Меню сайта

Кубанский летчик-испытатель проложил путь космическому отряду

Кубанский летчик-испытатель проложил путь космическому отряду


75 лет назад 5 мая летчик-испытатель герой Советского Союза капитан Григорий  Бахчиванджи проложил дорогу к звездам

«Без полетов Григория Бахчиванджи, возможно, не было бы и 12 апреля 1961 года», — эту историческую фразу Юрия Гагарина 15 мая вспоминают в станице Бриньковской Приморско-Ахтарского района.

Летчик-испытатель, герой Советского Союза, капитан Григорий Яковлевич Бахчиванджи в этот день, 75 лет назад, проложил дорогу к звездам. На малой родине гордятся отважным земляком, чье имя навсегда вписано в героическую книгу освоения космоса.

И пусть сам летчик даже не предполагал, в какие дали заведет других его смелый полет, и оборвалась его жизнь почти за 20 лет до запуска с космодрома «Байконур», своей решимостью он помог разорвать силу гравитации и открыл дорогу в неведомое.

Тогда, в 41-м, шла ожесточенная война. Смелые опытные летчики, такие, как Григорий Бахчиванджи, очень были нужны советским войскам. Но параллельно шла битва на другой передовой — за первенство в пространстве будущего... И тут смелость, опыт и самоотдача были особенно необходимы. Молодого, но уже опытного летчика отзывают в тыл. В Екатеринбургском (тогда Свердловском) конструкторском бюро разрабатывался самолет-перехватчик БИ-1 нового типа — с жидкостным реактивным двигателем.

Родом с Кубани

8794_original.jpg

МиГ-21 Фото: chetbor.livejournal.com

Икары прошлого века — дети пропаганды, безоговорочной веры в светлое будущее и опаленных «младых ногтей». Люди, которые смело садились в гибрид швейной машинки и табурета, летали на всем, что летает, и — с некоторым усилием — на том, что в принципе летать не должно. Откуда такая отвага, закалка? Из детства в том числе. Проведенного в кубанских плавнях со стеной из ворсистого камыша и рыбой, которой по весне столько, что можно брать руками прямо из ерика…

…Еще 9-летним мальчишкой, когда шла Гражданская война, Гриша спасал отца с товарищами. Несколько дней он помогал ему и пятерым матросам прятаться в укрытии под террасой в собственном доме. Тайком приносил им еду и воду и внимательно следил, чтобы никто не ничего не заподозрил. Белогвардейцы искали моряков Севастопольского флота, но тщетно. Мальчик выяснял обстановку в окрестностях и передавал информацию отцу.

Он же помогал отцу Якову Ивановичу и его соратникам бежать, когда в станице начались расстрелы. Гриша смог уговорить знакомого лодочника переправить матросов на противоположный берег Азова, в Мариуполь. Только там они попались в руки противника…

Отважный юный Бахчиванджи снова находит выход. Сам перебирается в Мариуполь и с передачей через охрану отсылает папе ножовку. Он же подал сигнал заключенным взрослым, когда начальник охраны уехал. За это время отец Гриши с друзьями смог распилить тюремную решетку. И побег увенчался успехом. Так отец героя избежал неминуемого расстрела…

Кем должен был вырасти такой мальчик? Конечно же, как минимум, бесстрашным человеком, победителем. Вопреки распространенным стереотипам, Григорий не был ни авантюристом, ни гордецом. Как вспоминали о нем односельчане, Бахчиванджи-младший был прост и даже застенчив. В этом человеке счастливо сочетались такие черты характера, как мужество и обаяние, жизнелюбие и бесстрашие. Вот с какой характеристикой он был отправлен с фронта на испытательные полеты: «Показал себя на фронте борьбы с германским фашизмом как мужественный, бесстрашный летчик-истребитель. При выполнении боевых заданий проявил исключительную инициативу и доблесть... Во время пребывания на фронте, к августу 1941 года, провел 65 боевых вылетов и налетал 45 часов 05 минут. Провел 26 воздушных боев, уничтожил лично 5 и в группе 10 вражеских самолетов. Волевой и требовательный командир. Уверенно водит самолеты в облаках и сложных метеорологических условиях. Как летчик уравновешен, спокоен, строго соблюдает дисциплину».

(Из личного дела капитана Г. Я. Бахчиванджи.)

Безумство храбрых

8628_original.jpg

МиГ-21 Фото: chetbor.livejournal.com

Смышленый и активный Григорий легко осваивал технику. До революции помогал отцу на мельнице. Как только подрос, пошел в литейную мастерскую, оттуда — на железную дорогу. Работал помощником машиниста, потом слесарем в Мариуполе. 

В 1931-м призвали в Красную армию, и тут Григорий позволил приблизиться к мечте — попросился в авиацию, которая только начинала становиться на крыло. Бахчиванджи не отказали, послали на курсы, а затем — мастером по вооружению самолетов. Механизмы уже были Гришиной стихией. Каждый винтик, каждая шестеренка в нехитром обустройстве летательного аппарата тех времен были им изучены досконально. Это была любовь на всю жизнь. 

