Меню сайта

Древний монастырь в Тамани обнаружили почти случайно

Древний монастырь в Тамани обнаружили почти случайно Фото:novomuseum.ru


Один из первых на Руси монастырей обнаружили археологи во время раскопок в шести километрах к югу от станицы Тамань 

Уникальный археологический памятник оказался в зоне строительства башни связи ОАО «Тольяттиазот». Только случай уберег его от полного разрушения. Часть бесценных артефактов была утрачена навсегда 

Гора Зеленская занимает господствующее положение над прилегающей местностью. Она издавна привлекала внимание людей. Многочисленные памятники, расположенные на ней самой и у ее подножья, реальное тому свидетельство. Добрую сотню лет эти места интересуют археологов со всех уголков России. 

Царство черных копателей

р.jpg

О древних поселениях на горе Зеленской упоминал еще профессор московского университета Карл Герц. Он писал, что верстах 7-8 к югу от Тамани находится гора Зеленая, или Зеленская, которую именовали так же, как бывший тут когда-то хутор казачьего урядника Зеленского. На горе Зеленой, отмечал профессор, и рядом с нею расположены несколько курганов, которые, по причине пустынности данного места, посещают лишь пастухи да искатели кладов. Последние наносят памятникам урон, тайно раскапывая курганы.

О грабительских раскопках курганов году упоминал и директор Керченского музея древностей с 1901 по 1918 год Владислав Шкорпил.

Выдающийся полевой археолог и кабинетный ученый одновременно, Шкорпил регулярно публиковал отчеты о своей археологической деятельности на Таманском полуострове и в Керчи. Именно он, как сказано в официальной биографии ученого, провел исследования кургана, ставшего известным под названием Зеленский, или «Курган Зеленская гора».

Директор музея древностей всеми доступными ему средствами берег археологические памятники и в Керчи, и в Тамани. Активно противостоял черным копателям, добившись однажды ареста нескольких «счастливчиков», как их называли в то время. За преданность своему делу Шкорпил поплатился жизнью: в декабре 1918 года Владислав Вячеславович был застрелен теми, с кем он долгое время боролся. «Счастливчики» подстерегли ученого у входа в Керченский музей…

В 1912 году Владислав Шкорпил оставил прекрасное описание места, на котором расположилось древнее поселение. Зеленская гора, писал ученый, занимает видное место в юго-западной части Таманского полуострова. Прямо на север от горы, в конце западного берега Керченского пролива, белеет высокая башня маяка, указывающая путь морякам, направляющимся в Азовское море, на востоке блестит зеркальная поверхность Цукурского лимана. Влево от него тянется длинный хребет горы с Карабетовым и Васюринским курганами, а вдали виднеются Малая и Большая Близницы и Буров курган. Вправо от Цукура расстилается морской берег, направляющийся к Бугазу, и сияет гладь Черного моря, над левым краем которой в туманной дали с трудом замечаются отроги Кавказских гор. К югу от Зеленской горы, приблизительно на расстоянии двух верст, раскинулось безбрежное Черное море, а на западе — Керченский пролив.

Археологическая экспедиция Шкорпила в том же 1912 году исследовала поселение, которое располагалось на вершине горы между первым и вторым Зеленскими курганами. Потом ученые надолго оставили эти места, вернувшись сюда лишь в 2004-м.

Летом 2005 года раскопки средневекового поселения на вершине горы Зеленской были проведены археологическим отрядом Новороссийского исторического музея-заповедника. Исследованная площадь поселения составила 1400 квадратных метров. Археологи обнаружили сооружение, углубившееся в насыпь кургана, остатки каменных стен здания в центральной части поселения, землянку, ров и 28 хозяйственных ям. В южной части поселения были найдены погребения золотоордынского времени.

То, что раскопки велись на том же месте, где в 1912 году работал отряд Шкорпила, археологи под руководством директора исторического музея Александра Шишлова узнали в ходе полевых работ. Участники экспедиции рассказывали, что культурный слой толщиной около метра, выявленный в северо-западной части кургана, стал для них полной неожиданностью… 

Истина — в деталях

Зел-05-2.JPG

Фото: novomuseum.ru

Таинственное сооружение, уходящее в насыпь кургана (объект-7), экспедиция под руководством Шишлова обнаружила почти случайно. Исследуя культурный слой из темно-серого суглинка, насыщенный фрагментами керамики, черепицы и камня, археологи предположили, что античная керамика в слой объекта-7 попала после обрушения свода исследуемой пещеры.

Причины обрушения свода, по мнению исследователей, могли быть самыми разными. Одна из самых правдоподобных — обвал вызван подвижками грунта из-за строительных работ поблизости.

Так или иначе, но балластный слой грунта из объекта-7 пришлось убирать. Открывшееся помещение представляло собой контур, вытянутый с северо-запада на юго-восток, длиной 13,5 м, шириной до 7,6 м, с полуовальной торцевой частью. В центре зафиксировано округлое сделанное из глины «возвышенное место», которое имело форму усеченного конуса, диаметром в нижней части 1,7 м.

«Возвышенное место», как отмечалось в отчетах экспедиции, не имело аналогий хозяйственного назначения. Условно археологи назвали его «алтарем». Далее находки, свидетельствующие о культовом назначении найденного помещения, последовали одна за другой.

