Меню сайта

Наставник кубанских учителей

Наставник кубанских учителей


Председателю городской Думы Армавира, ректору-создателю Армавирского государственного педагогического университета, кубанскому поэту и ученому Владимиру Сосновскому исполнилось 75 лет.

Кубанский Ломоносов

Владимир Сосновский родился в крестьянско-казачьем хуторе в Мостовском районе в 1940 году. Когда отец Володи, Тимофей Кузьмич, в 1941 году вместе с земляками  ушел на войну, вся забота о нем и о других детях легла на плечи матери, Елены Григорьевны. В 1943 году отец пропал на фронте, как выяснилось позже – погиб. Для семьи настали совсем тяжелые времена. Именно книги тогда, в голодные и холодные годы, для Володи стали целым миром, в котором он нашел себя. Сначала увлеченно листал томики стихов и учебники, которые приносили в дом старшие, а потом и сам отправился за 10 километров от дома, в село Унароково. Здесь, в маленькой школе, он встретил первых учителей и друзей, которые открыли ему большой путь всей жизни.

Слово. Великое и простое. Многоликое и красочное. Наполненное мудростью, силой, знанием. И – невероятным волшебством,  благодаря которому способно проникать прямо в душу и расцветать, преображать, совершенствовать. Володя влюбился в такое Слово. В мелодику поэтических строчек, которые заставляли забыть обо всем. В их живую рифму, этот непрерывный пульс русской души. Он много, жадно читал, постигая искусство художественного воплощения идей и образов. А вскоре и сам начал писать стихи, и его школьные учителя рассмотрели в нем талант и – поддержали.

Говорят иногда: «Безотцовщина!»
Тут понятны подобные вывихи…
Я не знаю, что этим, собственно,
Зачастую желают выразить.
Может, мучаются тревогами
За мою и за судьбы общие?
Только судеб пускай не трогают
И на молодость пусть не ропщут.
Мы росли без отцов – это правильно,
Не прельщаясь удобством и дивами,
Но не лакомками и павами,
А суровыми и правдивыми.
Если часто невзгоды скручивали
Или дни приходили серые,
Мы по-своему как-то мучились
И платились своими нервами.
А когда нам упреки имеются
И приводятся шумные доводы,
Мы считаем все это лепетом,
А не пожеланьями добрыми.
Нет, живем мы делами отцовскими,
Да и быть не могло обратного.
Было нужно – одели спецовки мы,
Будет нужно – мы станем солдатами,
Знаем, ходят меж нами разные
И, к несчастью, зовутся нашими:
Задохнувшиеся от трудности,
Загордившиеся и важные.
Говорят иногда «Безотцовщина!»
Тут понятны подобные вывихи.
Я бы прежде подумал, собственно,
Можно ль этим что-нибудь выразить.

– Ты прирожденный словесник! – сказал ему однажды молодой педагог, выпускник Армавирского государственного педагогического института Николай Маковка. Именно он помог старшекласснику Володе Сосновскому не ошибиться в выборе – куда идти. Были мысли поступать  на физмат или в сельскохозяйственный, но стезя души и выбор профессии счастливо совпали – поступил на историко-филологический факультет АГПИ.

Учитель, романтик, вдохновитель

Именно Армавирский педагогический институт был лучшей alma mater для всей  педагогической школы Кубани. Свой сильный «учительский» вуз появился в крае в 1954 году на базе Армавирского педагогического техникума и учительского института. Сюда по распределению приехали работать талантливые преподаватели  из Москвы, Санкт-Петербурга, в кубанской кузнице кадров для будущих учителей трудился и прежний крепкий коллектив педагогов высшей школы.

С первых лет конкурс для поступающих в АГПИ был высоким – не меньше трех человек на место: профессию учителя в крае всегда особенно уважали и любили. Со времен первых казаков-поселенцев в хуторах и станицах повсеместно строили школы-грамотейни: их количество на Кубани было выше, чем в среднем по России. До революции в школах преподавали, в основном, приезжие, чаще всего, хорошо образованные женщины-дворянки. Нередко они выходили замуж за местных казаков, и сельская школа становилась большой семьей, где воспитывались поколения детей – своих и соседских. Здесь всегда была большая библиотека, куда станичники приносили в дар лучшие книги, а станичному атаману вменялось в обязанность регулярно заказывать и доставлять в школу новые учебники, издания классиков русской и зарубежной литературы.  И главной задачей «школы для учителей», которой стал Армавирский пединститут в середине прошлого века, стало обучение и воспитание именно такой учительской смены, которая  будет «вторыми родителями» и главными проводниками в мир знаний всем кубанским детям –  и сельским, и городским.  

