Меню сайта

Секреты госзаказа

Секреты госзаказа



Сфера государственных электронных торгов всегда будет вызывать немало вопросов как у поставщиков, так и у заказчиков. Своим экспертным мнением делится ведущий специалист по обучению работе на электронных торговых площадках обособленного подразделения компании СКБ Контур в Краснодаре Галина Шевченко.

Усилилась ли конкуренция среди заказчиков и исполнителей в связи с переходом государственных закупок в электронную форму?

Безусловно, с вступлением в силу Федерального закона № 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд к государственному заказу открылась дорога среднему и малому предпринимательству (СМП). Ранее участие организаций такого уровня в розыгрыше государственных контрактов было практически невозможно. Эти предприятия, войдя на рынок государственного заказа, составили определенную конкуренцию крупным предприятиям, но в их собственном сегменте уровень конкуренции на сегодняшний день достаточно низок. Финансовая предквалификация и проводимые только для малого предпринимательства процедуры удерживают разные категории бизнеса в относительном равновесии: к торгам, организуемым исключительно для СМП, не допускаются большие предприятия, а у малых и средних зачастую нет финансовой возможности участвовать в крупных аукционах.

Есть ли принципиальное отличие государственных и коммерческих торгов?

Принципиальная разница заключается в устанавливаемых правилах организации и проведения закупки. Вы пробовали играть в игру, условия которой вам заранее не известны, да и могут в любой момент измениться? Думаю, активные, прозорливые натуры запросто смогут сориентироваться в любой ситуации, но не всем это подходит. Так и в коммерческих торгах: заказчик проводит закупки по собственным правилам и, в лучшем случае, он размещает положения о закупках на сайте своей компании. Зачастую же поставщикам, желающим принять участие в закупке, проводимой коммерческим заказчиком, придется знакомиться с правилами проведения по ходу процедуры. Поэтому многие поставщики (особенно начинающие) предпочитают участвовать в закупках, организуемых в рамках положений Федерального закона № 94-ФЗ, где каждый этап процедуры регламентирован, и сюрпризы просто исключены.

Существуют случаи, когда госзаказы оказываются в руках недобросовестных исполнителей. При этом муниципальные власти настаивают на том, что виной всему закон № 94-ФЗ. Действительно ли этот закон сулит немало проблем для его исполнителей?

Федеральный закон № 94-ФЗ столкнул в себе интересы стороны приобретающей и стороны предоставляющей. Одна хочет сэкономить, вторая - заработать. А значит, участники торгов всегда будут иметь к этому закону неоднозначное отношение, и кто-то обязательно будет недоволен. Между тем цель закона - найти такой компромисс, чтобы взаимоотношения этих двух сторон давали максимальную выгоду государственной экономике и благоприятную почву для развития коммерческого бизнеса, особенно малого. Так, основные цели закона: сделать процесс закупок публичным и открытым, а также дать возможность участвовать в торгах представителям разных уровней бизнеса на одинаковых условиях.

Вся проблема в том, что ни один, даже самый совершенный в теории закон, не ложится идеально на практику. Виной тому может быть множество причин. В том числе нежелание следовать букве закона и элементарная юридическая безграмотность. Внесение систематических изменений в положения закона и эффективный контроль его исполнения позволяют исключить возможность использования лазеек недобросовестными исполнителями. В свою очередь незнание положений закона, а, по сути, своих прав и обязанностей в той или иной сфере деятельности, действительно может принести исполнителям немало сложностей.

Некоторые госслужащие, непосредственно занимающиеся размещением заказа, как и многие представители поставщиков, ограничиваются беглым прочтением положений главы 3.1 Федерального закона № 94-ФЗ Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме. А ведь было бы не лишним изучить и Федеральный закон О защите конкуренции и Федеральный закон Об электронной подписи.

Нередки случаи, когда со стороны заказчика и поставщика выступают абсолютно случайные люди. Например, в закупочной процедуре для одной краснодарской гимназии аукционную документацию готовил бухгалтер. Он был назначен ответственным за проведение торгов только потому, что неплохо знаком с компьютером и по роду свой деятельности работает с цифрами. На аукцион, в свою очередь, вышел поставщик, который от друзей получил информацию о том, что такое открытый аукцион в электронной форме. Может ли быть положительным результат такой закупочной процедуры? Ответ очевиден.

По закону в выигрыше всегда оказывается тот, кто предлагает наименьшую цену на свои услуги. Но так ли это на самом деле? Нет ли схем, позволяющих заказчику повлиять на итоговый результат?

Изначально антикоррупционная составляющая Федерального закона № 94-ФЗ исключает для заказчиков возможность выбирать своих поставщиков. И утверждение о том, что выиграет тот, кто предложит наименьшую цену, при этом не важно, какое в итоге будет качество - в корне неверно. Суть закона в том, что заказчик получает именно то, что хочет, но за минимальную стоимость. Тогда возникает вопрос: почему же часто заказчики в итоге имеют не то, что хотят? Вопрос заключается в качестве аукционной документации. Если заказчик прописывает, что хочет пять столов, он и получит пять столов. Но весьма вероятно, что эти столы будут сколочены из фанеры ржавыми гвоздями. А если заказчик указывает, что хочет пять столов из дуба конкретного цветового оттенка, определенной высоты и ширины, ему именно их и поставят, но по минимальной цене. Эта проблема пересекается с той, о которой я сказала выше. Создание извещений должно производиться грамотными специалистами, а не случайными людьми. Именно это гарантирует получение заказчиком того, что требуется. У нас же часто при подготовке извещений ответственные лица просто копируют документы по другим заказам с подстановкой нужных данных. Как итог - сделали абы как, получили абы что.

Что же касается схем получения выгод со стороны заказчиков, то они, конечно же, имеются, закон не идеален. В качестве примера можно привести случаи, когда прописывается очень детальная аукционная документация, явно составленная под определенного поставщика, и другим компаниям очень сложно выполнить все ее условия. Или же когда указываются очень маленькие сроки поставки товара. Это свидетельствует о том, что товар, скорее всего, уже поставлен заказчику, и аукцион носит формальный характер.

Как все-таки выиграть госторги? В чем секрет успеха? Есть ли какие-то очевидные ошибки со стороны поставщиков, при исправлении которых исход тендера был бы успешен?

Бизнес-успех - явление нестабильное, зависящее от множества факторов, основными из которых являются среда, в которой протекают процессы, и люди, которые этими процессами управляют. И если плодотворную среду нам предоставляет государство, то, как в ней благополучно организовать свой бизнес, заключать интересные контракты, никто не подскажет. Нужно воспитывать в себе целеустремленность, честолюбие, желание развиваться, самосовершенствоваться. Халатность - основная причина получения негативного опыта у поставщиков. Внимательное прочтение содержания аукционной документации, условий контракта, умение грамотно просчитать рентабельность сделки - залог успеха.

Есть ли способы оптимизации работы с электронными торгами, которыми могли бы воспользоваться представители бизнеса и государства?

В первую очередь, необходимо повышать грамотность специалистов, участвующих в электронных торгах. К примеру, с конца 2011 года в Московском финансово-экономическом институте работает кафедра управления государственными, муниципальными и корпоративными закупками, на которой есть возможность и для заказчиков, и для поставщиков получить специальное дополнительное образование.

Очень радуют положительные примеры организаций, руководители которых смотрят в будущее и занимаются квалификационной подготовкой своих специалистов. Кстати, обособленное подразделение СКБ Контур в Краснодаре оказывает содействие организациям Кубани, желающим, чтобы их сотрудники получили дополнительное образование в сфере размещения государственного заказа.









Яндекс.Метрика