Меню сайта

Сценарист Елена Чавчавадзе: Кубанский казачий хор - визитная карточка России

Сценарист Елена Чавчавадзе: Кубанский казачий хор - визитная карточка России



Захарченко - мощная личность,  чувствует,  глубоко  понимает  традиции России,  болеет за судьбу  Отечества - послушайте его песни.

В  Краснодаре  снимается  кино, фильм  не художественный, а документальный. Главный герой  фильма  – Кубанский казачий  хор,  его  история и современность. Автор  фильма  – вице-президент  Российского  фонда  культуры Елена Чавчавадзе, режиссер - Галина Огурная. Первый фильм - Виктор Захарченко. Портрет  на фоне хора показали 12 июня, в День России, на канале Культура.  В начале  июня  съемочная группа Елены Чавчавадзе  снимала в Краснодаре эпизоды двух  серий  следующего  фильма Любо, братцы! 200 лет спустя.

Документальные  фильмы Елены Чавчавадзе - едва ли не самое заметное явление в постсоветской документалистике. Три десятка фильмов  (автор сценариев большинства из них – Елена Чавчавадзе),  которые сама Елена Николаевна объединяет общим названием Судьбы Отечества, затрагивают одну из самых острых тем в истории России: Гражданскую войну и судьбу Белого движения.

Телевизионный сериал Русские без России, выпущенный под эгидой Российского  фонда  культуры, при непосредственном участии Никиты Михалкова, в 2009 году получил Государственную премию Правительства Российской Федерации. Один из фильмов сериала был посвящен  судьбе казаков, оказавшихся на чужбине. Во  время подготовки  материалов  к этому фильму съемочная группа и познакомилась с Кубанским казачьим  хором.

Елена Николаевна, ваши  фильмы - о  людях, чьи  судьбы связаны с  историей Отечества.  Кажется, впервые ваш герой – наш современник.  Почему  именно  Виктор Захарченко?


Виктор Захарченко – это уникальное  явление  российской культуры. Он  смог подхватить  упавшее знамя не только  народной песни,  но и  казачьей  культуры, и принимает активное  участие в   возрождении  казачьих  традиций.

Сегодня Кубанский казачий хор -  единственный народный  коллектив, который собирает  полные  залы, даже такие огромные  как Кремлевский Дворец  съездов (6 тыс. зрителей). Недавно мы были на концерте  ансамбля Русская песня и Надежды Бабкиной.  Концерт  был в рамках фестиваля народной песни. Зрители  уходили. Почему?  Концерт  обманул их  ожидания.  Захарченко  никогда не обманывает своих зрителей – они  всегда  услышат в концерте любимые народные песни, но при этом  Виктор Гаврилович  всегда поднимает  эмоционально зал и  в новых песнях помогает  осмыслить свое место в жизни,  свою историю через песню и поэзию,  которые  он  открывает. Он  никогда не  опускается  до попсы, но поднимает зрителя до  высот горних.

Он  - мощная личность,  чувствует,  глубоко  понимает  традиции России,  болеет за судьбу  Отечества - послушайте его песни.  Он такой былинный герой для нас, несмотря на небогатырское телосложение, таковым является  по духу. Он  видит нравственные  потери,  которые несет страна, но  при этом понимает, что во  всем  промысел Божий, все испытания не зря даются, и каждый из нас, как настоящий  патриот,  должен  сделать  все, что может,  чтобы страна вернулась на   свой путь.  Он, как в его песне,  может сказать: Душа моя чиста.

Кубанский казачий хор сегодня не только  ваша гордость, он – визитная карточка  страны. И в творчестве хора - как в букете – и подлинная история казачества, и многонациональная песенная  культура России.

Мы  снимали  эпизоды фильма   о хоре  в течение  трех  лет,  в разных  городах,  в том числе в  штаб-квартире НАТО. Нам хотелось  показать,  как в 200-летней истории творческого коллектива отразилась история казачества и всей страны. Воистину невероятные вещи происходили в России – репрессировали не только казаков, репрессировали даже  их  песни, как  Ты Кубань, ты наша Родина…  Но они сохранились и  звучат и сегодня, и даже в представительстве военного альянса стран Европы.

Кто финансирует создание фильмов, Российский  фонд  культуры?  