Археологи установили, что пещера была выложена изнутри камнем, а его северо-западная часть, выступающая из насыпи кургана, имела крышу, крытую черепицей. Известно, что черепица — дорогой материал, на аналогичных памятниках (на территории Крыма) черепица в больших количествах главным образом обнаруживается при раскопках храмов. При этом черепица с темно-красным крупнозернистым черепком датируется IX-X вв.

Исследовав сохранившиеся части кладки, археологи предположили, что здание, прячущееся в кургане, имело прямоугольную форму и состояло из трех помещений. Толщина кладки местами достигала 60-70 см. Она состояла из крупных необработанных и слабо обработанных камней, уложенных в 2 ряда.

На раскопе также были обнаружены несколько тщательно обработанных каменных блоков разного размера. Среди них — 5 блоков с вырезанными изображениями крестов. Кресты стали следующим аргументом в цепочке определения назначения сооружения.

Кроме того, на раскопе найдены 618 амфорных фрагментов с граффити. Изображения крестов были обнаружены на 59 из них. При этом количество фрагментов хозяйственной керамики, в частности пифосов и столовой посуды, в том числе лепной керамики, было незначительным. Что, к слову, нехарактерно для обычных сельских поселений, занимающихся хозяйственной деятельностью.

В особый ряд находок ученые выделили фрагменты мелких стеклянных сосудов на кольцевом поддоне с петлевидными ручками — лампадок, которые являются обычными находками при раскопках церквей. Также на объекте-7 найдено несколько фрагментов цепочек и крючков из медного сплава, использовавшихся для подвешивания лампадок.

Весьма примечательными также оказались индивидуальные находки с христианской символикой — перстень, печати-подвески и четыре креста.

В их числе — два серебряных лепестковидных крестика-аппликации «мальтийского» типа, украшенных орнаментом, и серебряный нательный крест изысканной работы, относящийся к типу так называемых «процветших», или криновидных, крестов. Вес — 3,50 г, проба — 835 (рис. 5, 1). Крестик двусторонний, с концами ветвей, выполненных в форме трилистников, на верхней ветви — петелька, среднекрестие с отверстием. Подобная форма крестов была популярна в Византии в ХI-ХII вв., а в XIV-XV веках они были широко распространены на Руси.

Сомнений у исследователей в том, что объект-7 был христианским храмом, оставалось все меньше. 

Тот самый Никон

Зел-05-3.jpg

Фото: novomuseum.ru

Исследованное поселение ученые предварительно датировали XI — началом XII в. То, что на раскопе среди разных категорий находок много предметов с христианской символикой, навело археологов на мысль, что поселение являлось православным монастырем.

В пользу данного предположения, как сказано в отчете экспедиции, свидетельствовали и хозяйственно-географические факторы. Во-первых, поселение расположено в неудобном для ведения хозяйства месте, вдалеке от водных источников, отмечали ученые.

А во-вторых, сооружено оно было на господствующей возвышенности, откуда открывается замечательный вид на Черное море и Керченский пролив. Вершина возвышенности видна из близлежащих окрестностей, в частности из центра Таманского городища (Гермонасса-Тмутаракань), от храма Св. Богородицы, построенной Мстиславом Великим.

Описание памятника будет неполным, если не упомянуть погребения, обнаруженные на территории раскопа. Всего было зафиксировано 10 погребений в верхнем слое насыпи кургана. Среди них стоит выделить одно, хорошо сохранившееся.

Погребенный лежал прямо на спине, головой на запад. Кости рук покойного были согнуты в локтях, а кисти рук сложены в области живота. Кисть правой руки — выше в плане кисти левой руки. По мнению участников экспедиции, здесь явно прослеживается связь с христианским погребальным обрядом. Возможно также соотнести погребения со временем существования монастыря.

Сведения о русском православном монастыре XI в., считавшемся «прикладом» — подворьем Киево-Печерской обители, происходят из патерика Киевского монастыря. Они встречаются в Киево-Печерском патерике, в житиях Феодосия Печерского и преподобного Никона.

Из патерика известно, что Никон, монах Киево-Печерского монастыря, в 1061 году после пострига им любимцев великого князя Изяслава I, бояр Варлаама и Ефрема, избегая его гнева, удалился в Тмутаракань и создал близ города монастырь, во всем подобный Печерскому.

Возможно, в окрестностях станицы Тамань и был тот самый монастырь, упоминавшийся в патерике, — во всем подобный Печерскому, то есть сооруженный в пещерах, вырытых в земле.

Некоторые исследователи считают, что строительством монастыря руководил греческий монах Иоанникей.

Основатель монастыря Никон вернулся в Киев в 1068 году, но в 1073 году из-за конфликта с великим князем Святославом, узурпировавшим власть, опять уехал в Тмутаракань, где пробыл, предположительно, до 1076 года.

Таким образом, как отмечено в отчетах экспедиции Шишлова, Никон пробыл на Тамани около 10 лет, принимая активное участие в жизни Тмутараканского княжества…

Конечно, идентифицировать поселение на горе Зеленской с монастырем, основанным Никоном, видимо, не удастся никогда. Но факт, что расцвет поселения приходится на XI в., то есть на время пребывания Никона в Тмутаракани, все же неоспорим.

Подготовила Екатерина Юрченко.


Погода в Краснодаре
Яндекс.Погода




новости