Торговать себе в убыток ритейлеры, конечно, не будут, иначе они просто разорятся и перестанут работать. Однако сдерживать рост цен розничным сетям под силу. Х5, например, готова торговать с минимальными, а в некоторых случаях – даже с отрицательными наценками на социально значимые виды продуктов. Сохранить лояльность покупателя к магазину – залог успешного бизнеса.

За счет чего ритейлеры будут компенсировать убытки, если они работают в минус?

Мы не работаем в минус. Если посмотреть на наши финансовые показатели, то вы увидите, что мы работаем в плюс. Иначе мы бы не могли развиваться, открывать новые магазины, закупать продукты, платить аренду, налоги и зарплату работникам. Мы ведем эффективный бизнес. Чтобы не работать в убыток и держать минимальные наценки, мы оптимизируем издержки, совершенствуем логистику и продаем то, что пользуется спросом, а не то, что будет залеживаться на полках, а потом списываться.

Дешевле ли закупать продукты у местных производителей? Сотрудничаете ли вы с кубанскими компаниями?

По цене нам выгодно приобретать продукцию у краснодарских предпринимателей. Это миф, что мы якобы не пускаем их на свои полки.

Мы бы хотели активно работать с местными предприятиями. Однако, к сожалению, они не всегда могут удовлетворить требования наших сетей к качеству товара, оформлению документации, бесперебойности больших объемов поставок. Мы не можем позволить себе, чтобы прилавки два или три дня пустовали, а покупатели не могли купить молоко или картошку. Также не можем принимать товар, который неправильно оформлен. Далеко не у всех кубанских производителей есть техническая база, которая позволяет оформлять продукцию в соответствии со всеми требованиями, которые контролирующие органы предъявляют к нам – торговцам.

А можно ли как-нибудь законодательно упростить процедуру взаимодействия розничных сетей и поставщиков?

Ритейлеры уже и так слишком зарегулированы, потому что они на виду у контролирующих служб и органов власти. Сейчас на уровне законодательства нужно влиять не на реализаторов, а на производителей. Если они хотят продаваться в крупных федеральных сетях, которые могут растиражировать их товар по всей стране, нужно что-то менять. Например, выводить свое предприятие на современный уровень, повышать качество продукции, вкладывать деньги в модернизацию цехов, внедрение новых технологий, обучение специалистов.

Как вообще меняется рынок ритейла в Краснодарском крае в связи с предстоящей Олимпиадой 2014 года в Сочи?

Влияние Олимпиады чувствуется очень сильно - растут доходы местного населения, идет ремонт и строительство транспортной инфраструктуры, увеличивается потребность граждан в комфортной жизни.

Что касается Сочи, то он созрел для цивилизованного рынка. Власти стали понимать социальное значение современного ритейла. Федеральная сеть за счет больших объемов закупок и товарооборота может предложить цены гораздо ниже, чем один локальный магазин или мелкая розничная сеть.

Крупные компании приходят надолго и работают более качественно, чем торговцы колбасой на грязной газетке или разбавленным порошковым вином, которые не несут никакой ответственности за свою продукцию. Поскольку мы подвергаемся постоянным проверкам Роспотребнадзора, у нас даже существует своя дирекция контроля качества товаров.

Собирается ли Х5 развивать здесь новые форматы торговли?

О других секторах розничной торговли мы уже подумали. Совместно с МТС создали виртуального оператора связи под брендом Алле. После тестового периода в Москве мы подумаем о том, чтобы развивать этот проект за пределами столицы.

Также занялись интернет-продажами. В прошлом году X5 заключила соглашение о создании совместного предприятия с опытными предпринимателями в области электронной коммерции - владельцами интернет-магазинов bolero.ru и 003.ru. Это популярные российские онлайн-ресурсы, работающие на рынке более восьми лет. Bolero.ru специализируется на продаже книг и медиа-продукции, 003.ru – ведущий российский интернет-магазин в области торговли электроникой и бытовой техникой.

Кроме того, на наших площадях успешно развиваются аптеки A5 – за год их открылось около 120. В этом году мы продолжим развивать этот бизнес, причем не только в Москве, но и в других субъектах РФ.

