Перейти к основному контенту
15.04.2014 11:44

Apple терпит поражение

Вечная битва между Apple и «всеми остальными» перешла в очередную фазу активности. Медиахолдинги, авиаперевозчики, сетевые ритейлеры и еще целый ряд компаний не желают жить по правилам, установленным «яблочниками». Стремление Apple полностью контролировать собственную экосистему известно давно. Файлы на устройство копируются через iTunes, приложения устанавливаются только через App Store, а купить iPhone в кредит можно только у авторизированных дилеров.  Но в этот раз компания зашла слишком далеко.

Apple терпит поражение

Вечная битва между Apple и «всеми остальными» перешла в очередную фазу активности. Медиахолдинги, авиаперевозчики, сетевые ритейлеры и еще целый ряд компаний не желают жить по правилам, установленным «яблочниками». Стремление Apple полностью контролировать собственную экосистему известно давно. Файлы на устройство копируются через iTunes, приложения устанавливаются только через App Store, а купить iPhone в кредит можно только у авторизированных дилеров.  Но в этот раз компания зашла слишком далеко. И на прошлой неделе соперники Джобса нанесли противнику несколько ответных ударов.

Крупнейший в мире магазин электронных книг Amazon выпустил приложение под названием Kindle Cloud Reader. С его помощью пользователь может приобретать, загружать и читать книжки, не выходя из браузера. Изюминкой софта стала функция офлайн-чтения: после завершения скачивания файл остается доступным для чтения даже без подключения к сети.

Параллельно с Amazon похожий проект презентовал лидер мирового ритейла – компания Walmart. Интернет-сервис Vudu позволяет как скачивать видео на компьютер, так и смотреть его в режиме онлайн через браузер. Несложно догадаться, что и Vudu, и Kindle Cloud Reader предназначены, в первую очередь, для работы внутри браузера iPad в обход «родного» приложения Apple.

Что же стало причиной столь откровенной вражды?

Дело в том, что рынок магазинов мобильного контента состоит из нескольких групп участников. Представители первой – создают продукцию, представители второй – продают ее клиентам. А к третьей категории относятся игроки типа Apple и Amazon, выпускающие собственные устройства для потребления контента. Отдельным звеном цепочки являются фирмы-посредники, предлагающие условия, конкурентные условиям производителя: например, продают iPad в кредит. Часто бывает, что один участник принадлежит одновременно к нескольким группам. Apple и Amazon, например, также выступают в качестве продавцов контента. В результате складывается ситуация, когда представители разных категорий вместо того, чтобы сотрудничать и дополнять друг друга превращаются в заклятых врагов.

Последней каплей стало нововведение, практикуемое Apple с февраля 2011 года – так называемая «подписная система». Суть ее в том, что от каждой продажи приложения через App Store компания Джобса получает 30%. С одной стороны, в такой схеме нет ничего предосудительного: ее можно считать аналогом арендной платы в торговом центре. Но с другой стороны, никто не согласится платить Microsoft процент от сделок, совершаемых в окне браузера Internet Explorer. С этой точки зрения, позиция Apple выглядит откровенной наглостью.

Изначально многие компании пообещали полностью отказаться от аудитории владельцев «яблочных» устройств. Однако подобная принципиальность больно бы ударила по карманам ритейлеров. Таким образом, Vudu и Kindle Cloud Reader стали своеобразным ответом Walmart и Amazon на диктатуру Apple. Чем закончиться это противостояние – закатом эпохи App Store или новым маркетинговым фокусом Джобса – покажет время.

Другие актуальные новости