Меню сайта

Богатые и нищие – ликуйте!

Богатые и нищие – ликуйте!


Великий праздник у с давних пор на Кубани был самым любимым и почитаемым.

Праздновали Пасху в казачьих станицах семь дней. И каждый из них сопровождался особенными традициями и обычаями.

До разговления шумное проявление радости и всяческие веселья казаками не приветствовались. А по окончании Великого поста, как считали наши предки, «Бог благословлял» на активные развлечения.

4f5950e830cbaf582a24e9601d1b1bea.jpg

Весть о воскрешении Христа казаки непременно встречали в церкви. Праздничную пасхальную службу пропускали разве что тяжелобольные да вовсе немощные. В каждую хату приносили казаки и казачки частичку Благодатного огня, по дороге бережно прикрывая свечу от ветра ладонью, чтобы не погасла ненароком. А по возвращении из храма станичники, следуя особому обряду, всегда умывались и мыли руки.

По давней традиции, в воду для умывания опускали жители Кубанского края одно, а то и парочку красных яиц. Для чего нужно было яйцо в воде, в разных станицах объясняли тоже по-разному. «Чтобы не болеть», — говорили одни. «Чтобы быть «красными (красивыми)», — вторили им другие. А некоторые соединяли в одно сразу несколько толкований: «Чтобы быть красивыми и счастливыми», или «Чтобы лицо было хорошее да здоровье завидное».

К слову, целебными свойствами наши предки наделяли все предметы, освященные в церкви в святую ночь. К примеру, сало, крошки, соль, мак — все, что было освящено на Пасху, собирали в узелок для лечения животных. Узелок вешали в курятнике, чтобы несушки не дохли…

e4e2669efd1581c7dfaba68acc375b84.jpg

После умывания вернувшиеся со Всенощной станичники христосовались и садились разговляться.

Первым разговлялся глава семьи, самый старший — дед или отец, а за ним все остальные домочадцы — тоже по старшинству.

Перед тем как приступить к трапезе, все по очереди произносили обязательную молитвенную фразу: «Господи благослови!»

По старой традиции, вначале разговлялись яйцом, куличом или весьма любимым на Кубани салом и только затем приступали к поросенку или другому мясу. Поросенок на праздничном пасхальном столе был непременным блюдом.

В первый день Пасхи дети отправлялись в гости к родителям. На второй все собирались у старшей сестры. На третий — у следующей, и так далее. Отправляясь в гости, брали станичники в качестве гостинца пасочку и десяток яиц.

В эти дни и родные, и знакомые, просто встречные приветствовали друг друга словами «Христос воскрес!». Им отвечали: «Воистину воскрес!» Это приветствие соблюдалось до самого Вознесения. В Пасхальный день традиционно устраивались устраивали гуляния: «вулыци (улицы)», «складки».

Сооружались на площадях качели-карусели, в том числе круговые (рэли), имевшие, помимо развлекательного, и сакральное значение.

Играли песни казаки и казачки, водили хороводы. Популярным развлечением считались кулачные бои — кулачки, где парни всем на свете демонстрировали силушку свою и удаль.

Играли на Пасху и с «крашанками», устраивали «битки» да «катание».

swing-1332004_960_720.jpg

В некоторых станицах молодежь снимала хату и устраивала складчину. Вначале усаживались за стол парни, а девушки подавали им угощение. Затем хлопцы уступали место дивчинам, а сами плясали, играли в карты и веселились от души.

Интересное поверье было у жителей кубанской станицы Воронежской: они считали, что в ночь на Пасху цветет папоротник, и отправлялись в лес искать цветок счастья, который расцветал в святую ночь всего на минуту. Повезло ли кому из станичников найти чудесный цветок, история умалчивает…

Так же, как и поиски цветущего папоротника, содержали элементы ушедших и почти забытых древних верований и другие обряды, связанные с пасхальными днями.

К примеру, когда накануне праздника паску — обрядовый хлеб сажали в печь, рядом с ней ставили деревянную лопату лопостью вверх, приговаривая при этом: «Ц-ц-ц-ц-ы!» Делали так для того, «чтобы паска высоко поднялась».

В ту же категорию попадают и так называемые пасхальные надписи. Помимо «официальных» аббревиатур И. Х., Х. В., которые выводили на скорлупе «крашанок», на них встречались и надписи в виде «названий детей», то есть детских имен. Это весьма показательно в плане архаичной символики: яйцо — жизнь. Может, потому и скорлупа крашеных яиц не считалась обычным бытовым мусором: ее строго-настрого запрещалось выбрасывать.

romania-599428_960_720.jpg

Скорлупки тщательно собирали в одно место, а затем закапывали или относили в реку («пускали по воде»). Сжигать скорлупки тоже не рекомендовалось.

