Меню сайта

Театральная Кубань-2018. Основные итоги сезона

Театральная Кубань-2018. Основные итоги сезона


Театральная Кубань-2018. Основные итоги сезона

 

Чем он запомнится ушедший год для театральной Кубани? Прежде всего, по нашему мнению, премьерами, фестивалями, интересными гастролями и открытием нового театра...

Премьеры

Самым активным в плане премьер — и не только — в Краснодаре оказался "Один театр". Находящийся под угрозой выселения, без финансовой поддержки государства, первый частный театр Краснодара ворвался на территорию современной драматургии и застолбил там несколько симпатичных премьер.

Сильный текст Андрея Иванова «С училища», трагедия на современный лад, в постановке Арсения Фогелева превратился в историю о властной женщине и страдающем мужчине. Все оказываются жертвами в этой головоломной истории, но кто-то из жертв умирает, а кто-то уезжает за границу. Идти на этот спектакль нужно за драйвом современной драмы, за отличными актерскими работами (Евгений Женихов, Дарья Женихова, Екатерина Бушина), за Джоном Сноу. Не стоит приходить тем, кто радеет за чистоту языка.

"Один театр" не прогадал, пригласив молодого режиссера Сергея Чехова. Он поставил чуть ли не самый громкий спектакль года — «Жизнь мертвецов». Именно ради этой постановки, например, в Краснодаре задержался после фестиваля «Кубань театральная» известный критик Глеб Ситковский. Чехов, режиссер-провокатор, владеющий сложными кодами работы с языком, здесь вовсе отказался от готовых текстов и создал своего рода лабораторию танатологии. Вместе с актерами "Одного театра" он углубился в исследование пограничных явлений, в феномен смерти и умирания и представил весьма необычный монохромный спектакль. Ночная (начало в 22.00) «Жизнь мертвецов» способна пощекотать нервишки и, главное, кое-что сообщить вам о вас самих: ради этого, наверное, и делают искусство. Правда, для самопознания вам придется не только пару раз подняться на 5 этаж, но и увидеть себя не в лучшем свете.

Пьеса Дмитрия Данилова «Сережа очень тупой» в постановке Артема Акатова подрастеряла мрачную многозначность и предстала комедией цифрового века. Сева Громовиков создал на сцене «компьютерное» пространство, а зловещие курьеры оказались чем-то вроде вредоносных программ, вторгающихся в операционную оболочку «Сережа». На спектакле вы сможете от души посмеяться и глубже задуматься над охватом нашей жизни гаджетами. А вот испугаться не получится — жанр другой.

Среди премьер Театра драмы можно выделить две главные: по кубанской истории и по классике.

Военная драма «Мартышка» поставлена по сценарию Владимира Рунова. Известный журналист утверждал, что рассказывает документальную историю о кубанском снайпере Мартыне Хребто. Театр драмы и режиссер Геннадий Николаев поверили ему и поставили патриотический спектакль, с полусотней массовки и «Бессмертным полком» в финале. Но существовал ли в реальности кавалер двух орденов Славы Мартын Хребто, осталось загадкой. Никаких следов его разыскать не удалось. Театр ждет на спектакль всех, кто неравнодушен к романтике Великой Победы.

Более просто и точно театр поступил с пьесой Горького «Мещане»: Геннадий Шапошников поставил честный и крепкий спектакль с подробным разбором ролей. В центре действия оказалась драма несчастного отца, всего себя отдавшего неблагодарным детям. Отметим, что за роль Бессеменова-старшего Анатолий Горгуль получил гран-при фестиваля «Кубань театральная».

Молодежный театр показал две яркие премьеры. Первой стал «Дьявол» в постановке Дениса Хусниярова: по мотивам рассказа Льва Толстого, но по пьесе Аси Волошиной. Постановка подробно-телесная, яркая, с символически-идиллической сценографией Эмиля Капелюша. Спектакль собрал несколько наград на местном фестивале «Кубань театральная». Обязательно к посещению поклонникам Алексея Замко: он здесь играет главную роль. Труппа "Молодежки" показывает в спектакле характерную сплоченность, умение играть в ансамбле. Толстовский текст проверяется образами Достоевского и идеями писателей-модернистов, окунается в философию, чтобы вынести основной конфликт все так же нерешаемым. Оценка — за зрителями.   

