Перейти к основному контенту
27.07.2020 18:02

Экология Кубани на грани

Команде губернатора  команды шефа не указ?

Новости рубрики Общество
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник

Вот уж впрямь левая рука не ведает, что делает правая. А между тем жители поселка Афипского в Северском районе вновь жалуются на запаха аммиака, который, по их мнению, идет с местного  нефтеперегонного завода: «Невозможно дышать, каждый день поселок окутывает смог, запахи просто невозможные: аммиак, сера, гарь. Поселок напоминает газовую камеру. Мы задыхаемся».

Ситуация тревожная настолько, что к ее решению подключились региональные власти. По информации пресс-службы администрации края губернатор Кондратьев распорядился создать и направить в Северский район комиссию, в состав которой войдут специалисты Роспотребнадзора, врачи-эпидемиологи, экологи и сотрудники муниципалитета. «Люди опасаются за свое здоровье. Я их прекрасно понимаю. Поставьте себя на их место. Пусть туда выезжает комиссия, исследует экологическую ситуацию, возьмет пробы воздуха», – такую задачу поставил глава региона. 

Однако его первый заместитель  Андрей Алексеенко сообщил, что «для обсуждения этого вопроса руководитель Афипского НПЗ приедет в администрацию края». Вот только что-то здесь не стыкуется: губернатор-то поручил, чтобы комиссия ВЫЕХАЛА. Видимо, Алексеенко таким образом решил, что называется, вывести директора завода из-под удара. Ведь в этом случае вместо комплексного, полноценного изучения проблемы все ограничится кабинетным, кулуарным разговором.  

А, может быть, стоило бы все-таки поехать, Андрей Анатольевич? Да и Афипский-то от краевой столицы не так далеко. Да и пообщаться не только с директором в своем кабинете, а еще и с жителями, на месте? Они-то точно правду скажут. Тем более, что НПЗ - лишь одна из экологических проблем Северского района.  Выехали бы - так глядишь, заодно узнали, что очистные системы в районе изношены настолько, что их фактически нет. Из-за сбросов  безо всякой обработки фекальных стоков в реку Убин с нею произошла экологическая катастрофа. Неприятный сероводородный запах в такую жару был просто нестерпим, вода окрасилась в чёрный цвет, берега покрылись зловонными илистыми отложениями. Жители стали жаловаться во все  администрации, Росприроднадзор, Роспотребнадзор. Но… 

А ведь проблема канализационных сбросов лежит в непосредственной плоскости деятельности министерства ЖКХ, где недавно сменился руководитель и на смену уволенному уроженцу станицы Пластуновской Динского района Евгению Зименко пришел потомственный чиновник Александр Трембицкий. Вот, казалось бы, где поле для деятельности «молодого, да раннего» министра. Но нет. По всей видимости, даже несмотря на прямое указание шефа, желания ехать куда-то за пределы своих кабинетов и узнать, «чем пахнет», у чиновников нет никакого.

К сожалению, так «пахнет» по всему краю. Кубань остается привлекательным для жизни местом только для тех, кто либо не знает, как тут обстоят дела в плане экологической безопасности, либо для тех, у кого ситуация в их регионах еще хуже. Свалки с ядовитыми отходами, сбросы канализационных стоков в моря и водоемы, пересыхающие из-за человеческой алчности реки, дохнущая рыба и дельфины – и все это бывшая некогда «жемчужина России»? Неужели ни у краевых, ни у местных властей нет ресурсов для того, чтобы вмешаться в ситуацию и хоть как-то исправить ее? А там, где ресурсы есть, то нет желания? 

Взять хотя бы ту же самую печально известную белореченскую свалку. Ведь учредителем акционерного общества «Крайжилкомресурс», которое рулит там всеми процессами, является не частная лавочка, а министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края. То есть орган государственной власти. И что же тогда можно требовать от остальных? Интересно, сможет ли тот же Трембицкий повлиять на деятельность предприятия, учредителем которого является возглавляемое им министерство, или цена вопроса настолько высока, что эта свалка неприкосновенна по сути своей? 

А ведь известно, что президент Путин в жёсткой форме дал команду обеспечить «системно-превентивный подход к обеспечению экологической безопасности», дав соответствующие поручения «проанализировать работу контрольных органов, но не с позиции ужесточения ответственности и максимизации наказания, а для того, чтобы выстроить более эффективную и работающую систему экологического контроля, направленную на предотвращение в будущем подобных происшествий». 

К слову, экологическая тема находится в призме особенного внимания верховной власти: она закреплена в публичной и непубличной повестке дня и президента, и его администрации. Без нового телефона или автомобиля прожить можно. Не умрешь и от отсутствия купленной в бутике одежды из последней коллекции. А вот отравиться грязной водой из-за сгнившей водопроводной трубы или получить онкологическое или иное заболевание из-за аварии на промышленном предприятии, можно запросто. 

Возвращаясь к проблеме Афипского, очень хочется узнать – ездила ли все-таки туда высокая комиссия? И если да, то что установила. А еще интересно, что рассказал Алексеенко директор нефтеперегонного завода.

Да, кстати, в ноябре 2015 года губернатор посещал это предприятие и помимо положительной оценки экономической деятельности завода отметил, что   «немаловажным фактором для региона является и то, что компания соблюдает все экологические нормы и требования».  Вот только видать что-то за истекшие пять лет сильно разладилось.  

Ранее "Живая Кубань" рассказывала, что депутаты готовы принять скандальный закон в ущерб здоровью людей. В результате снятия запрета со складирования минеральных удобрений вблизи береговой линии и растущих финансовых аппетитов «ЕвроХима»  экологические риски в Туапсе могут повыситься.

Другие актуальные новости