Наш фонд – некоммерческая организация. Некоторые наши проекты  поддерживаются правительством, Министерством  культуры, создаются по заказу телеканалов и в рамках Федеральных программ. Но для большинства из них мы сами  ищем  спонсоров. Идею создать  фильм о Кубанском хоре озвучила директор Благотворительного фонда Вольное  дело Тамара Румянцева, фонд взял на себя   финансирование проекта. Но  довести  работу до  конца  помешал кризис, заканчивается проект уже при поддержке Фонда  святителя  Василия  Великого (председатель  правления  фонда - Константин  Малафеев).

Вы  - директор  президентских  программ  Российского  фонда  культуры, это означает, что  вы выполняете программы  Президента России?

Конечно, нет (смеется), я – директор программ президента фонда Никиты Михалкова.  Но  многие наши  начинания поддержал президент страны, и мы этим гордимся.  В 1996 году в Россию возвращена из США огромная коллекция американско-русского общества Родина, в том числе полотна А. Бенуа, Н. Миллиотти.      

В 2000 году был реализован крупномасштабный проект Возвращение И. С. Шмелева, в рамках которого был перевезен из Франции  в Россию архив великого русского писателя и, согласно последней его  воле, перенесен на родину его прах. Без государственной поддержки невозможно  было бы  осуществить  акцию национального примирения и согласия, которая включала в себя перезахоронение останков генерала А. И. Деникина и философа И. А. Ильина.

Ваши  фильмы  ломают  хрестоматийное представление о событиях в годы  революции и Гражданской войны, особенно такие, как  Кто заплатил Ленину?,  Лев Троцкий и Штурм Зимнего. Опровержение. У вас нет конфликтов  с историками?

Историкам нечем  крыть  -  все, что  мы показываем, основано на  архивных материалах и подтверждено документами, в том числе из зарубежных архивов.

Вы - журналист по профессии,  и у вас большой опыт редакторской работы и на Центральном телевидении, и в Госкино СССР. Но в обязанности вице-президента  Фонда культуры вряд ли  входит  создание  фильмов. Как случилось,  что вы стали снимать кино?  

Одно из важнейших направлений деятельности фонда, которым я занимаюсь, - Возвращение культурно-исторических ценностей российского происхождения, а также тема Соотечественники. Люди, с которыми  мне довелось  встретиться за рубежом, были больше  русскими, чем мы. Люди с чудовищно искалеченными судьбами, лишенные  Родины, удивительным образом сохранили и веру, и идеалы, и язык, и традиции. Это - живые свидетели уходящей эпохи, представители той России, которую мы потеряли. Мы увидели  через них, какой прекрасной  была наша Россия! И я поняла, что все их  воспоминания  надо записывать, пока они живы.  Идею поддержал Никита Сергеевич, так и возникли наши первые фильмы. Я  уже не могла это бросить.  И сейчас у нас сотни часов воспоминаний о жизни нескольких поколений русских эмигрантов.

Благодаря нашему документальному проекту удалось посмертно реабилитировать представителей Белого движения. Это были вычеркнутые из жизни люди, особенно те, кто был связан с военными. Потеряв Россию, эти люди смогли создать модель русского мира за границей, чем существенно обогатили мировую культуру. Этот мир основывался на принципах, которые закладывались с детства: православная вера, русская традиция, уважение к своему тысячелетнему прошлому. И никогда большинство наших героев не оставляли надежду вернуться на Родину, пусть даже после смерти. Такое щемящее чувство любви к России я встречала только у эмигрантов и их потомков. Из этого чувства и вырос проект Русские без России.  

Тоска по Родине – это лейтмотив всех воспоминаний об эмигрантах из России. Но  они были  вынужденные эмигранты.  Тем удивительнее,  что и сегодня тысячи  людей, не  веря в будущее своей страны, уезжают в другие  страны и  становятся эмигрантами добровольно...

... и никому они там не нужны, ни одной стране не нужны  чужие. Достоевский говорил, что человека надо судить  по идеалам, к которым он стремится. Какие у нас сегодня идеалы? Нам не надо  оглядываться на Запад или Восток. У нас богатейшая история,  прекрасные традиции были в народе. У нас свой путь. Нам надо вернуть, то,  что мы потеряли. Сколько бед пережила наша  страна, как исковеркали революция и войны тысячи  судеб. Любой другой народ, если бы его так мордовали,  уже бы пропал, а мы живы:  Русь  еще жива, Русь  еще поет, и это не красивые   слова,  так ведь  и есть.

В казачьей песне не только задор и оптимизм, в ней и героизм, и вера,  и любовь к Отечеству. Кубанский казачий  хор дает нам идеалы, вот поэтому фильм об истории хора и появился в наших Судьбах Отечества.

  
Наталья  БРАЖНИКОВА.     








Яндекс.Метрика