Перейти к основному контенту
30.06.2020 16:00

Два столпа лже-патриотизма и феноменология «блина Победы»

Политолог-коммунист Александр Сафронов – о современной идеологии

Новости рубрики Мнения
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник

Политолог-коммунист Александр Сафронов – о современной идеологии… 

«Есть одна только идеология. Человек хочет жить и жрать. Причем жить как можно дольше, а жрать как можно слаще». Из фильма «Вечный зов».

Так совпало, что переформатирование Конституции и системы государственного управления стартовало в год празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Если изменение структуры управления напрямую связано с транзитом президентской власти и к народу почти никакого отношения не имеет, то пересмотр и дополнение Конституции подаётся как большая общенародная дискуссия о том, кто мы есть и куда идем. 

Иными словами, у народа появилась возможность высказать свою правду или хотя бы заявить о ней. Недаром в обсуждении поправок участвует лево-консерватор Захар Прилепин, недавно презентовавший свое политическое движение «За Правду». Русский народ отзывчив на предложения постоять за правду.    

На рассмотрение Госдумы уже ушли тексты президентских поправок с упоминанием Бога и того факта, что брак – это союз женщины и мужчины. Предложено упомянуть в главном законе, что Россия – страна-победительница во Второй мировой войне. Дело тут не только в том, что этот статус обеспечивает право РФ находиться в Совбезе ООН. Победа в Великой Отечественной войне – это историческое событие, лежащее в основе самого существования нашего Отечества. 

Великая Победа является пространством, объединяющим антагонистические классы, сглаживающим национальные противоречия и религиозные споры. Великая Победа несет нам особую правду о нас и обосновывает то, почему мы занимаем такие огромные жизненные пространства. Именно в таком ключе выстраивается официальная пропаганда большого юбилея. Поэтому почитание Победы равно патриотизму. У нынешнего патриотизма просто нет другого реального содержания. Кажется, что остальное в той или иной степени сомнительно. 

Учитывая фундаментальное значение Победы, крайне показательно выглядит то, как празднуются юбилейные события. То, как люди празднуют значимые для них даты, ярко высвечивает, что они на самом деле думают, как они понимают то, что возвеличивают. Рассмотрим две истории на эту тему: в конце января мы отмечали 76-ю годовщину прорыва блокады Ленинграда, а в Кропоткине прошёл конкурс блинов. 

Оба события были отмечены странными, даже дикими происшествиями.

Так, в Крыму глава городского совета Керчи Мая Хужина и ее заместитель Лариса Щербула подарили пережившим блокаду Ленинграда по пирогу. Сами чиновницы заглядывали к блокадникам в пушистых шубах. Надо сказать, что не первый год в сеть попадают фотографии с подобными сюжетами. Но тут скандал попал в федеральную повестку.

В сети граждане возмущались роскошными шубами чиновниц и скудными подарками блокадникам. Справедливости ради отметим, что и шубы не так чтобы очень роскошные, и блокадники живут не то, чтобы в нищете. Но нас тут поразило другое.

На фоне скандала Хужина и Щербула написали заявления об увольнении по собственному желанию. Через несколько дней чиновницы «отозвали» свои заявления, сославшись на то, что «это была сиюминутная слабость». 

Выступая в местном совете, Хужина заявила, что не считает себя виновной, а наши деды воевали за то, чтобы мы жили хорошо. Было очень много шума вокруг верхней одежды главы совета, а вот этот её комментарий почти никто не заметил. Понимаете? Победа была нужна для того, чтобы носить дорогие вещи. Это очень важный, просто краеугольный, тезис. 

Масленица в Кропоткине прошла с размахом, которому позавидовал бы сам Рабле. Для увеселения публики отделом социальной политики городской администрации был организован «конкурс блинов». Экспонаты имели следующие названия: «Знамя Победы», «Красная звезда из красной икры». Были выставлены торты с изображением Вечного огня, гвардейской лентой, серпом и молотом, орденом Отечественной войны, и  танки и окопы из блинов. 

Картина сюрреалистическая. Коллективное поедание «Знамени победы» было не актом надругательства. Помните, как Чубайс с Окуджавой герб СССР поедали, и как на Украине торт с портретом Ленина детям подали? А тут напротив. Граждане искренне выражали свою причастность к предстоящему юбилею. 

Помните, как в песне Высоцкого «За что аборигены съели Кука?».

Но есть, однако же, еще предположенье,
Что Кука съели из большого уваженья.
Что всех науськивал колдун - хитрец и злюка:
– Ату, ребята! хватайте Кука!

Кто уплетет его без соли и без лука,
Тот сильным, смелым, добрым будет, вроде Кука! –
Кому-то под руку попался каменюка –
Метнул, гадюка, и нету Кука.

А дикари теперь заламывают руки,
Ломают копья, ломают луки,
Сожгли и бросили дубинки из бамбука –
Переживают, что съели Кука.
 
Это такой гастрономический патриотизм прямого действия. Патриотизм воспринимается на уровне вкусовых рецепторов и динамики выделения желудочных соков. Наверное, эти люди тоже убеждены, что Победа нужна была для потребительского шабаша, поросячьего визга, до спазмов тошноты.

Посмотрите, как похожи портреты организаторов и участников инфернального «конкурса блинов» и крымских чиновниц. Глава совета из Крыма все перепутала. Тезис «надо лучше одеваться» не помог нам победить фашистов, этот тезис помог нам потерять СССР, нашу великую Родину. Чем это принципиально отличается от украинского вопля на майдане «Хочу кружевные трусики и в ЕС»? 

И Россия, и Украина строят общество потребления европейского типа.

Общество потребления – это второй незыблемый столп, на котором стоит наша постсоветская страна.  

Путин недавно объявил, что такое общество у нас построено. Украина только на пути его построения. Разница между нами в том, что на Украине готовы ради получения этого приза на всё: потерять территории, отдать природные ресурсы и даже 2/3 населения. В России элита разделилась на тех, кто ради ускоренной евроинтеграции готов на все, и на тех, кто такие затраты посчитал избыточными. 

Суверенная демократия, патриотизм, умеренная ресоветизация отпускаются по лимиту, выданному в рамках курса построения общества потребления и вхождение в Запад. Это антитезы, необходимые для движения к цели. Ибо такова воля консервативной части элиты и широких слоев населения. Именно эта элита сейчас находится в транзите и предлагает себя поддержать при голосовании за поправки к Конституции. 

В значительной степени почитание 9 Мая также находится в рамках этого супер-тренда. 

При этом, конечно, следует учитывать, что в народе ещё очень живы и глубокая связь с предками («Бессмертный Полк»), и страсть по Большой истории (Донбасс, Сирия), и коллективное чувство самосохранения (стояние на Поклонной горе). 

Цитата из фильма «Вечный Зов», которая служит эпиграфом к этому тексту, принадлежит фашисту Лахновскому. Он прямо излагает, как будет уничтожен СССР руками самих же советских граждан: «мы будем вырывать эти духовные корни большевизма, опошлять и уничтожать главные основы народной нравственности».

Чтобы подорвать монолит советского общества, необходимо привить идею о том, что главные потребности человека – физиологические, а все остальное – это пустая болтовня фантиков, «иного не дано» – вторили прорабы перестройки.

«Человек хочет жить и жрать… Войну за души людей мы выиграем!», – сказал Лахновский

Глядя на фоторепортаж из Кропоткина, понимаешь, что фашист Лахновский победил. Вопрос только в том, окончательна ли эта победа?