Нам было бы интересно продавать в своих магазинах безрецептурные препараты. Но здесь затронуты интересы очень многих участников рынка, и большинство из них выступают против. Для потребителя торговля лекарствами в гипермаркетах стала бы позитивным событием, поскольку развитие конкуренции приведет к снижению цен. В США, Германии, Великобритании такая практика уже давно существует. Если правительство России разрешит продавать препараты в торговых сетях, мы по-прежнему готовы предоставить наши магазины для пилотного проекта.

Представители Х5 ранее говорили об экспансии в Краснодарском крае. Однако вхождение компании на Кубань затормозилось. Почему?

Оно не затормозилось. Мы выполняем программу по освоению региона ровно настолько, насколько это входит в наши планы. При составлении планов мы исходим из таких показателей, как насыщенность рынка, доходы населения, уровень развития транспортной инфраструктуры. В некоторых других субъектах Федерации нам было важно появиться раньше, чем здесь. Особенно, если там складывались более благоприятные условия по логистике, поставкам и т. д.

Кроме того, наши акции торгуются на Лондонской фондовой бирже, и у нас очень жесткие требования к магазинам. Мы не можем открывать их на каждом углу. Нужны действительно качественные площадки, но их очень мало.

Отсутствие подходящих площадок в Х5 считают одной из самых серьезных проблем развития сетей. Но по всей России уже более года свободны сотни помещений, где раньше располагались казино и игровые клубы. Большинство из них находятся в проходных местах, имеют большую квадратуру. Использует ли ваша компания эти помещения для своих торговых точек?

На первый взгляд, кажется, что открыть магазин очень просто и для этого достаточно занять любой свободный уголок здания. Однако существует масса технических требований к помещениям. К магазину, торгующему продуктами, должны быть подведены коммуникации. Объект должен быть оборудован вентиляцией, электричеством, водой. Также необходим свободный подъезд для грузового транспорта. В помещениях, оставшихся от одноруких бандитов, не всегда есть нужная инфраструктура.

А если говорить о гипермаркетах, то это намного более сложные торговые площадки, чем магазины у дома, такие как Пятерочка. Помещение должно располагать техническим блоком и автопарковкой, а по площади быть не менее 4 тыс. кв. м.

Недавно мы объявили акцию, по условиям которой граждане могут сообщать нам по телефону адреса пустующих помещений или сдающихся в аренду залов площадью от 200 кв. м с подъездным пространством для грузовика. Если мы запускаем Пятерочку на этой площадке, человек получает вознаграждение.

Акция вызвала большой интерес у людей. На Урале мы уже открыли один магазин после звонка народного агента. Место подсказал обычный сборщик мебели, который шел к заказчику. Сейчас еще несколько таких магазинов открываются в других регионах страны.

Какие форматы магазинов наиболее востребованы на Кубани?

Очень посещаемы дискаунтеры - как в кризис, так и сейчас. Во время кризиса в наших Перекрестках, рассчитанных на покупателей со средним достатком, трафик был меньше, чем в магазинах у дома, но при этом сохранялась их постоянная клиентура.

Сейчас мы наблюдаем приток людей в Перекрестки - средний класс начал переходить из дискаунтеров в супермаркеты.

В кризисный год компания Х5 купила торговую сеть Патэрсон. Планируете ли расширять свое присутствие в Краснодарском крае за счет приобретения других сетей?

Мы рассматриваем такую возможность. Если поступит удачное предложение, готовы с ним работать. Мы будем покупать всех, кто устроит нас по цене, местоположению, экономике объектов и условиям сделки. Однако названия сетей озвучим только по факту совершения сделок.

В кризис ваша компания наряду с Магнитом и Ашаном показала рост прибыли более чем на 40%. За счет чего достигли таких показателей? В каких объемах удается наращивать прибыль сейчас?

Кризис в 2009 году стал успешно пройденным испытанием для Х5 с точки зрения финансовой стабильности. Мы выполнили свой прогноз по росту выручки на уровне 25%. Нам удалось завоевать новых покупателей - по итогам 2009 года у нас их почти миллиард, в то время как в 2008 году было 816 млн. В кризис мы ускорили темпы открытия новых магазинов и приобрели сеть Патэрсон. Все это стало возможным благодаря контролю затрат и эффективному управлению оборотным капиталом. А в первом полугодии 2010 года наша чистая прибыль составила 104 млн долларов.

Анна ДАРОВАННАЯ








Яндекс.Метрика