В 1963 году аспирант Московского государственного пединститута  Владимир Сосновский начал работать ассистентом на кафедре литературы АГПИ.  Главная научная тема – русская литература конца XIX - начала XX веков. Впоследствии она стала увлечением всей жизни, вылилась в кандидатскую и докторскую диссертации, два тома полноценных монографий и более чем 60 научных статей. Но еще до всех академических регалий молодой ученый и преподаватель заслужил главное – искреннюю любовь и уважение своих учеников.

Вот как вспоминает знакомство с Владимиром Сосновским его бывший студент, а сегодня – доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России  Владимир Юдин.

«Шел 1970 год. Я заканчивал филфак Армавирского педагогического института. Солнечным весенним днем в аудиторию неторопливо вошел высокий молодой мужчина, приветливо улыбнулся и негромким баритоном представился:

– Сосновский Владимир Тимофеевич. Буду читать спецкурс по актуальным проблемам современной советской литературы. По-моему, нет ничего интересней изящней русской словесности с ее захватывающей многопроблемностью, неустанным смыслом поиска жизни, жанрово-тематическим и стилевым разнообразием, необычайной, признанной во всем мире художественной выразительностью… Нашу литературу создают художники слова из народа и для народа, бесконечно влюбленные в свою Родину – Россию. А сколько ярких поэтов и прозаиков родила наша прекрасная кубанская земля!.. О них мы будем говорить и спорить на нашем спецкурсе…

Вмиг покоренные обаянием молодого преподавателя, мы притихли, чутко вслушиваясь в каждую нотку его приятного густого голоса. От лектора исходили какие-то притягательно-магнетические биотоки, веяло неподдельно высокой культурой общения. За строгими, но понятными формулировками ощущалась необычайная глубина знаний и ясное понимание того, о чем он спокойно, без позы и заглядывания в «бумажку» говорил.

Живое, увлекательное общение с молодым ученым привносило в аудиторию особое воодушевление, освежающий дух демократизма, романтику, по-юношески максималистское вольнодумство. К тому же, не забывайте, преподаватель был старше каждого из нас всего-то на 6-7 лет. Тем не менее, во всем являл собой образец для подражания…»

Большое сердце

Владимир Сосновский  прошел пусть от ассистента кафедры до профессора, ректора. В течение 12 лет руководил факультетом русского языка и литературы АГПИ, с 1982 по 1987 годы был проректором по учебной работе. А в 1987 году стал ректором любимого института, который под его руководством был преобразован в университет, а после – в академию. Сделать провинциальный вуз федеральным образовательным учреждением смогли в многочисленных российских регионах немногие ректоры. А Сосновскому это удалось. В том числе, благодаря высокому авторитету и глубокому уважению со стороны научного и педагогического сообщества страны.

А как же личная жизнь? Да, он жил работой и любимым Армавиром  – Сосновского неоднократно избирали депутатом городской Думы Армавира, а сегодня он ее возглавляет. Но как человек большого сердца Владимир Тимофеевич никогда ни дня не мыслил без своей большой и дружной семьи. Встреча с первой любовью, первая семья, две замечательные дочки и… страшная потеря любимой жены Эммы, которую смог пережить благодаря поддержке друзей и учеников.  Спустя годы судьба подарила еще одну счастливую встречу. Владимир Тимофеевич случайно познакомился с таким же, как он, одиноким человеком. Люба воспитывала сына и после знакомства уехала, не оставив адреса. Сосновский два года разыскивал и ждал ее, потому что понимал – это она, судьба. Так и случилось, и новая семья стала наградой за любовь и терпение. Вскоре Владимир Тимофеевич стал многодетным отцом, а потом и дедушкой.

Но, конечно, учитель он – самый «многодетный». Наставник практически всех кубанских учителей. «Нет на свете для человека места важнее и лучше, чем школа» – говорил Сосновский и эта его вера преображала даже самые черствые сердца.

Среди замечательных талантов студенты Сосновского вспоминают его гениальное мастерство убеждения. Владимир Тимофеевич всегда ратовал за то, чтобы молодые педагоги шли в школу не потому, что больше некуда идти работать (в девяностые-двухтысячные в АГПИ многие приходили только «за корочкой»). Он умел воодушевить, спокойно, интеллигентно и скромно, несмотря на свои заслуги, подсказать и направить.  Он и сейчас такой. К нему приходят за советом, за добрым умным словом, за тем, что может дать только открытое человеческим знаниям, мудрости и любви сердце настоящего Учителя.

Анна Сергеева.




Погода в Краснодаре
Яндекс.Погода




новости