Меню сайта

Вице-губернатор Алексей Агафонов: Потенциал базовых отраслей экономики края не реализован

Вице-губернатор Алексей Агафонов: Потенциал базовых отраслей экономики края не реализован



Десять лет экономика Краснодарского края развивается скачкообразно — это говорит о том, что у нас многое получается. Сейчас мы добавляем Агентство развития — его идеология в том, чтобы частично взять функции по поиску ниш на себя. Мы готовы предлагать бизнесу заниматься теми или иными проектами.

Вице-губернатор Краснодарского края Алексей Агафонов считает использование ресурса уже сложившихся сфер регионального хозяйства основной задачей экономической политики в среднесрочной перспективе. На Кубани уже создано Агентство развития, в идеологии которого — поиск новых ниш и разработка крупных межотраслевых проектов. Реализовывать их, впрочем, будет предложено бизнесу. Эксперт-Юг спросил, как этот процесс будет реализован.


Есть ли сегодня предпосылки для изменения отраслевой структуры экономики края в среднесрочной перспективе?

Я не вижу предпосылок для серьезных изменений в структуре и динамике развития отраслей. Четыре отрасли, которые мы заявляем в крае в качестве базовых, будут сохранять свои доли в ближайшее время, — это сельское хозяйство, курорты и туризм, транспорт и связь, а также промышленность. Появятся ли новые отрасли? Потенциал есть всегда. Но и в существующих производительность труда ниже европейской в три-четыре раза — это говорит о потенциале роста. Чтобы развивались новые отрасли, нужны ресурсы и мозги, которые формируют новые рынки. Так получилось, что основные идеи формируются пока не у нас в стране и даже не в Европе. Главным поставщиком инновационных идей, формирующих новые рынки, являются США. Огромное потребительское воздействие оказывает растущий азиатский рынок. У нас же, к сожалению, снижается численность населения, и огромным инновационным потенциалом мы похвастать тоже не можем. Так что мы находимся на той стадии, когда ресурсов для нового развития у нас не хватает. Отсюда мой прогноз: тот потенциал, который существует на Кубани в базовых отраслях, ещё не реализован, поэтому эффективнее будет вкладывать инвестиции в то, что уже сейчас имеет достаточное развитие, туда, где есть люди, которые понимают, как это работает. Думаю, любой инвестор сегодня будет предпочитать понятные рынки.

Не все из названных вами отраслей сегодня представлены в списке крупнейших компаний — например, нет ни одной компании из сферы туризма. Это специфика отрасли, вследствие чего туризм всегда будет сферой малого и среднего бизнеса, или появления крупных компаний там все же можно ожидать?


Это сфера, ориентированная на сервис, что требует высокой квалификации персонала. Здесь появление крупных операторов, с одной стороны, вводит стандарты, с другой — убивает конкуренцию. Мы рады тому, что на этом рынке плотная конкуренция. Не думаю, что в ближайшее время что-то изменится, и я не жду, что появятся крупные операторы, хотя история знает такие примеры. Но вопрос о введении стандартов, позволяющих улучшить качество и увеличить количество предоставляемых услуг, действительно актуален.

Почти половина крупнейших компаний региона сегодня работают в торговле, но вы не назвали этой отрасли в числе перспективных — почему?

Мне кажется, что торговля уже на пике. Мы видим, как капитал из этой сферы идет в другие.

На Юге постоянно ведутся разговоры о том, как использовать региональный потенциал в сфере АПК. Ряд регионов просто вывозит ресурсы — зерно или рыбу. Как на региональном уровне выстроить управление отраслью таким образом, чтобы ее ресурс использовался в достаточной мере?

У нас создана структура, которая будет заниматься разработкой проектов в ключевых отраслях. Первый проект ОАО Агентство развития Краснодарского края — народная ипотека. Учредителем агентства является администрация края. Принцип работы — при поддержке администрации мы собираем умные головы, которые любую ситуацию в экономике раскладывают на элементы и находят оптимальные решения. По народной ипотеке мы, например, плотно работали с Академией наук и, в частности, с академиком Виктором Полтеровичем. С ними же мы прорабатываем подход к модернизации экономики.

Понятно, что власть не должна указывать бизнесу. Но на сегодня уровень развития компаний еще недостаточен для того, чтобы они начали договариваться между собой и выделять такую функцию, как научные разработки. Во всем мире глобальные научные исследования инициируются либо государством, либо крупными компаниями, либо ассоциациями, которые заказывают исследования, интересные для всей отрасли. В России государство только начинает этим заниматься и еще не отработало механизмы привлечения специалистов. Крупные компании пока недостаточно капитализированы для того, чтобы тратить деньги на разработки, а ассоциации еще не сформированы, во всяком случае, к ним пока нет необходимого доверия внутри отраслей. Отсюда ключевая роль администрации, которая не только регулирует, но и предлагает какие-то решения. Ипотека — хороший пример. Почему она дорогая? Причины просты. У банков высокие ставки, потому что у населения еще нет кредитных историй. Покупатели не доверяют строителям. Строители не доверяют банкам. Банки не доверяют строителям — и т. д. Сплошной кризис недоверия заставляет закладывать все риски в цену. Мы разложили весь процесс на элементы, взяли риски на себя и тем самым удешевили продукт для населения.