Оренбургскую школу летчиков закончил с отличием. Как только грянула Великая Отечественная война, Григорий Яковлевич попросился на фронт. Служил в составе 402-го истребительного авиаполка специального назначения, сформированного из летчиков-испытателей, где во всем блеске проявил свой летный талант. Воевал на истребителе МиГ-3, который испытывал накануне войны. 

Первую воздушную победу одержал уже 4 июля — лично уничтожил два вражеских разведчика Do-215. Произошло это так: получив приказ на вылет всем полком, командир оставил Бахчиванджи на аэродроме — для прикрытия наших истребителей при возвращении с боевого задания. Не прошло и 10 минут после взлета наших самолетов, как над аэродромом появился Do-215. «МиГ» Бахчиванджи прямо со стоянки устремился в воздух. Он зашел противнику в хвост и метров с 50 открыл огонь.

Вражеский самолет, объятый пламенем, упал на окраине аэродрома. В это время из облаков вывалился еще один «Дорнье». Заметив рухнувшего собрата, он бросился прочь. Бахчиванджи, сделав боевой разворот и быстро настигнув противника, открыл огонь. Перевернувшись через крыло, вражеский самолет устремился к земле..

Дальнейшие события подробно описаны командиром 402-го ИАП П. М. Стефановским:
«... нашу радость как рукой сняло. Даже с земли было видно, что винт «МиГа» остановился. Сейчас последует штопор, и... Но этого не случилось. Последовал мастерский разворот. Самолет с неработающим мотором стал заходить на посадку. Выпущены шасси, закрылки, машина планирует. Это МиГ-то планирует? Да, планирует и классически садится. Все, кто находились на аэродроме, бегут к самолету.

Еще издали вижу разгоряченное лицо летчика, его белое шелковое кашне продырявлено пулей, на шее — ожог. Григория сжимают в дружеских объятиях — не каждому суждено в первом же боевом вылете одержать две блестящие победы. Затем осматриваем его самолет. Мотор, оба радиатора, лонжероны крыльев, даже пневматика колес изрешечены пулями...»
В последующие месяцы службы Бахчиванджи одержал еще несколько воздушных побед.

Дорога в бессмертие

БИ-1 после первого.jpg

Летать на неизученных экспериментальных самолетах тех лет — это задача со множеством неизвестных. Конструктивные решения новинки были несовершенными, и только на практике можно было выявить и устранить недочеты. Более того, совершать посадку на испытываемом БИ-1 можно было, только израсходовав все топливо…

Несколько вылетов завершались травмами, но помогали инженерам-конструкторам учесть недоработки. Григорий Яковлевич сажал самолеты немыслимыми способами, однажды — даже вверх брюхом… Он не питал иллюзий и видел все трудности, которые предстоит ему преодолеть. 

Как вспоминали сослуживцы, на одной из вечеринок в ответ на поздравления друзей с успешным полетом он произнес слова необычные, вызвавшие изумление и споры всех присутствующих: «Друзья мои, спасибо за все, за труд ваш, за пожелание здоровья. Но я знаю: я разобьюсь на этом самолете! Я нахожусь в трезвом уме и отдаю отчет своим словам. Мы находимся на передовом краю технической битвы, и без жертв все равно не обойтись. Я иду на это с полным сознанием долга». Предчувствия, к сожалению, оказались верными…

В 43-м году, 27 марта, во время очередного испытательного полета пилот погиб. Машина под углом 50? врезалась в землю. Причину трагедии искали много лет, пока не появилась аэродинамическая труба сверхскоростей. Во время испытаний в ней и был выявлен момент затягивания самолета в пике, который произошел во время последнего пилотирования Бахчиванджи. На тот момент противодействовать такому эффекту не умели…

Советский и российский ученый-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королева, Борис Евсеевич Черток так охарактеризовал подвиг нашего земляка: «История ракетной техники породнила Бахчиванджи и Гагарина. Оба взлетели, оторвавшись от земли ракетным двигателем. Оба погибли в авиационных катастрофах в возрасте 34 лет, и оба 27 марта. В обоих случаях аварийные комиссии, разнесенные по времени на 25 лет, не установили истинных причин гибели летчиков».

В станице Бриньковской Приморско-Ахтарского района, на родине Григория Бахчиванджи, в 1969 году торжественно был установлен бюст, а 13 мая 1984 года открыт величественный мемориал земляку-герою. Григория Яковлевича вспоминают на всех праздниках, им гордятся и даже сочиняют стихи в его честь.
Именем героя названы улицы в восьми населенных пунктах России, школы и площадь в Екатеринбурге. В честь Григория Бахчиванджи назван поселок при аэродроме «Чкаловский» в Московской области, там же есть платформа «Бахчиванджи» пригородного сообщения по Ярославскому направлению Московской железной дороги.


Дарья Баклан.
 
Эту и другие статьи читайте в газете "МК на Кубани"

Продолжается подписка на издания "МК на Кубани", "МК в Сочи" и "Честное пенсионерское". Оформить подписку можно в любом отделении Почты России и онлайн.
Подписной индекс газеты "МК на Кубани" 31897 
Подписной индекс газеты "МК в Сочи" 50981  
Подписной индекс газеты "Честное пенсионерское"14804 


Погода в Краснодаре
Яндекс.Погода




новости