Второй премьерой "Молодежки" стали «Звериные истории» Дона Нигро в постановке Даниила Безносова: этот спектакль долго «бродил», планировался вне стен театра, однако все же пришел на сцену. Вернее, в неуютный мир, обложенный кафельной плиткой (художник — Настя Васильева). Зверюшки американского драматурга обернулись узнаваемыми социальными типажами, дьявольски смешными или пугающе страшными, но и главное — в них узнаешь себя. Ну что, лемминги, побежали?..

Любопытной получилась «Косметика врага» по Амели Нотомб в частном театре «Шардам» (режиссер — Максим Журков). Никто не сможет уйти от себя, а особенно — улететь: психологический триллер отлично разыгрывают Александр Коверчик и Семен Авджян.

Год был «урожайным» на большие премьеры и для Музыкального театра. Здесь был поставлен полуконцертный-полусценический вариант оперы Верди «Риголетто»: режиссером постановки стал лауреат премии «Золотая Маска» Георгий Исаакян. Действие оперы перенесено из итальянского средневековья в мафиозный Нью-Йорк 1930-х годов. Партию Риголетто исполняет Владимир Кузнецов — обладатель бархатного баритона и незаурядного драматического дарования.

По лицензии от бродвейской компании был также поставлен мюзикл Лоу и Лернера «Моя прекрасная леди» (по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион»). Александр Мацко давно грезил этим замыслом - и вот звезды сошлись. Татьяна Еремина замечательно справилась с непростой ролью очаровательной цветочницы. Так что в Краснодаре снова есть своя «Прекрасная леди»: теперь с костюмами в стиле Диор от Андрея Климова, хорошими вокальными и актерскими работами.

Фестивали

На Кубани ежегодно проводятся десятки фестивалей, но в 2018 году прошло два особенно крупных театральных форума.

В Новороссийске в июне прошел XVI фестиваль театров малых городов, организованный Театром Наций. На него приехали театры 15 малых городов России (кое-какие из этих постановок уже номинированы на «Золотую маску»), а 16-й спектакль показал Новороссийский городской драматический театр имени Амербекяна.

Все театры на протяжении 11 дней могли смотреть спектакли, посещать мастер-классы и лекции. Этот форум, несомненно, стал главным театральным событием года на Кубани.

А в Краснодаре в ноябре прошел шестнадцатый региональный фестиваль «Кубань театральная». Зрители и жюри увидели лучшие премьеры профессиональных театров края и Адыгеи за последние два года.

Закрытие фестиваля в Театре драмы стало остроумной вариацией на тему «Кубанских казаков». Бутафорская голова коня обращается черепом Йорика, казачка ощипывает курицу и приговаривает: «Почему люди не летают как птицы?», влюбленный казак говорит как Ромео… Другими словами, Кубань-то — действительно театральная!

События

Открытием года стала простая истина: частные театры могут ездить друг к другу в гости, на гастроли, с большими программами! Подтверждением этому стали гастроли екатеринбургского Центра современной драматургии и ростовского частного театра «18+». Принимающей стороной выступил все тот же "Один театр": благодаря ему краснодарские зрители увидели постановки экспериментальные, радикальные, свежие, услышали ветер других регионов и познакомились с новой эстетикой, например, с рок-группой «Курара». Хочется верить, что это начинание будет продолжено.

Наконец, last but not least — в Краснодаре открылся новый государственный театр! Ну как открылся: здание для Театра защитника Отечества пока в ремонте, но есть уже небольшой штат во главе с директором Андреем Ткачевым и главным режиссером Радионом Букаевым. Свой первый сезон коллектив открыл «в гостях», на сцене Театра драмы. Спектакль-комикс «Ночные ведьмы» поставлен по мотивам воспоминаний о 46-ом гвардейском женском Таманском авиаполке. И хотя постановке явно не хватило внятной драматургии, художественная задумка небезынтересна, и дети хорошо принимают спектакль-комикс. Посмотрим, что ждет молодой театр дальше.

Вера Сердечная.


Погода в Краснодаре
Яндекс.Погода

новости