Что надо делать в сельском хозяйстве? Большую роль играет межведомственный экспертный инвестиционный совет. Крупные проекты, которые заявляются в любой отрасли, должны через него проходить. У нас очень много, скажем, заявляется перерабатывающих комплексов, но когда мы начинаем проверять наличие ресурсной базы, то часто видим, что существующие в регионе мощности задействованы процентов на 50. Зачем тогда строить еще? Поскольку мы видим всю картину в масштабе края, то можем сказать: не надо, например, больше строить цехов по переработке птицы, давайте лучше загрузим существующие мощности. Выработкой таких рекомендаций и будет заниматься Агентство развития.

А как формулируется задача для агентства? Оно должно отрабатывать конкретные проекты или формировать отраслевые стратегии?

Оно будет анализировать ситуацию в экономике и предлагать конкретные проекты, которые должны произвести общеэкономический эффект, а также искать решения для модернизации ключевых отраслей. Отчитываться агентство будет запущенными проектами, которые дадут эффект не для одной, а для нескольких отраслей, — и в том числе социальный эффект. Межотраслевое регулирование в данном случае очень важно. В народной ипотеке мы видели и решение социальных задач, и стимулирование рынка строительства, и поддержку банковского сектора, который фактически открывает для себя новый рынок. Ведь мы делаем ипотеку доступной для 20 процентов населения, которые ранее позволить себе ее не могли. Это новый рынок, оцениваемый в сотни миллиардов рублей. В переводе на площади это плюс 30 тысяч квартир в год к нынешнему объему — то есть около 1,5 миллиона квадратных метров. Этого рынка сейчас вообще нет.

Почему строительства нет среди тех отраслей, которые могли бы породить лидеров? Там всегда будет сохраняться ситуация, когда выгодно создавать сеть малых предприятий?

Строительства жилья в том виде, в каком оно было три года назад, не будет. На этом рынке формировался пузырь — люди покупали не для того, чтобы жить, а чтобы сохранить сбережения. Нам же надо расширить потребительские свойства жилья — речь идет о формировании нового рынка за счет вовлечения тех, кто ранее не мог себе позволить купить жилье. Позиции отрасли станут укрепляться, если будет спрос. Но сейчас его нет. В этой ситуации прогнозировать появление крупных компаний невозможно.

На ваш взгляд, Олимпиада даст югу России чемпионов в сфере экономики? Нет ли проблемы в том, что олимпийское строительство осуществляется за счет в основном завезенных ресурсов — и в результате этот проект не в полной мере задействует ресурсы самого региона?

Вопрос бы так не стоял, если бы у нас было много строек масштаба олимпийской. Объема работ, которые сегодня идут в Сочи, страна последние 30–40 лет не знала. Естественно, что мощностей для реализации такого рода проектов не существует ни в одном регионе, поверьте. А вообще вопрос не в том, достаточно ли у нас строителей, а в том, будет ли спрос на то, что мы сейчас здесь построим. Будет ли достаточный спрос бизнеса на инфраструктуру, населения — на жилье, коммерческую недвижимость и т. д. Мы ставим задачу увеличивать уровень деловой активности в регионе — потому что это потенциал для роста строительства. Не строители определяют, как будет расти экономика, они обслуживают уже сформированный спрос.

В условиях дефицита спроса и человеческих ресурсов крупные компании могут появиться только там, где есть возможность прорваться на федеральный уровень, — внутри региона нет достаточного спроса, чтобы стать компанией масштаба Магнита. Получается, каждая региональная компания, выходящая на федеральный уровень, — это кусок, оторванный от Москвы.

Если вы обратили внимание, последние несколько месяцев президент и премьер работают над вопросами децентрализации власти. Период, когда формировалась жесткая вертикаль, был обусловлен полным отсутствием правил — децентрализация играла против страны в целом. Сейчас система уже устоялась, настало время постепенно передавать полномочия в регионы, роль которых будет увеличиваться. Другого выхода нет, если мы хотим обеспечить рост экономики. Именно на этом уровне должны формироваться крупные проекты.

Чемпионы появляются вследствие хорошего понимания рынка. Основа — найденная ниша. Магнит — очень хороший пример. Это компания, пошедшая в рынок, которого не было. Они создали спрос в своей нише. Наличие или отсутствие крупных компаний будет зависеть от творческого понимания рынка. У нас маркетинг еще недавно был словом, которое почти ничего не значило. А это - движущая сила всей экономики, потому что потребляют продукты и услуги, в конечном счете, люди.

Конечно, хотелось бы, чтобы таких людей, как Стив Джобс, которые понимают рынок настолько, чтобы его формировать, у нас было больше. Как это сделать? Развивать деловую активность. Десять лет экономика Краснодарского края развивается скачкообразно — это говорит о том, что у нас многое получается. Сейчас мы добавляем Агентство развития — его идеология в том, чтобы частично взять функции по поиску ниш на себя. Мы готовы предлагать бизнесу заниматься теми или иными проектами. При этом агентство не подменяет собой бизнес — в ипотеке, например, оно только гарантирует, что люди получат жилье, если все остальные откажутся.


Владимир КОЗЛОВ, журнал http://expert.ru/south/2011/45/potentsial-bazovyih-otraslej-ne-realizovan/>Эксперт-Юг.








Яндекс.Метрика