Праздничное настроение в пасхальные дни создавал колокольный звон. В колокол в больших и малых церквях Кубани звонили три дня.

Были и другие обычаи, которые станичники неукоснительно соблюдали на Пасху. Почитание умерших предков — в их числе. Чтобы не рассердить души ушедших, в эти дни запрещались ссоры и склоки. Их, по поверью, могли услышать умершие родители, которые все праздники «находятся в доме».

Также в пасхальное время в хозяйстве нельзя было использовать нож, чтобы «не порезать родителей». Для умерших на стол ставили приборы, накладывали еду и оставляли до Родительской субботы.

Празднование Пасхи обязательно предполагает посещение кладбища. Русская православная церковь не поддерживает традицию посещения кладбища именно в Великий день, так как сама Пасха есть прославление жизни, а посещение могил противоречит общему жизнеутверждающему духу великого праздника. Для пасхального приветствия усопших церковный календарь выделяет особый день — Радоницу, вторник на второй пасхальной неделе.

    Чудо Благодатного огня

Огласительное слово Иоанна Златоуста каждый раз по традиции начинает пасхальную службу

d50b7ba026d723471689e0341b154694.jpg

Это значит, что на землю вновь непостижимым образом сошел Благодатный огонь.

Святой Свет озаряет Кувуклию — Гроб Господень в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Именно оттуда частичку Святыни увозят с собой миллионы паломников.

В Россию из иерусалимского храма лампада с Благодатным огнем доставляется спецбортом. Несколько лет в миссии по доставке Огня принимает участие и делегация Краснодарского края.

В силу географического положения Кубань принимает святыню первой из всех российских территорий.

Огонь доставляют в главный собор края — Екатерининский кафедральный. Затем его развозят по всем церквям кубанской епархии.

a8997bf8a68b0cbb06e7e0c06771ec77.jpg

Вот уже больше двух тысяч лет огонь в храме Воскресения Христова появляется снова и снова, даря свой свет даже тем, кто в нем сомневается.

Упоминания о схождении небесного огня есть еще в Ветхом завете. Там описаны несколько случаев, когда Господь посылал огонь с небес в знак того, что ему угодна принесенная жертва, что Он ее принимает. В дни Нового Завета самые первые сведения о схождении Благодатного огня встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской. Они датируются IV веком. Хотя есть и более ранние упоминания. Однако называть какую-то конкретную дату нельзя. Можно только говорить, что Огонь начал сходить со времен первых христиан и это впервые случилось более двух тысяч лет назад.

Этим чудом Господь как бы подтверждает благосклонность. Бог благоволит нам, нашим молитвам, нашему покаянию. Крайне важно, сойдет ли Благодатный огонь или нет, поскольку его схождение является символом того, что жизнь будет продолжаться и что Господь благословил человечество.

b707cdbd739e359c3454fe47bd61176d.jpg

История христианства отмечает случаи несхождения Благодатного огня в положенный срок.

Архивные документы хранят запись, что в 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.

Еще один случай, согласно летописным источникам, имел место в Великую Субботу 1579 года, когда православного патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны.

Стоящие у закрытых дверей храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у патриарха Иерусалимского. С великой радостью православное священство вошло в храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенной слева от входа.

 Описывается и третий случай несхождения Огня. Согласно укоренившейся за 2000 лет традиции обязательными участниками таинства схождения Благодатного огня являются игумен, монахи лавры преподобного Саввы Освященного и местные православные арабы.

В Великую Субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии, арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге, врывается в храм и начинает песни и пляски. Эти возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери.

По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь в храм. После исполнения ими ритуала Огонь появился…

Так что же случится, если не сойдет Благодатный огонь? На этот счет существует много легенд и поверий. Одно из них гласит, что когда Святой Свет не появится в Кувуклии, настанет конец света.

Если Свет божественного разума, дарованный людям во спасение, оставит их, люди начнут деградировать. Сон разума породит чудовищ, которые захватят умы всего человечества. Произойдет, как гласит поверье, замена ценностей, наступят тяжелейший морально-нравственный упадок, неверие и тьма в душах…

По милости Господа этого до сих пор не случилось.

Подготовила Екатерина Юрченко.


Погода в Краснодаре
Яндекс.Погода




новости